Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Совершенстование умений педагогов






(задачи и некоторые советы)

Безусловно, успех в музыкально-ритмическом развитии детей зависит в первую очередь от того, насколько сам педагог увлечен движением под музыку и владеет выразительным движением. К сожалению, многие взрослые со временем утрачивают не только ловкость, гибкость и грациозность движений, но и саму потребность в них. При этом появляется желание посидеть и понаблюдать за детьми, а не двигаться вме­сте с ними. В результате значительно снижается не только двигательная активность взрослых, но и детей, поскольку педагоги стремятся использовать в работе больше спокойных игр и заданий, не требующих интенсивных движений. Таким образом, со временем педагоги не в состоянии показать детям пример в танцах и играх, а дети, не имея достаточной тренировки в движениях, также становятся неловкими.

Можно привести и обратный пример, когда педагог по ритмике сам прекрасно владеет движением и нацелен на эффективный результат в обучении детей, но при этом не уделяет достаточного внимания развитию менее одаренных учеников, от которых сразу трудно добиться эффекта в исполнении танцев.

Противостоять этому можно только одним путем — проводить совместные за­нятия детей и взрослых, развивающие и тренирующие как учеников, так и педаго­гов, формирующие у воспитателей осознанное отношение к самому процессу дви­жения, умение анализировать глубинные процессы, внешне проявляющиеся в мимике и пантомимике. На это и ориентирована наша программа, которая предполагает как совершенствование исполнительских способностей взрослых, так и ориентацию на развитие педагогического мышления, расширение кругозора, привитие общей и музыкальной культуры.

Итак, для педагогов наиболее актуальными являются следующие задачи:

1. Совершенствование двигательных навыков и умений: _______

а) развитие и совершенствование всех видов движений, которые предлага­ются детям, умение выполнять их легко и выразительно, максимально артистично и в соответствии с музыкой; б) обогащение двигательного опыта — использование разнообразных исход­ных положений, двигательных комбинаций;. в) освоение обширного и разнообразного музыкально-ритмического репер­туара (не менее 50 композиций, а желательно до 100 и более пластических миниатюр).


2. Совершенствование музыкальности: работа над исполнительской техникой
(владение музыкальным инструментом), постоянно обогащать свой репертуар
разнообразными произведениями — например, вальсы Ф.Шопена, Ф.Шубер­
та, пьесы В.Гаврилина, М.Дунаевского и пр. Следить, чтобы в процессе испол­
нения произвольно, для удобства в движении, не менялся темп, не появлялись
лишние акценты и аккорды и т.д. Стремиться к выразительности исполнения
музыки, к тому, чтобы само исполнение стимулировало выразительность и точ­
ность движений детей.

При подборе музыки в записи стремиться к расширению круга произведений, включать в работу с детьми шедевры мирового музыкального искусства (произведе­ния П.Чайковского, Ж.Бизе, Э.Грига, М.Мусоргского, В.Моцарта, И.Баха, К.Сен-Санса и пр.), выбирая эти произведения как приоритетные по сравнению с совре­менными эстрадными мелодиями и шлягерами.

Совершенствование умения анализировать форму и содержание музыкаль­ного произведения, слышать и видеть разнообразные варианты исполнительской интерпретации через восприятие изменения характера музыки.

3. Развитие творческих способностей:

развитие творческого мышления, воображения и фантазии; развитие способности " видеть" и ясно представлять музыкальный образ, способы его пластической интерпретации;

развитие способности к педагогической импровизации в процессе интег­рации музыкального движения с другими видами художественно-твор­ческой деятельности на занятиях;

воспитание потребности вести постоянный творческий поиск, вносить новое в свою работу из других областей науки и искусства (например, фольклора, классического искусства, изучения наследия музыкантов и педагогов и т.д.); постоянно заниматься в творческих группах, студиях и объединениях;

развитие художественного вкуса на основе постоянного пополнения впе­чатлений — в театрах, музеях, в общении с творческими людьми.

4. Совершенствование психолого-педагогических знаний и умений:

развитие профессиональной рефлексии, т.е. умения адекватно анализиро­вать результаты собственной деятельности, собственного творчества, а так­же эффективности работы других педагогов;

совершенствование умения диагностировать музыкальное, психомотор­ное развитие детей, пользуясь педагогическими методами исследования;

развитие умения оценивать проявления детей в движениях под музыку, точно определяя параметры и критерии оценки;

умение предоставлять детям инициативу в творческих проявлениях, на­блюдать и замечать в них оригинальность и одаренность, а также и тре­вожные симптомы;

умение организовать опытно-экспериментальную работу в образователь­ном учреждении, анализировать и обобщать ее результаты;

развитие коммуникативной культуры, умений пропагандировать педаго­гические и музыковедческие знания среди родителей и других педагогов.

Для педагогов важно владеть музыкально-ритмическим материалом не только как средством эстетического и двигательного развития детей, но и как своеобраз­ным психотренингом. Поскольку движения, мимика — это внешние проявления


внутреннего состояния ребенка, необходимо научиться понимать и адекватно оце­нивать эти проявления, а также, если нужно, и корректировать их, подбирая спе­циальные двигательные упражнения и музыку (об этом более подробно — в мето­дических рекомендациях). Поэтому педагог, работающий по данной программе, становится со временем практическим психологом, использующим специфичес­кие средства музыки и движения для диагностики развития детей, коррекции их поведения и состояния (см. прил. 3).

Умение подбирать музыку и двигательные упражнения соответственно возрас­тным возможностям детей и поставленным целям — непростая задача. Поэтому мы предлагаем ориентиры, критерии в подборе музыки и движений.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал