![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Усвоение знаний в учебной деятельности
Процесс усвоения знаний как предметная деятельность характеризуется следующими моментами: - во-первых, это процесс, воспроизводящий общественно выработанные виды и способы деятельности в конкретно-исторических нормативах. Поэтому при организации обучения необходимо предварительно выделить: вид предметной деятельности, подлежащей усвоению, и учебную задачу, в которой она должна реализовать себя; выделить и фиксировать нормативы усваиваемой деятельности (параметры, и показатели); организовать ситуацию, в которой учащийся мог бы принять эту учебную задачу; - во-вторых, усвоение есть деятельность, последовательно меняющая характеристики, сначала она выступает в материальной, внешней, развернутой форме, а потом через ряд промежуточных этапов превращается во внутреннюю, свернутую, автоматизированную форму. В соответствии с этим должна быть намечена программа усвоения (этапы) – формы действия и другие характеристики, которые оно приобретает на каждом из параметров. П.Я. Гальперин выделяет следующие этапы этого процесса: материальная (материализованная) форма действия; форма речевого действия вслух; речевая форма (про себя); форма внутренней речи («умственная»). Эти этапы необходимы в общем процессе усвоения. Теория усвоения знаний в результате выполнения учащимися определенной системы действий по этапам была разработана П.Я. Гальпериным и Н.Ф. Талызиной (см. теории обучения). Согласно их концепции процесс усвоения проходит следующие этапы: - этап предварительного ознакомления с действием и условиями его выполнения; - этап составления ориентировочной основы действия (учащимся показывают, как в каком порядке выполнять действие); - этап организации материального действия (работа с реальными предметами, с моделями); предметная деятельность сочетается с речевой; - этап формирования действия как внешне-речевого; действия представлены в форме внешней речи, словесного анализа (учащийся проговаривают содержание вслух). - этап выполнения действия в уме – «про себя»; на первых порах действие сохраняет развернутость, осознанность, но потом начинает сокращаться, свертываться, многие компоненты перестают осознаваться, нарастает быстрота и легкость выполнения. В процессе усвоения знаний выделяют два аспекта: организация ориентировочной деятельности учащегося, определяющей содержание и способ его ориентировки, и интериоризация действия, в котором ориентировка формируется как мысль. Главное лицо в учебном процессе – ученик. Усилия учителя направлены на то, чтобы он учился. Для этого необходимо, чтобы ученик хотел учиться и мог это делать. Умение учиться состоит из разного вида познавательных действий, направленных на получение новых знаний, новых операциональных систем. Эти действия объединяются в умение учиться по выполняемой ими функции: они являются познавательными средствами. Учитель, приступая к изучению любого предмета, любой темы, должен быть уверен, что учащиеся владеют всеми необходимыми познавательными средствами для усвоения материала этого предмета. Если не владеют – необходимо сформировать недостающие действия или в ходе работы с предметным материалом, или до этого.
Контрольные вопросы по теме: 1. В чем сущность учебной деятельности? 2. Назовите основные особенности учебной деятельности. 3. Разграничьте понятия: «учебная деятельность», «учение», «обучение», «научение». 4. Какова структура учебной деятельности? Дайте характеристику элементам учебной деятельности. 5. Обоснуйте психолого-педагогические условия усвоения знаний.
Литература: 1. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., 1996. 2. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. М., 1985. 3. Гузеев В.В. Эффективные образовательные технологии М., 2005. 4. Мандель Б.Р. Педагогическая психология: ответы на трудные вопросы.: Учеб. пособие. Ростов н/Д., 2007. 5. Зимняя И.А. Педагогическая психология: учеб. пособие. Ростов н/Д., 1997.
|