![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Проблемное обучение
Проблемное обучение – способ организации деятельности учащихся, основанный на получении новых знаний посредством решения теоретических и практических проблем в создающихся в силу этого проблемных ситуациях (В. Оконь, М.М. Махмутов, А.М. Матюшкин, Т.В. Кудрявцев и др.). Проблемное обучение может быть разного уровня. 1. Учитель ставит проблему, формулирует ее, решает. Ученик запоминает решение проблемы. 2. Учитель ставит проблему, формулирует ее, ученик решает проблему в совместной деятельности с учителем. 3. Учитель ставит проблему, формулирует ее, а решает проблему ученик. 4. Учитель проводит общую организацию, контроль, руководство. Ученик осознает проблему, формулирует ее, решает проблему. Проблемное обучение может способствовать реализации двух целей: сформировать у учащихся необходимую систему знаний, умений и навыков; достичь высокого уровня развития школьников, развития способности к самообучению, самообразованию. Обе эти задачи могут быть реализованы с большим успехом именно в проблемном обучении, т.к. усвоение учебного материала происходит в ходе активной поисковой деятельности учащихся, в процессе решения ими системы проблемно-познавательных задач. Достоинствами проблемного обучения являются: - способствует формированию определенного мировоззрения учащихся, ибо высокая самостоятельность усвоения знаний обусловливает возможность трансформации их в убеждения; - формирует личностную мотивацию учащегося, его познавательные интересы; - развивает мыслительные способности учащегося; - помогает формированию особого стиля умственной деятельности, развитию диалектического мышления учащихся; Недостаткамипроблемного обучения выступают: - оно меньше, чем другие типы обучения применимо при формировании практических умений и навыков; - требует больших затрат времени для усвоения одного и того же объема знаний по сравнению с другими типами обучения. Сущность проблемного обучения сводится к тому, что в процессе обучения в корне изменяется характер и структура познавательной деятельности учащегося, приводящее к развитию творческого потенциала личности учащегося. Главным и характерным признаком проблемного обучения является проблемная ситуация. Проблемная ситуация для человека возникает, если есть познавательная потребность и интеллектуальные возможности решать задачу, а также имеются затруднения, противоречия между старым и новым, известным и неизвестным, данным и искомым, условиями и требованиями. Проблемные ситуации могут создаваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении, закреплении, контроле.
|