Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Витие ребёнка. 5 месяц
Задачи познавательного развития (сенсорного воспитания) ребенка на пятом месяце состоят в том, чтобы продолжать развивать у ребенка восприятие предметов, предлагая ему для рассматривания и практического действия игрушки, обладающие различными видимыми (цвет, форма, величина) и скрытыми свойствами (упругость, динамичность, масса, звучание), с которыми ребенок знакомится в процессе непосредственного самостоятельного действия (манипулирования). Занятие 1. Взрослый показывает ребенку, лежащему на спине, игрушку-неваляшку в течение 1-2 мин, на расстоянии 50 см. Затем перемещает игрушку так, что она оказывается сбоку, раскачивает ее, привлекая внимание малыша. Взрослый подтягивает край пеленки, на которой лежит ребенок, и таким образом стимулирует его поворот на бок. Вместе с те малыш делает это как бы сам. При этом методе пассивного обучения ребенок получает все те же ощущения, которые соответствуют реальному самостоятельному действию, и очень скоро овладевает поворотами на бок (влево и вправо), со спины на живот и т.д. Когда малыш перевернется на бок, мама помогает ему высвободить ручку. Когда малыш принимает устойчивую позу, взрослый придвигает к нему игрушку. Ребенок тянет руки к неваляшке, расположенной перед ним, дотягивается до нее, отталкивает, раскачивает. Занятие 2. Ребенок лежит на спине. Мама показывает малышу колечко (например, красного цвета диаметром 10-12 см и толщиной 1-1.5 см, к которому прикреплен колокольчик или шарик-погремушка), встряхивает его, приводя в движение колокольчик. Затем осторожно вкладывает кольцо в руку малыша между большим и четырьмя другими пальцами и помогает удержать предмет, обхватив руку ребенка своей рукой. Встряхивает кольцо. Говорит: «Динь-динь!» Делает паузу 15 сек. Убедившись, что дитя удерживает предмет, постепенно отпускает руку, давая возможность действовать самостоятельно. Аналогичные действия проводятся с колечком другого цвета. Во второй части занятия мама укрепляет на ленточке эту же игрушку. Теперь игрушка зависает на высоте 10-15 см над грудью ребенка слева или справа от него. Мама подводит кольцо на ленте к руке малыша, чтобы оно коснулось его пальцев, побуждая ребенка схватить и притянуть его к себе. Можно повторить это упражнение, положив ребенка на живот. Занятие 3. На ленту длиной 150 см, нанизывают три разноцветных шарика диаметром 3-4 см и три разноцветных кубика, делая красочную гирлянду из чередующихся по форме и цвету предметов. Ребенка кладут на живот так, чтобы его туловище наполовину оказалось в кольце, очерченном лентой. Все предметы на другой части ленты располагаются полукругом перед малышом. Мама дает возможность ребенку рассмотреть лежащие перед ним шарики и кубики. Если малыш не делает попыток протянуть руку к предмету, взрослый передвигает шарик или кубик к нему поближе, а при необходимости выполняет это действие рукой малыша в замедленном темпе, давая возможность рассмотреть предмет. «Ш-а-р-и-к, ш-а-а-а-р-и-к! К-у-у-у-у-б-и-к!» - говорит мама, повышая и понижая голос, выделяя гласные звуки «а», «у». Через 2-3 мин следует перевернуть ребенка на спину и дать ему немного отдохнуть. Социальное развитие (эмоциональное воспитание) направлено на усиление содержательной стороны общения взрослого с ребенком, находя яркие ситуации показа предметов, игрушек и просто ласкового общения. Занятие. Близкий человек подходит к малышу. Затем сразу же подходит незнакомый. Ребенок при виде близкого человека радуется, оживляется. При виде незнакомого оживление угасает, движения тормозятся. Если знакомый взрослый уходит, малыш хмурится и может заплакать. Незнакомый взрослый ласково разговаривает с малышом, лежащим на спине (30-60 сек), после паузы (30 сек) с ребенком разговаривает близкий человек. После следующей паузы вновь подходит и разговаривает с малышом незнакомый взрослый. Ребенок прислушивается к незнакомому голосу, ищет говорящего глазами. При повторных обращениях малыш демонстрирует нейтральное отношение. К голосу близкого человека прислушивается, ищет его, улыбается. Речевое развитие – взрослый продолжает развивать у ребенка подготовительные речевые навыки: вокализацию, гуление. Занятие. Взрослый создает атмосферу тишины, давая возможность ребенку проявить себя вокализациями и речевыми реакциями. Малышу необходимо услышать самого себя. Ребенок начинает гулить, произносить нараспев гласные звуки. Взрослый разговаривает с малышом ласково, затем после паузы строго, потом опять ласково. Ребенок на ласковую интонацию оживляется, на строгую – хмурится. Моторное развитие направлено на создание условий для овладения более сложными общими двигательными умениями (поворотами), способствование развитию действия руки. Занятие 1. Взрослый регулярно кладет малыша на живот, а на расстоянии 50 см от него – игрушку. Ребенок поднимает голову и верхнюю часть корпуса, лежит, опираясь на ладони выпрямленных рук. Проявляет интерес к тому, что демонстрирует взрослый, действуя с игрушкой, пытаясь дотянуться до нее, схватить. Занятие 2. Взрослый создает ситуации, помогающие ребенку сделать самостоятельные повороты. С этой целью рядом с ребенком размещают игрушку так, чтобы он не мог ее взять без поворота. Ребенок следит за игрушкой, поворачивает голову, туловище, ложится на бок и переворачивается на живот. Выпрямляет ноги в тазобедренных суставах и, опираясь на выпрямленные руки, высоко поднимает голову. Занятие 3. Взрослый демонстрирует игрушку на высоте 20-30- см над грудью ребенка, привлекая к ней внимание. Ребенок смотрит на игрушку, поднимает и выпрямляет руки, направляет их к игрушке и берет ее из рук взрослого. Автор А. Н. Павлова. Показатели развития ребенка на пятом месяце жизни: - хорошо знает свою маму; - не идет на руки к чужим людям; - различает тон голоса, с которым к нему обратились; - движения становятся более уверенными: крепко берет игрушки и подолгу удерживает их в руках; - поддерживаемый под мышки, стоит ровно на ножках. Основной навык: - точно схватывает нужные предметы. Простые двигательные навыки: - сидит, опираясь на пол или на подушку в детском креслице; - встает, держась только для равновесия; - раскачивается, лежа на животе (" самолетик"); - приподнимается, отрывая грудь и часть живота от пола; - переворачивается с живота на спину и обратно; - брыкается; - вытягивает шею, чтобы лучше видеть; - способен хватать игрушки. Движения рук и помощь самому себе: - одной рукой дотягивается до желанных предметов; - осмысленно перекладывает игрушки из руки в руку, заталкивает их в рот; - начинает играть с кубиками. Навыки общения и развития языка: - бормочет (" ба-ба-ба"), привлекая к себе внимание; - поворачивает голову к говорящему; - пытается имитировать звуки, модуляции и жесты; - наблюдает за движениями вашего рта; - издает различные возгласы в зависимости от своих потребностей; - начинает проявлять интерес к твердой пище; - проявляет интерес к цветам. Умственные способности: - усваивает, какие его жесты и звуки находят отклик; - делает озабоченное лицо во время игры руками; - распознает форму предметов: тянется к предмету, заранее складывая кисть руки так, чтобы удобнее было взять его; - отталкивает вашу руку, когда вы даете ему лекарство. Что нравится детям в этом возрасте: - отталкиваться ножками от опоры; - хватать вас за нос, дергать волосы; - пищащие и квакающие игрушки; - детское креслице; - игра в " ладушки"; - играть в прятки (" ку-ку")
· 1 мес
· 2 мес
· 3 мес
· 4 мес
· 5 мес
· 6 мес
· 7 мес
· 8 мес
· 9 мес
· 10 мес
· 11 мес
· 12 мес
· 1 год
|