Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Психологическая характеристика способностей






Одной из задач психологической теории является определение сущности способностей, закономерностей их развития и проявления, а так же путей их формирования. Существует специальная область дифференциальной психологии, исследующая индивидуально-психологические различия людей. Проблема способностей может быть рассмотрена как особое индивидуализирующее психическое явление.

Способности – это внутренние условия развития человека, которые формируются в процессе взаимодействия его с окружающим миром. Понятие «способность» включает в себя три основных признака: 1) это индивидуально – психологические особенности, отличающие одного человека от другого. Это особенности ощущений и восприятия, памяти, мышления, воображения, эмоций и воли, отношений и двигательных реакций и пр. 2) способности имеют отношение к выполнению какой-либо деятельности или многих деятельностей. 3) они не сводятся к наличным навыкам, умениям и знаниям человека, но объясняют легкость и быстроту приобретения этих знаний и навыков.

Способности – это такие индивидуально-психологические особенности человека, которые отвечают требованиям данной деятельности и являются условием ее успешного выполнения. Они делают человека пригодным к успешному выполнению определенной деятельности.

Природную основу развития способностей составляют задатки. Задатки – это особенности строения мозга и нервной системы, органов чувств и движений, функциональные особенности организма, данные каждому от рождения. К ним относятся врожденные особенности зрительного и слухового анализаторов, типологические свойства нервной системы, ее выносливость, умственная работоспособность, уровень развития и соотношения первой и второй сигнальной системы.

Но задатки – лишь предпосылки развития способностей. На основе одних и тех же задатков формируются разные способности. Раннему пробуждению задатков способствуют благоприятная среда, воспитание и обучение. Важно занятие соответствующей деятельностью. Способности человека развиваются и отрабатываются на том, что человек делает.

Выделяют два уровня развития способностей: репродуктивный (высокая способность овладевать умением, усваивать знания, овладевать деятельностью, действовать по образцу) и творческий (создание нового, оригинального).

Виды способностей: различают способности общие, которые проявляются везде, и специальные, которые проявляются в какой-то одной области. Специальные способности представляют собой своеобразную форму проявления общих родовых человеческих качеств в данных конкретных социальных условиях. В психологической литературе специальным способностям посвящен ряд работ. Это работы Б.М. Теплова о музыкальных способностях, К.К. Платонова о летных способностях, В.И. Кириенко об изобразительных способностях, Л.И. Уманского об организаторских способностях, В.А. Крутецкого о математических способностях. Рассмотрим некоторые из них. Б.М. Теплов пришел к выводу, что для осуществления данного вида деятельности необходима музыкальность, под которой он понимает комплекс специфических, свойственных только музыкальной деятельности способностей. Основными способностями, составляющими музыкальность, по Б.М. Теплову, являются: 1) музыкальный слух в его двух компонентах – звуковысотном и ладовом; 2) музыкально-репродуктивная способность (способность к слуховому восприятию); 3) музыкально-ритмическое чувство. Л. И. Уманский, изучая способности к организаторской деятельности, пришел к выводу, что можно выделить 18 типичных качеств, свойств личности, которые присущи способным организаторам: 1) способность «заряжать» своей энергией других людей, активизировать их; 2) практически-психологический ум; 3) способность понимать психологию людей и верно на нее реагировать; 4) критичность; 5) психологический такт; 6) общий уровень развития; 7) инициативность; 8) требовательность к другим людям; 9) склонность к организаторской деятельности; 10) практичность; 11) самостоятельность; 12) наблюдательность; 13) самообладание, выдержка; 14) общительность; 15) личная активность; 17) работоспособность; 18) организованность. Автор считает, что для осуществления организаторской деятельности необходимо единство всех этих качеств. Изучение структур способностей к конкретным видам общественно полезной деятельности идет по линии пересечения более частных способностей, совокупность которых, по мнению авторов, и составляет способность к тому или иному конкретному виду деятельности.

Рассмотрим классификацию уровней развития способностей, в которой выделяют: одаренност ь – сочетание способностей, которое обеспечивает человеку возможность успешного выполнения какой-либо деятельности; талант – высокая ступень развития способностей; гениальность – это наивысшая ступень проявления творческих сил человека. Гений открывает и создает новое, а талант это новое понимает, быстро усваивает, прилагает к жизни и продвигает вперед.

Необходимо отметить, что природа способностей – биосоциальна.

Контрольные вопросы по теме:

1. Дайте характеристику темперамента и его физиологической основы.

2. Раскройте суть понятия «характер».

3. В чем выражаются особенности характера как психического феномена?

4. Какие закономерности формирования характера вы знаете?

5. Что вы знаете о классификации черт характера?

6. Как характер проявляется через деятельность?

7. Расскажите о концепциях акцентуаций характера, предложенных К. Леонгардом и А.Е. Личко.

8. В чем проявляется взаимосвязь характера и темперамента?

9. Что такое способности? Охарактеризуйте их физиологическую основу, виды и уровни развития.

 

Литература:

1. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: В 2т. Т.2. М., 1980.

2. Бодалев А.А. Психология о личности. М., 1988.

3. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций: Учебное пособие для вузов. М.: ЧеРо, 1997.

4. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. СПб.: Свет, 1997.

5. Злобин А. Т. К проблеме темперамента. //Вопросы психологии. №5. 1990.

6. Леонгард К. Акцентуированные личности. Киев: Вища школа, 1989.

7. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. Л.: Медицина, 1983.

8. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2т. М., 1989.

9. Сапогова Е.Е. Задачи по общей психологии: Учебное пособие для вузов. М.: Аспект Пресс, 2001.

10. Страхов И.В. Психология характера. Саратов: СГПИ, 1970.

11. Теплов Б.М. Избранные труды: В 2-х т. Т.1. М.: Педагогика, 1985.

 


Вопросы для промежуточной аттестации

1. Что изучает «Психология человека»?

2. Характеристика основных методов психологии.

3. Характеристика вспомогательных методов психологии.

4. История становления науки.

5. Развитие психики в филогенезе.

6. Сознание человека. Бессознательное.

7. Общее понятие деятельности. Потребности. Мотивы.

8. Характеристика основных видов деятельности. Освоение деятельности (умения, навыки, привычки).

9. Человек как личность.

10. Индивидуальность и универсальность бытия человека.

11. Человек как субъект деятельности.

12. Феномен универсума.

13. Структура личности по К.К. Платонову.

14. Психологическая характеристика речи.

15. Активность и направленность личности.

16. Понятие, функции и виды общения.

17. Структура общения.

18. Понятие, функции, виды внимания.

19. Свойства внимания и их развитие.

20. Понятие, виды ощущений.

21. Свойства и закономерности ощущений.

22. Понятие восприятия, основные классификации.

23. Свойства восприятия.

24. Восприятие пространства, движения, времени.

25. Общее понятие памяти, виды памяти.

26. Процессы памяти. Условия успешного запоминания и хранения информации.

27. Индивидуальные особенности и типы памяти.

28. Понятие, виды мышления.

29. Процессы мышления.

30. Формы и способы мышления.

31. Понятие воображения, его виды.

32. Природа, функции и формы воображения.

33. Понятие, характеристика, виды эмоций.

34. Характеристика, виды чувств, их развитие.

35. Общая характеристика воли.

36. Структура волевого действия, волевые качества человека.

37. Эмоции и чувства: сравнительная характеристика.

38. Темперамент и тип высшей нервной деятельности.

39. Характеристика типов темперамента.

40. Природа, структура характера, его формирование.

41. Сущность, структура и виды способностей.

42. Культурно-историческая теория Л. С. Выготского.

43. Теория деятельности А. Н. Леонтьева.

44. Психодинамическая теория развития личности человека З. Фрейда.

45. Бихевиоризм как наука о поведении.

46. Гуманистический подход в понимании сущности человека.

 

 


 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.012 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал