Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Цели воспитания в психолого-педагогической науке






Воспитание – целенаправленный процесс. Цели воспитания не устанавливаются раз и навсегда и не являются постоянными в любом обществе. Изменения в развитии общества задают новые цели воспитания в виде требований, предъявляемых к личности человека. Но существуют и такие личностные качества, которые остаются востребованными в любом обществе, став непреходящими общечеловеческими ценностями. Это порядочность, гуманность, духовность (приоритет высоких нравственных идеалов над сиюминутными потребностями и влечениями, постоянное стремление к нравственному самосовершенствованию), свобода (стремление к внутренней и внешней независимости), ответственность (готовность брать на себя обязательства). Общая цель воспитания состоит в том, чтобы сделать детей высоконравственными, духовно богатыми, внутренне свободными и ответственными личностями. Воспитание становится эффективным, когда педагог специально выделяет его цель, к которой стремится. Наибольшая эффективность достигается в том случае, когда цель воспитания известна и понятна воспитаннику, и он соглашается с ней, принимает ее.

Цели воспитания – ожидаемые изменения в человеке, осуществляемые проведением специально организованных воспитательных действий и акций. Они задаются обществом, государством, отдельными социальными группами (например, в образовании частном, духовном, но и там они обусловлены социальным заказом).

Большинство специалистов в определении целей опираются на аксиологический подход: цели воспитания должны базироваться на принятых в обществе ценностях. Серьезный анализ ценностей как основы для определения целей воспитания сделан Н.Д. Никандровым в книге «Россия: социализация и воспитание на рубеже тысячелетий». Цель социализации и воспитания – «патриот России, ориентированный на приоритет национальных российских ценностей при уважении к ценностям других культур; стремящийся в разумных пределах сочетать личные интересы с интересами общества, государства и других людей; способный правильно выбирать жизненные цели, избегая как крайностей коллективизма, так и крайностей индивидуализма; терпимый к другим людям и их ценностям; понимающий что идеальные общественные устройства суть лишь абстрактные модели, что реальная ориентация человека есть ориентация на непрерывное поступательное общественное и личное развитие в рамках социального мира, справедливости, равенства прав и возможностей» и т.д. (Н.Д.Никандров).

Цель воспитания носит конкретно-исторический характер, как и само воспитание. Она меняется и определяется идейными и ценностными ориентирами в обществе. На современном этапе развития общества основной целью воспитания выступает: развитие Человеческого в Человеке (В.П. Зинченко). Кроме того важно воспитание инициативного, предприимчивого, стремящегося к успеху человека.

В концепции воспитательной деятельности образовательных учреждений Воронежской области на 2006-2011г. сформулирована такая цель воспитания – становление и развитие качеств личности на основе нравственных ценностей и исторического опыта России через деятельностное отношение к окружающему миру, людям, к себе, направленное на формирование активной жизненной позиции.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал