![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Более важно, чем их.__. Подавляющее большинствоведет себя именно так, и это характеризует их как хороших родителей
Подавляющее большинство ведет себя именно так, и это характеризует их как хороших родителей. Они заставляют ребенка делать уроки, решают с кем ему дружить и т.д. Самое интересное, что, несмотря на эту заботу и опеку, в большинстве случаев из ребенка вырастает вполне приличный человек. Обсудить, из-за чего при воспитании ребенка “как все” возникли проблемы, и почему в конкретных случаях (напомнить из ШРО) прежние подходы не срабатывают. В чем же ошибка? Объяснить, что при старом подходе ребенка представляют этаким беспомощным и безынициативным созданием. Родитель при этом предопределяется своим ребенком (т. е. то, что он из себя представляет, зависит не от того, какой он, а от того, как ведет и кем является его ребенок). В то же время личность ребенка определяется не тем, что представляет собой ребенок, а тем, насколько точно он соответствует родительским ожиданиям. Родители удовлетворены своим ребенком до той степени, до которой он соответствует стандартам общества и представлениям о нем родителей. И это ужасно! Ибо теряется вся неповторимость личности ребенка и возможность самому принимать свежие, необычные, независимые решения. Контроль родителей важен, когда ребенок маленький, и у него еще мало опыта для принятия собственных решений. В этом случае контроль может быть во благо (например, когда ребенок выходит на проезжую часть). Но чем он старше, тем меньше смысла в подобной опеке. И запреты могут привести или к подавлению инициативы и неумению заботиться о себе в будущем (привести типичные примеры), или к реакции протеста, что нередко наблюдается у детей и подростков. Предложить родителям философию двух видов любви, точнее, заботы-любви: 1. “ТЕЛЕСНАЯ ЛЮБОВЬ”. Когда ребенок находится в младенческом возрасте, он должен быть на-
2. ЛЮБОВЬ К ВНУТРЕННЕМУ “Я” РЕБЕНКА, ЕГО ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ. Что, в сущности, представляет собой личность? Это отношение человека к себе, к другим людям, поведение его в разнообразных ситуациях. Говорят: “Я бы с ним в разведку пошел (не пошел)”. А почему? Оттого, . что мы предполагаем, как человек будет вести Обсудить возможность и важность изменения некоторых мыслей и убеждений относительно ребенка. Необходимо разъяснить родителям, что между убеждениями (установками) людей и их действиями есть тесная взаимосвязь. Мы постоянно ведем себя так, чтобы подтвердить своими действиями истинность своих внутренних убеждений (установок). Иначе говоря, когда мы убеждены, что ребенок плох, труслив и т.д., то неосознанно ведем себя в соответствии со своими убеждениями. Установки - это самоисполняющиеся предсказания. Следующее обсуждение по теме:
Предложить оглянуться на свое прошлое и вспомнить те наивные и непоследовательные поступки, совершенные родителями в возрасте, в котором находится ребенок. Обратить внимание на наивность поведения в прошлом. Подумать, чем оно обусловлено и попросить привести примеры из воспоминаний детства. А сейчас: • Составьте список из десяти поступков ребенка, с которыми Вы не согласны.________________ • Попробуйте найти в каждом из этих поступков такие стороны, которые могут вызвать у Вас Желание родителей отдать ребенку право Провести релаксацию. Затем, в состоянии расслабления и покоя, попросить представить, что это не их, а соседский ребенок или любой другой. Вспомните свои чувства по отношению к нему. Вероятно, Вы не раз испытывали и получали удовольствие, наблюдая или общаясь с ним. Почему бы Вам не стать более свободным и,
Попытайтесь сейчас, в состоянии расслабления и отстраненности от своих проблем, понаблюдать за своим ребенком как бы со стороны. Не думая о том, например: “Убрал ли он, наконец, в своей комнате? ”, а с нейтральным чувством любознательности, как будто Вы находитесь в театре или читаете об этом в книге. Не забывайте, что это одно из преимуществ родителей -радоваться сюрпризам своего ребенка. А если Вы видите, что он идет в направлении неприятных последствий, просто выскажите свое опасение, а затем дайте возможность этим последствиям произойти. Привести примеры: “куколка - бабочка” (если помочь выбраться - может погибнуть), “огонь” {ребенку нужно дать обжечься, но не дать сгореть). ку. При этом можно продолжать заботиться о ребенке, интересоваться им, но отказаться от того, чтобы контролировать и наставлять в каждом из его решений. 3. Затем в течение следующих 3-х дней записывать прояв- ления привычки принимать решения за ребенка. 4. Продолжать избавляться от нее: “ используя Я-ВЫСКАЗЫВАНИЯ; _____________ • используя представления о принятии ребенком Если Вам трудно сразу уйти от контроля за всевозможными сторонами жизни ребенка, откажитесь только от того, что почти не нарушает Вашей невозмутимости и не связано с самопринуждением. Остальное перенесите на будущее.
никла проблема с ребенком. Стараться не нервничать и не мучаться по этому поводу; просто отметить первую пришедшую в голову мысль (пример: “Он(а) у меня дождется”). Записать эти мысли в блокнот. 2. После этого записать предложение, начинающееся с име- ни ребенка и завершающееся “... достаточно взрослый для того, чтобы принимать самостоятельные решения и распоряжаться своей собственной жизнью”. После каждой мысли из первого пункта мысленно проговорить записанную фразу. Это необходимо делать до тех пор, пока данное сочетание мыслей не войдет в привыч-
Вероятно, передача свободы действий вызвала радость или одобрение, но во многих случаях, получив свободу, дети могут прореагировать совсем иначе, чем предполагали родители. Зачастую, после передачи ответственности за некоторые стороны их жизни дети становятся мрачными, агрессивными и могут говорить, что родители все равно будут их контролировать. И очень часто они начинают вести себя еще хуже пытаясь поставить родителей перед надобностью вернуться к контролю за ними. Они как бы разделяются на две части: • одна часть действительно стремится к свободе; • другая боится и не понимает, как с ней поступать (“... МНЕ ВЧЕРА ДАЛИ СВОБОДУ, ЧТО Я С Дело в том, что здесь, как и во многих других областях на шей жизни, ребенок становится перед выбором: придерживаться прежнего поведения или самому принимать решения. Большинство людей стремятся к стереотипным поступкам в повседневной жизни, но меняющиеся обстоятельства принуждают использовать новые модели поведения. Ведь развитие личности состоит в способности применять в своей жизни новые, оригинальные, независимые решения. Выбор нового поведения - это всегда стресс (той или иной выраженности), так как происходит борьба мотивов “за” и “против”. И когда родители подходят к решению отдать ответственность за что-то из жизни ребенка или нет, то раздваиваются сами, то есть становятся перед выбором: * одна часть стремится дать свободу;
|