Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Менеджер как субъект управленческой деятельности, основные роли, требования.






 

Слово «менеджер» имеет несколько значений:

наемный профессиональный управляющий;

специалист по управлению производством;

предприниматель в профессиональном спорте.

Менеджер - наемный работник, занимающий определенную руководящую должность в организации. В то же время менеджер может быть и совладельцем

своего предприятия, иметь его акции.

Таким образом, менеджер – это член организации, который осуществляет управленческие функции и решает управленческие задачи.

Менеджер-проф. управляющий имеющий спец. подготовку. Сущность деятельности менеджера на протяжении всего времени остается неизменным. Главная его функция-управлять! Основная задача менеджеров состоит «в создании окружающих условий групповой деятельности таким образом, чтобы индивиды вносили свой вклад в достижение групповых целей с минимальной затратой денег, времени, усилий и материалов, а также с минимальными неудобствами».

Менеджеры – ключевые фигуры организации, хотя они выполняют различные управленческие функции, решают различные управленческие задачи. Независимо от своего места в организации, объёма работы, менеджеры играют в организации множество различных ролей.

Роль – это определенный шаблон, стереотип, модель поведения человека, объективно заданная с социальной позиции личности в системе общественных или личных отношений.

Известный ученый Генри Минцберг выделил наиболее важные управленческие роли менеджера. Эти роли можно классифицировать на три категории:

- межличностные роли (главный руководитель, лидер, связующее звено);

- информационные роли (приемник информации, распространитель информации, представитель);

- роли по принятию решений (предприниматель, устраняющий нарушения; распределитель ресурсов; ведущий переговоры).

1) Главный руководитель. Символический глава в обязанности которого входит выполнение обычных обязанностей правового или социального характера.

2) Лидер. Ответственный за мотивацию и активизацию подчиненных, за набор, подготовку работников и связанные с этим обязанности.

3) Связующее звено. Обеспечивает работу саморазвивающейся сети внешних контактов и источников информации.

4) Преемник информации. Разыскивает и получает разнообразную информацию специализированного характера, которая успешно используется в интересах дела; выступает как нервный центр внешней и внутренней информации, поступающей в организацию.

5) Распространитель информации. Предает информацию, полученную из внешних источников или от других подчиненных членам организации; часть этой информации носит чисто фактический характер, другая требует интерпретации отдельных фактов для формирования взглядов организации.

6) Представитель. Передает информацию для внешних контактов организации относительно планов, политики, действий, результатов работы организации, действует как эксперт по вопросам данной отрасли.

7) Предприниматель. Изыскивает возможности внутри самой организации и за ее пределами, разрабатывает и запускает «проекты по совершенствованию», приносящие изменения, контролирует разработку определенных проектов.

8) Устраняющий нарушения. Отвечает за корректировочные действия, когда организация оказывается перед необходимостью важных и неожиданных нарушений.

9) Распределитель ресурсов. Ответственный за распределение всевозможных ресурсов организации – это фактически сводится к принятию или одобрению всех значительных решений в организации.

10) Ведущий переговоры. Ответственный за представительство организации на всех значительных и важных переговорах.

Минцберг указывал, что роли не могут быть независимыми одна от другой. Наоборот, они взаимосвязаны и взаимодействуют для создания единого целого. Межличностные роли вытекают из полномочий и статуса руководителя в организации и охватывают сферу его взаимодействия с людьми. Эти межличностные роли могут сделать руководителя пунктом сосредоточения информации, что дает ему возможность и одновременно заставляет играть информационные роли, и действовать в качестве центра обработки информации. Принимая на себя межличностные и информационные роли, руководитель способен принимать решение: распределять ресурсы, улаживать конфликты, осуществлять поиск возможностей для организации, вести переговоры от имени организации. Все эти роли, вместе взятые определяют объем и содержание работы менеджера независимо от характера конкретной организации.

Организация не может существоватъ без менеджеров, ибо они:
• обеспечивают выполнение организацией ее основного предназначения;
• проектируют и устанавливают взаимодействие между отдельными операциями и действиями, выполняемыми в организации;
• разрабатывают стратегии поведения организации в изменяющемся окружении;
• являются основным информационным звеном связи организации с внешней средой;

·несут формальную ответственность за результаты деятельности организации;
• официально представляют организацию на церемониальных мероприятиях.

Требования:

1) менеджер – управляющий-человек обладающий не только формальной властью, но и имеющий авторитет среди сотрудников;

2) менеджер – дипломат-умеющий вести переговоры, как с внешней средой, так и с внутренней;

3) менеджер – лидер-знающий процесс производства, умеющий убедить окружающих в правильности своей речи;

4) менеджер – воспитатель-прививает традиции нормы, правила поведения;

5) менеджер – человеческое существо- личность, ко-рая обладает определенным характером и поведением.

7. Управленческий цикл: сущность и содержание. Краткая характеристика общих функций управления.

Достигая целей управления, субъект управления выполняет определенные функции, которые являются основными структурными единицами управленческой деятельности.

В науке до сих пор не выработано единого подхода к толкованию функций управления. В основе многообразия различных определений функций управления лежат два основных подхода. Сторонники первого подхода под функциями понимают вид управленческой деятельности, продукт разделения труда и специализации в сфере управления. Сторонники второго подхода рассматривают функции управления как составляющие стадии управленческого процесса (или управленческого цикла).

Впервые функции управления выделил основатель школы административного управления Анри Файоль: планирование, организовывание, руководство, координацию, контроль.

Представитель той же школы Л.Гьюлик расширил и уточнил классификацию, предложив семь функций: планирование, организация, работа с персоналом, оперативное руководство, координирование, контроль и отчетность, составление бюджета.

Отечественные исследователи предлагают различные перечни функций управления и разное их толкование: планирование, организовывание, мотивация, контроль и координация, или анализ, прогнозирование, целеполагание, планирование, организация, координация, мотивация, контроль, коммуникация, принятие решений.

Существует точка зрения, что перечисленные выше функции управления являются функциями взаимодействия субъекта и объекта управления, которые необходимы для реализации функции предназначения, т.е. функции адаптации и развития системы управления.

Функции управления неразрывно связаны между собой. Они образуют управленческий цикл. Управленческий цикл совокупность целенаправленных и непрерывных действий, предпринимаемых субъектом управления для достижения поставленных целей. Функции управления являются стадиями управленческого цикла.

Рассмотрим краткое содержание каждой из основных функций управления.

Целеполагание. Одной из главных функций управления является установление целей ради достижения которых создается, функционирует и развивается организация. Целеполагание – это исходный момент в деятельности субъекта управления. Целевая функция начинается с установления миссии организации. Она не зависит от текущего состояния организации, не переписывается постоянно. Миссия формулируется высшим руководством, которое несет полную ответственность за ее воплощение в жизнь. Миссия должна быть понятна и принята всеми участниками управленческого процесса. В хорошо сформулированной миссии даются ответы на следующие вопросы: для чего создана организация, какую потребность она удовлетворяет, каковы принципы ее деятельности.

На основе миссии вырабатываются цели. Цель – это конкретизация миссии в форме доступной для управления процессом ее реализации. Хорошо сформулированные цели должны быть:

- измеримы, т.е. любая качественная цель должна быть количественно измерима;

- достижимы, т.е. реальны;

- ориентированы на определенные интервалы времени;

- взаимосвязаны друг с другом, не противоречивы и согласованы между собой;

- адресны и контролируемы.

Как правило, организация ставит не одну, а несколько целей, которые важны для функционирования и развития. Наряду со стратегическими целями существуют тактические, кроме экономических перед организациями стоят социальные, организационные, научные, политические цели, кроме внутренних – внешние цели и т.д.

Функция целеполагания тесно связана с функцией планирования, сущность которой в составлении планов организации. План – это решение относительно системы мероприятий, предусматривающей порядок, последовательность, сроки и средства выполнения этих мероприятий.

Соответственно, планирование включает:

- установление целей и задач;

- разработку стратегии, программ и планов для достижения целей;

- определение необходимых ресурсов и их распределение по целям и задачам;

- доведение планов до тех, кто должен их выполнять.

План становится основой деятельности организации, так как без него невозможно обеспечить согласованность в работе подразделений, контролировать процессы, определять потребность в ресурсах, стимулировать трудовую активность сотрудников организации. Сам процесс планирования позволяет более четко формулировать целевые установки организации и использовать систему показателей деятельности необходимую для последующего контроля результатов. Кроме того, планирование укрепляет взаимодействие руководителей разных служб организации. Стратегическое планирование определяет основные цели и направления действий организаций и обеспечивает достижение выбранных целей путем использования имеющихся преимуществ и создания новых. Стратегический план – это программа укрупненных действий по достижению поставленных целей.

Составной частью планирования является прогнозирование – научно обоснованная деятельность по составлению прогнозов. Прогноз – это вероятностное, научно обоснованное суждение о перспективах, возможных состояниях того или иного объекта в будущем и (или) об альтернативных путях и сроках достижения будущих состояний. Прогнозы, закладываемые в основу стратегического планирования, показывают возможные направления будущего развития организации, рассматриваемой в тесном взаимодействии с окружающей ее средой. В свою очередь стратегические планы составляют основу текущих планов, с помощью которых организуется работа предприятия.

Организация – функция управления, задачей которой является формирование структуры организации. Организовать – это значит разделить на части и делегировать выполнение общей управленческой задачи путем распределения ответственности и полномочий, а также установления взаимосвязей между различными видами работ. О функции организации А.Файоль писал: «Организовать предприятие – значит снабдить его всем тем, что необходимо для его функционирования: сырьем, оборудованием, деньгами, персоналом».

Мотивация – побуждение к эффективной деятельности людей, работающих в организации, ради достижения поставленных целей. Действия по мотивации включают экономическое и моральное стимулирование, создание условий для проявления творческого потенциала работников и их саморазвития. Осуществляя эту функцию, менеджеры должны постоянно воздействовать на факторы результативной работы персонала. К ним относятся: разнообразие работы по содержанию, рост и расширение профессиональной квалификации работающих, удовлетворение от полученных результатов, повышение ответственности, возможности проявления инициативы и осуществления самоконтроля и т.д. В общем виде процесс мотивации включает:

- установление неудовлетворенных потребностей сотрудников;

- формулировку целей, направленных на удовлетворение потребностей;

-определение действий, необходимых для удовлетворения потребностей.

Контроль – управленческая функция, задачей которой является количественная и качественная оценка и учет результатов работы организации. Эта функция, - как говорил А.Файоль, - состоит в подтверждении того, что все идет в соответствии с принятым планом, существующими директивными документами и принятыми принципами управления. В этой функции выделяют два основных направления:

- контроль за выполнением работ, намеченных планом;

- меры по коррекции всех значительных отклонений от плана.

Главные инструменты выполнения этой функции – наблюдение, учет и анализ. В общем процессе управления контроль выступает как элемент обратной связи, так как по его данным производится корректировка ранее принятых планов. Эффективно поставленный контроль обязательно должен иметь стратегическую направленность, ориентироваться на результаты, быть объективным, своевременным, экономичным, простым.

Координация – функция процесса управления, обеспечивающая его бесперебойность и непрерывность. Главная задача координации – достижение согласованности в работе, всех звеньев организации путем установления рациональных связей (коммуникаций) между ними. Для эффективной координации действий необходимо эффективная коммуникация. С помощью различных форм связей устанавливается взаимодействие между всеми элементами системы управления, маневрирование ресурсами, обеспечивается единство и согласование всех стадий процесса управления, а также действий руководителя, его управленческой команды и персонала организации.

Интегральной функцией управленческого процесса является функция принятия и реализации управленческого решения.

Значимость решения во всякой социальной системе предопределяется тем обстоятельством, что управление, понимаемое как целенаправленное воздействие субъекта управления на объект, проявляется, прежде всего и в решающей степени, именно в разработке, принятии и реализации управленческих решений.

Последние объективно составляют основное содержание деятельности всякого аппарата управления, «поскольку они представляют тот этап процесса, на котором происходит выбор будущего образа действий».

Соответственно, качество решений образует, по сути, интегральный критерий эффективности деятельности субъекта управления. Субъект управления, осуществляя управленческую деятельность, принимает разнообразные решения. Эти решения, прежде всего, должны быть нужными, то есть решениями, которые приближают к цели деятельности, улучшают ситуацию в управляемом объекте, повышают эффективность его функционирования.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.01 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал