![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Совершенстование умений педагогов
(задачи и некоторые советы) Безусловно, успех в музыкально-ритмическом развитии детей зависит в первую очередь от того, насколько сам педагог увлечен движением под музыку и владеет выразительным движением. К сожалению, многие взрослые со временем утрачивают не только ловкость, гибкость и грациозность движений, но и саму потребность в них. При этом появляется желание посидеть и понаблюдать за детьми, а не двигаться вместе с ними. В результате значительно снижается не только двигательная активность взрослых, но и детей, поскольку педагоги стремятся использовать в работе больше спокойных игр и заданий, не требующих интенсивных движений. Таким образом, со временем педагоги не в состоянии показать детям пример в танцах и играх, а дети, не имея достаточной тренировки в движениях, также становятся неловкими. Можно привести и обратный пример, когда педагог по ритмике сам прекрасно владеет движением и нацелен на эффективный результат в обучении детей, но при этом не уделяет достаточного внимания развитию менее одаренных учеников, от которых сразу трудно добиться эффекта в исполнении танцев. Противостоять этому можно только одним путем — проводить совместные занятия детей и взрослых, развивающие и тренирующие как учеников, так и педагогов, формирующие у воспитателей осознанное отношение к самому процессу движения, умение анализировать глубинные процессы, внешне проявляющиеся в мимике и пантомимике. На это и ориентирована наша программа, которая предполагает как совершенствование исполнительских способностей взрослых, так и ориентацию на развитие педагогического мышления, расширение кругозора, привитие общей и музыкальной культуры. Итак, для педагогов наиболее актуальными являются следующие задачи: 1. Совершенствование двигательных навыков и умений: _______ а) развитие и совершенствование всех видов движений, которые предлагаются детям, умение выполнять их легко и выразительно, максимально артистично и в соответствии с музыкой; б) обогащение двигательного опыта — использование разнообразных исходных положений, двигательных комбинаций;. в) освоение обширного и разнообразного музыкально-ритмического репертуара (не менее 50 композиций, а желательно до 100 и более пластических миниатюр). 2. Совершенствование музыкальности: работа над исполнительской техникой При подборе музыки в записи стремиться к расширению круга произведений, включать в работу с детьми шедевры мирового музыкального искусства (произведения П.Чайковского, Ж.Бизе, Э.Грига, М.Мусоргского, В.Моцарта, И.Баха, К.Сен-Санса и пр.), выбирая эти произведения как приоритетные по сравнению с современными эстрадными мелодиями и шлягерами. Совершенствование умения анализировать форму и содержание музыкального произведения, слышать и видеть разнообразные варианты исполнительской интерпретации через восприятие изменения характера музыки. 3. Развитие творческих способностей: развитие творческого мышления, воображения и фантазии; развитие способности " видеть" и ясно представлять музыкальный образ, способы его пластической интерпретации; развитие способности к педагогической импровизации в процессе интеграции музыкального движения с другими видами художественно-творческой деятельности на занятиях; воспитание потребности вести постоянный творческий поиск, вносить новое в свою работу из других областей науки и искусства (например, фольклора, классического искусства, изучения наследия музыкантов и педагогов и т.д.); постоянно заниматься в творческих группах, студиях и объединениях; развитие художественного вкуса на основе постоянного пополнения впечатлений — в театрах, музеях, в общении с творческими людьми. 4. Совершенствование психолого-педагогических знаний и умений: развитие профессиональной рефлексии, т.е. умения адекватно анализировать результаты собственной деятельности, собственного творчества, а также эффективности работы других педагогов; совершенствование умения диагностировать музыкальное, психомоторное развитие детей, пользуясь педагогическими методами исследования; развитие умения оценивать проявления детей в движениях под музыку, точно определяя параметры и критерии оценки; умение предоставлять детям инициативу в творческих проявлениях, наблюдать и замечать в них оригинальность и одаренность, а также и тревожные симптомы; умение организовать опытно-экспериментальную работу в образовательном учреждении, анализировать и обобщать ее результаты; развитие коммуникативной культуры, умений пропагандировать педагогические и музыковедческие знания среди родителей и других педагогов. Для педагогов важно владеть музыкально-ритмическим материалом не только как средством эстетического и двигательного развития детей, но и как своеобразным психотренингом. Поскольку движения, мимика — это внешние проявления внутреннего состояния ребенка, необходимо научиться понимать и адекватно оценивать эти проявления, а также, если нужно, и корректировать их, подбирая специальные двигательные упражнения и музыку (об этом более подробно — в методических рекомендациях). Поэтому педагог, работающий по данной программе, становится со временем практическим психологом, использующим специфические средства музыки и движения для диагностики развития детей, коррекции их поведения и состояния (см. прил. 3). Умение подбирать музыку и двигательные упражнения соответственно возрастным возможностям детей и поставленным целям — непростая задача. Поэтому мы предлагаем ориентиры, критерии в подборе музыки и движений.
|