![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Методы психологии развития
Методы, применяемые в той или иной исследовательской области, целиком и полностью определяются спецификой предмета изучения. Предметом психологии развития являются процессы развития, а основными исследовательскими задачами – выявление тенденций и отслеживание динамики протекания личностных изменений. В силу этого в психологии развития ведущее значение приобретают следующие методы. 1) Лонгитюдинальный (или лонгитюдный) метод часто называется «продольным исследованием». Здесь прослеживается развитие одного и того же ребенка (или группы детей) в течение длительного времени, на разных возрастных этапах. Исследование такого типа дает возможность построить индивидуальную кривую развития каждого ребенка и соотнести уровень его развития с возрастной нормой. Организация лонгитюдного исследования предполагает одновременное использование других методов: наблюдения, тестирования, анализа продуктов деятельности, эксперимента. 2). Метод срезов и сравнительный метод. Суть метода срезов (так называемое «поперечное» исследование) состоит в следующем: в достаточно больших детских группах с помощью конкретных методик (тест, беседа, констатирующий эксперимент и др.) изучается определенный аспект развития, например, уровень интеллекта. В результате получают данные, характерные для этой группы детей одного возраста. Недостаток метода срезов заключается в том, что результат такого исследования часто представлен характеристикой «усредненного» ребенка соответствующего возраста как абстрактного носителя измеряемых психологических свойств. Когда делается несколько срезов, подключается сравнительный метод: данные по каждой возрастной группе сравниваются между собой и на основе этого делаются выводы о том, какие тенденции развития здесь наблюдаются и чем они обусловлены. Итак, мы рассмотрели особенности методов, заключающиеся в различии стратегий организации исследований – лонгитюдный метод, метод срезов и сравнительный метод. Наряду с ними в исследованиях психологии развития используются и общепсихологические методы – наблюдение, беседа, анализ продуктов деятельности, эксперимент и др. Контрольные вопросы по теме: 1. Что изучает психология развития? Какие разделы выделяются в структуре психологии развития? 2. Назовите круг задач психологии развития. 3. Что общего и различного в понятиях: рост, формирование, развитие? 4. Какие факторы определяют психическое развитие человека? 5. Раскройте сущность понятий «зона актуального развития» и «зона ближайшего развития». 6. Раскройте сущность понятия «ведущий вид деятельности»? 7. Роль возрастных кризисов в психическом развитии? 8. Какова роль сензитивных периодов в психическом развитии ребенка? 9. Какое практическое значение (для педагога) имеет знание закономерностей психического развития? 10. Каковы характеристики основных методов психологии развития? 11. Каковы характеристики вспомогательных методов возрастной психологии? 12. В чем преимущества и недостатки наблюдения и эксперимента? 13. Какова специфика применения метода тестирования в исследовании ребенка?
Литература: 1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учеб. пособие для студентов вузов. М.: Академия, 1997. 2. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебник для студентов вузов. – М: Академический проект. 2001. 3. Аснин В.И. Об условиях надежности психологического эксперимента: Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. Ч. 1. М., 1980. 4. Возрастная и педагогическая психология / М.В. Гамезо, М.В. Матюхина, Т.С. Михальчик. М., 1984. 5. Выготский Л.С. Собрание сочинений. Т. 3. М., 1983. 6. Гальперин П.Я. Метод " срезов" и метод поэтапного формирования в исследовании детского мышления // Вопросы психологии. 1966. № 4. 7. Гамезо М.В., Герасимова В.С., Горелова Г.Г., Орлова Л.И. Возрастная психология: личность от молодости до старости. М., 2001. 8. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. М.: Изд. УРАО, 1997. 9. Мухина В.С. Возрастная психология. М.: Изд. Академия, 1998. 10. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. М., 2004. 11. Эльконин Б.Д. Введение в психологию развития. М., 1995.
|