Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Структура коллектива и классификация психотипов личности в коллективе






 

Коллектив — сложный социальный организм, обладающий саморегуляцией, существованием обратных и горизонтальных связей и т.д. Его структура - это реально существующая совокупность взаимоотношений членов
группы, возникающая в процессе совместной деятельности и общения. Можно выделить два уровня структуры коллектива: формальный и неформальный.

Формальная связана с должностным статусом членов группы, упорядоченными служебными отношениями, неформальная формируется на основе отношений, определяемы психологическими особенностями членов коллектива.

Факторы развития неформальной структуры: объективные и субъективные.

К объективным факторам относятся: обусловленная характером и графиком работы возможность контактов между членами коллектива, а также лучший по количеству и половозрастной структуре состав группы, позволяющий удовлетворять потребность в межличностном общении.

Субъективные факторы зависят от личности руководимая. индивидуальных особенностей членов коллектива. Умение руководства объединять коллектив, психологическая совместимость, удовлетворенность условиями труда,
статусом и ролью оказывают положительное влияние на
создание дружеских связей, взаимных симпатий и антипатий между сотрудниками.

Неформальная структура создастся под воздействием
психологических механизмов регуляции коллективной деятельности — адаптации, коммуникации, идентификации и интеграции.

1. Социально-психологическая адаптация — это активное принятие новыми членами коллектива ценностей и норм, сформировавшихся традиций в данном коллективе. Без адаптации невозможно включение в неформальную структуру, употребление принятых в группе форм реализации индивидуальных качеств, самореализации личности.

2. Коммуникация — постоянный обмен информацией и взаимное духовное обогащение членов группы. Коммуникация позволяет осуществлять управление производством и формировать ценностные ориентации и установки. Руководитель должен способствовать тому, чтобы сотрудники имели возможность общаться друг с другом и в то же время пресекать обсуждение подробностей личной жизни коллег в их отсутствии, сплетни и доносы.

3. Идентификация связана с созданием чувства принадлежности к группе в процессе межличностного о6щения сотрудников. Идентификация осуществляется на трех уровнях:

1) эмоциональном — способность сопереживания, или эмпатия;

2) ценностно-мировоззренческом - способность принять точку зрения другого человека;

3) поведенческом — воспроизводство образцов поведения. Руководитель должен следить за тем, чтобы идентификация была положительной и новые сотрудники подражали профессионально и нравственно более опытным членам коллектива.

4. Эффективная реализация процесса интеграции приводит к превращению коллектива в объединенный, саморегулирующийся социальный организм, приспособленный к совместной деятельности.

Организованность, сработанность и психологическая
совместимость сотрудников позволяют членам коллектива самостоятельно выбирать оптимальные формы деятельности, обеспечивающие эффективное исполнение поставленных задач и наиболее глубокое раскрытие индивидуальности, творческого потенциала каждой личности.

 

Социально-психологическая (неформальная) структура рабочей группы выступает как совокупность различных психотипов личностей.

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал