![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Принципы воспитания
Принципы воспитания – система исходных, основных требований к воспитанию, определяющая содержание, формы, методы воспитания и обеспечивающие его успешность. Принципы отражают внутренние существенные стороны деятельности воспитателя и воспитанника и определяют эффективность воспитания. Современная отечественная система воспитания опирается на следующие принципы: природосообразности; культуросообразности; общественная направленность воспитания; связь воспитания с жизнью; опора на положительное в воспитании; личностный подход; воспитание в коллективе и через коллектив; единство воспитательных воздействий (требований); воспитание в труде; сочетание педагогического руководства и самодеятельности воспитанников; преемственность воспитательных воздействий; уважение к воспитуемому в сочетании с требовательностью к нему; учет половозрастных и индивидуальных свойств человека. В современной отечественной науке вопрос о принципах не имеет однозначного общепринятого решения. Различные авторы предлагают более или менее отличающиеся друг от друга принципы и их сочетания. Щуркова Н.Е. разработала три принципа воспитания: принцип ориентации на ценностные отношения, принцип субъектности и принцип принятия ребенка как данности. Принцип ориентации на ценностные отношения означает постоянство профессионального внимания педагога к отношениям воспитанников к социально-культурным ценностям /природе, человеку, обществу, труду, познанию/, ценностным основам жизни – добру, истине, красоте/. Условием реализации принципа ориентации на ценностные отношения выступают философская и психологическая подготовка педагога. Принцип субъектности означает, что педагог максимально содействует развитию у воспитанников способности развивать свое «Я» в связях с другими людьми и миром, осмысливать свои действия, предвидеть их последствия для себя, других, производить осмысленный выбор жизненных решений. Принцип субъектности исключает жесткий приказ в адрес детей, предполагает совместное с ребенком принятия решения. Принцип принятия ребенка как данности означает признание за ребенком права на существование его таким, каков он есть, уважение к истории его жизни, признание ценности его личности, ее уважение вне зависимости от успехов, развития, положения, способностей. Данный принцип вытекает из попытки согласовать социальные нормы, правила жизни и автономность неповторимой личности каждого ребенка. Границы принятия данности существуют: они отражены в двух «нельзя» - нельзя посягать на другого человека и нельзя не работать, не развивать себя. Эти запреты безусловны и категоричны для человека современной культуры. Союз трех принципов воспитания придает воспитанию гармонически сочетающиеся характеристики: философическую, диалогическую, этическую. Они не могут существовать одна без другой, точно так же, как реализация одного из названных принципов современного воспитания в оторванности от других невозможна. Амонашвили Ш.А. сформулировал следующие принципы педагогического процесса: · познание и усвоение ребенком в педагогическом процессе истинно человеческого; · недопустимость использования в педагогическом процессе средств, способных спровоцировать ребенка на антисоциальные проявления; · познание ребенком себя как человека; · совпадение интересов ребенка с общечеловеческими интересами; · предоставление ребенку в педагогическом процессе простора для проявления истинной индивидуальности; · очеловечивание обстоятельств в педагогическом процессе; · определение качеств формирующейся личности ребенка, его образованности, воспитанности и развития в зависимости от качества образовательно-воспитательного процесса. Следование этим принципам не позволит учителю стать авторитарным в педагогическом процессе, отгороженным от действительной жизни детей.
Контрольные вопросы по теме: 1. Назовите основные трактовки понятия «воспитание». 2. В чем особенности проблемы целей воспитания? 3. Почему существует проблема содержания воспитания в современной школе? 4. Каковы функции принципов воспитания?
Литература: 1. Айсмонтас Б.Б. Педагогическая психология: Схемы и тесты. М., 2002. 2. Зимняя И.А. Педагогическая психология: учебное пособие. Ростов н/Д., 2010. 3. Нестерова О.В. Педагогическая психология в схемах, таблицах и опорных конспектах. М., 2008. 4. Селиванова Н.Л. Воспитание: проблемы, вопросы, прозрения //Воспитание в школе. 2010. №1. С.5-11.
|