![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Особенности лидерства и основные принципы делового общения ⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5
Референтная труппа (эталонная) — это малая неформальная группа из трех-семи человек, которая оказывает влияние на общественное мнение коллектива и складывается помимо ноли администрации. Она может включать Психологическая предпосылка создания группы — нужда в неформальном общении, взаимодействии с другими людьми. Взаимодействие и взаимозависимость служат удовлетворению ситуативных и общих потребностей, например, в уважении, престиже, принадлежности к группе, власти. Помимо этого, работа в составе группы приводит к 1) позитивные (способствующие сплочению и эффективному функционированию коллектива в целом); 2) нейтральные (не влияют на эффективность работы); 3) негативные (снижают работоспособность сотрудников). Потребность в целеполаганин и организации работы Типы лидеров: вожак, лидер (в узком смысле слова) и 1. Вожак — самый авторитетный член группы, наделенный даром внушения и убеждения. На других членов группы он оказывает влияние словом, жестом, взглядом.Основные качества руководителя-вожака: • личностные качества — приспособляемость к любым обстоятельствам, уверенность в себе, авторитетность, стремление к успеху; • интеллектуальные качества — ум, умение принять верное решение, интуиция, творческие способности; • физические качества — энергичность, здоровье, сила; способности — коммуникабельность, тактичность, 2. Лидер менее авторитетен, чем вожак. Вместе с внушением и убеждением ему часто приходится побуждать к действию личным примером. Его влияние распространяется только на часть членов неформальной группы. 3. Ситуативный лидер обладает личностными качествами, имеющими значение только в какой-то конкретной ситуации: праздничное мероприятие в коллектив, спортивное соревнование, туристическая поездка и т.п. Роль лидеров: оказывают активное влияние на морально-психологический климат в коллективе и могут стать источником конфликтов; они являются резервом на выдвижение руководящих кадров. Выделяют два вида лидерства: 1) формальное (официальные руководители); 2) неформальное. Разновидности неформальных лидеров: деловые, эмоциональные, авторитарные, демократические, а также позитивные и негативные. Выявление неформальных лидеров: руководитель должен иметь представление о неформальной структуре своего коллектива, чтобы вовремя предупреждать конфликтные ситуации, отчетливо представлять, кто оказывает влияние на формирование общественного мнения в рабочей Социометрическая процедура — методика измерения
Работоспособность коллектива, его способность эффективно решать поставленные задачи во многом зависят от морально-психологического климата в нем, который определяется качественным составом персонала и спецификой отношений между руководителями и подчиненными. Качественный состав сотрудников. Наиболее эффективными являются рабочие группы, состоящие из лиц разного возраста, пола, темперамента и характера. Молодые работники быстро воспринимают новое, более энергичны, но порою самонадеянны, не склонны к компромиссам. Пожилые имеют большой жизненный опыт, более консервативны, не расположены к авантюрам, могут принимать более взвешенные решения, стремятся избегать конфликтных ситуаций. В женских коллективах чаше происходят различного рода интриги, много времени расходуется на обсуждениежитейских проблем и т.д. В мужских коллективах в рабочее время нередко прибегают к сквернословию, в них наблюдаются и вредные привычки (например, частые перекуры на работе). Совместная работа людей разного пола повышает самодисциплину, требовательность к себе. В коллективе необходимы люди с разными темпераментами, так как у каждого из них свои положительные и отрицательные качества. Неформальные отношения между руководителем и подчиненным. Руководитель обязан знать типичные ошибки присущие людям его статуса, и правильно создавать отношения с коллективом в целом и отдельными его членами. Основные ошибки руководителя: 1) не дает сотрудникам конкретных заданий, но регулярно задает много вопросов общего характера; 2) ежедневно предлагает новые идеи для достижения поставленных целей: 3) постоянно навязывает свою точку зрения; 4) не доверяет своим сотрудникам; 5) создаст слишком много бумажной волокиты; 6) мало общается со своими сотрудниками; 7) не имеет стандартных решений, предлагаемых персоналу производственных задач.
1. Уважение чужого достоинства. Руководитель должен видеть в каждом подчиненном не только работника, но и личность, проявлять доброжелательность и терпимость, с уважением относиться к его личной жизни. При разборе ошибок необходимо разделять человека и поступок, т.е. критиковать конкретные действия, a не личность провинившегося. Уважение у коллектива вызывают те руководители, которые: а) хвалят при всех, а критикуют наедине; б) никогда не жалуются на своих сотрудников и, если необходимо, берут их вину на себя; в) своевременно и чистосердечно признают свои ошибки. 2. Одинаковые требования для всего коллектива. Руководитель должен предъявлять ко веем подчиненным одинаковые требования, относиться ровно, никого не выделять; при посторонних обращаться к своим сотрудника по имени и отчеству вне зависимости от их возраста, должности. 3. Корректное поведение. Руководителю не стоит чини и нотации и поучать персонал, если он сам не соблюдает установленные правила. Воспитательное значение имеет только личный пример руководителя. 4. Соблюдение дистанции. Необходимо сохранять дистанцию, разделять личное и служебное. Не допускать панибратства, иначе приказ как форма распоряжения будет неэффективен. 5. Доступность информации. Руководитель не должен скрывать от своих сотрудников важную для них информацию. 6. Наличие обратной связи в коллективе. Любой руководитель сталкивается с жалобами своих сотрудников на условия работы, отношения внутри коллектива или с другими подразделениями. Не следует игнорировать обращения подчиненных. Если жалоба касается другого сотрудника, необходимо обязательно выслушать обе стороны, так как часто бывает не права и та, и другая сторона. Если руководитель не может решить проблему, ему следует сообщить об этом вышестоящему начальству или третьему,
[1] Согласно теории, организм приобретает новые реакции благодаря тому, что сам подкрепляет их, только после этого внешний стимул вызывает реакции
|