Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Периодизация психического развития по Д.Б. Эльконину
1 ЭПОХА РАННЕГО ДЕТСТВА Кризис новорожденности (Кризис отношения) Младенческий возраст (0-1 год). Ведущий тип деятельности – непосредственно-эмоциональное общение [ I тип]. Кризис одного года (Кризис мировоззрения) Раннее детство (1-3 года) Ведущий тип деятельности – предметно-манипулятивная [II тип]. Кризис трех лет (Кризис отношения)
2 ЭПОХА ДЕТСТВА Дошкольное детство (3-7 лет) Ведущий тип деятельности – ролевая игра [ I тип]. Кризис семи лет (Кризис мировоззрения) Младший школьный возраст (7-11 лет) Ведущий тип деятельности – учебная деятельность [II тип]. Подростковый кризис (Кризис отношения)
3 ЭПОХА ПОДРОСТНИЧЕСТВА Подростковый возраст (11-15 лет) Ведущий тип деятельности – интимно - личностное общение (Д.Б. Эльконин, 1971), общественно–полезная деятельность, которая включает в себя трудовую, учебную, общественно-организаторскую, спортивную, художественную и т. д. (В.В. Давыдов, 1990) [Iтип]. Кризис 15 лет (Кризис мировозрения) Ранняя юность. Старший школьный возраст (15-17 лет) Ведущий тип деятельности – учебно–профессиональная [II тип] Кризис 17 лет (Кризис отношения) Формы общения по Лисиной М.И. М.И. Лисина понимает общение как деятельность, направленную на субъекта. Она выделяет формы общения, свойственные детям различного возраста и показывает их взаимосвязь с ведущим типом деятельности (см. табл. 2). Таблица 2 Взаимосвязь формы общения и ведущего типа деятельности (по М.И.Лисиной)
Итак, основные положения культурно-исторического подхода следующие: 1) Процесс развития – процесс непрерывного самодвижения, в ходе которого возникают качественно новые, не существовавшие прежде качества – новообразования возраста. 2) Развитие человека происходит под действием опосредованных самим ребенком воздействий среды. 3) Возраст как качественно своеобразный этап психического развития и единица анализа процесса развития характеризуется уникальным сочетанием социальной ситуации развития, ведущего типа деятельности и основных новообразований развития.
|