![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Психологические проблемы обучаемости
Понятие обучаемости введено в научное знание Н.А. Менчинской. Обучаемость является одним из показателей готовности человека к учению, к усвоению знаний в условиях конкретной образовательной системы. Обучаемость в широком смысле слова можно трактовать как потенциальную возможность овладения новыми знаниями в содружественной со «взрослыми» работе (Б.В. Зейгарник), как «зону ближайшего развития» (Л.С. Выготский). Важно положение А.К. Марковой, которая считает, что обучаемость – это восприимчивость ученика к усвоению новых знаний, его готовность к переходу на новые уровни умственного развития. Обучаемость – это общая характеристика психического развития, позволяющая достичь более высокого уровня в формировании обобщенных принципов действия и способов действия. Обучаемость характеризуют: - психофизиологические процессы (возбуждение и торможение, их соотношение, работоспособность, скорость реакций, темп, ритм деятельности); - сенсорные и перцептивные процессы (схватывающий или детализирующий тип восприятия, избирательность восприятия, чувствительность, особенности развития зрительного и слухового ощущений); - мнемическая функция (использование приемов запоминания, включение деятельности в запоминание, установка на долговременное и прочное запоминание, активное использование типа запоминания и т.д.); - опора на гибкость мышления; - скорость мышления; - саморегуляция устойчивости, распределение внимания и др. Марковой А.К. предложены следующие показатели обучаемости: · активность ориентировки в новых условиях; · инициатива в выборе необязательных решений, самостоятельное обращение к более трудным заданиям могут быть соотнесены с понятием интеллектуальной инициативы как единицы творческой активности; · настойчивость в достижении цели и «помехоустойчивость» как умение работать в ситуациях отвлечения, препятствий; · восприимчивость, готовность к помощи другого человека, отсутствие сопротивления. Обучаемость соотносится с понятием обученность как совокупностью всех характеристик психического развития, которые суть результата предыдущего обучения. Каждый учащийся владеет определенным запасом знаний и тем или иным уровнем умения учиться. Это принято называть обученностью. Обученность – это, с одной стороны, результат прошлого опыта, с другой – цель предстоящего обучения. Степень обученности зависит от степени реализации цели обучения. Поэтому задача обучения – создать условия реализации обучаемости и перехода ребенка к новому уровню обученности. Обученность включает: · наличный, имеющийся к сегодняшнему дню, запас знаний; · сложившиеся учебные действия, умения и навыки. Маркова А.К. выделила основные «пласты» развития и их показатели в соответствии с уровнями психического развития. Среди основных «пластов» уровня актуального развития она выделила обученность, развитость и воспитанность, а в зоне ближайшего развития – обучаемость, развиваемость, воспитуемость. Обучаемость – это динамическая характеристика. В разные возрастные периоды обучаемость одного человека может меняться, возрастать, ослабевать.
Контрольные вопросы по теме: 1. Что такое развитие? Какие показатели развития можно выделить? 2. В чем суть разных подходов к решению проблемы взаимосвязи обучения и развития? 3. Дайте определение понятию «обучаемость». Какие показатели обучаемости вам известны?
Литература: 1. Айсмонтас Б.Б. Педагогическая психология: Схемы и тесты. М., 2002. 2. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., 1996. 3. Зимняя И.А. Педагогическая психология: учебное пособие. Ростов н/Д., 2010. 4. Нестерова О.В. Педагогическая психология в схемах, таблицах и опорных конспектах. М., 2008. 5. Шиянов Е.Н., Котова И.Б. Развитие личности в обучении. М., 2000. 6. Ткачева М.С. Педагогическая психология. М., 2008
|