Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 46. Воскрешение Лазаря






 

46.1. ВСТРЕЧА С МАРФОЙ

Шёл первый час пополудни, когда Марфа вышла из Вифании навстречу Иисусу, спускавшемуся с гребня соседнего холма. Прошло уже четыре дня со смерти её брата Лазаря, похороненного в их семейном склепе в дальнем конце сада в воскресенье на исходе дня. Утром в этот день, четверг, вход в склеп был завален камнем.

Когда Марфа и Мария послали Иисусу сообщение о болезни Лазаря, они не сомневались, что Учитель предпримет что-нибудь. Они знали, что их брат безнадёжно болен, и хотя они едва ли надеялись на то, что Иисус бросит Свой труд Учителя и Проповедника, чтобы прийти к ним на помощь, их уверенность в Его способностях Целителя была столь велика, что им казалось: достаточно Ему произнести нужные слова, как Лазарь тут же выздоровеет. И когда Лазарь умер через несколько часов после того, как гонец отправился из Вифании в Филадельфию, они решили, что это случилось из-за того, что Учитель слишком поздно узнал о болезни их брата, – когда Лазарь уже был мёртв в течение нескольких часов.

Но как они, так и все их верующие друзья были чрезвычайно озадачены сообщением, доставленным гонцом в Вифанию в первой половине дня во вторник. Посыльный утверждал, что он своими ушами слышал, как Иисус сказал: «Эта болезнь в действительности не к смерти». Они также не могли понять, почему Он не прислал им весточки и не предложил какой-либо иной помощи.

Многие друзья из соседних селений и Иерусалима пришли сюда, чтобы утешить убитых горем сестёр. Лазарь и его сёстры были детьми состоятельного и уважаемого еврея, старейшины этого небольшого села Вифания. И несмотря на то что все трое уже давно были убеждёнными последователями Иисуса, они пользовались огромным уважением у всех, кто их знал. Они унаследовали обширные виноградники и оливковые сады, располагавшиеся в окрестностях, и об их богатстве говорило также то, что они могли позволить себе построить на своём участке семейный склеп, в котором уже покоились оба их родителя.

Мария потеряла надежду на прибытие Иисуса и предалась своему горю, но Марфа не теряла надежды вплоть до того утра, когда они завалили вход в склеп камнем и опечатали его. Но и после этого она попросила соседского мальчика следить за дорогой на Иерихон с вершины холма к востоку от Вифании. Именно этот юноша известил её о приближении Иисуса и Его друзей.

Встретив Иисуса, Марфа упала к Его ногам и воскликнула: «Учитель, если бы Ты был здесь, мой брат был бы жив!»

Марфу одолевали многие опасения, но она ничем не выдала своих сомнений и не отважилась осуждать поведение Иисуса в том, что касалось смерти Лазаря.

Когда она умолкла, Иисус наклонился и, подняв её на ноги, сказал: «Только верь, Марфа, и твой брат воскреснет вновь».

Марфа ответила: «Я знаю, что он воскреснет в последний День. Я и сейчас верю, что Отец наш даст Тебе всё, что Ты попросишь».

Тогда Иисус, глядя Марфе в глаза, сказал: «Я – воскресение и жизнь. Верующий в Меня будет жить и после смерти. И всякий, кто живёт и верит в Меня, поистине никогда не умрёт. Марфа, веришь ли ты в это?»

И Марфа ответила Учителю: «Да, я уже давно верю в то, что Ты Избавитель, Сын Бога живого, Тот, Кто должен был прийти в этот мир».

Когда Иисус спросил о Марии, Марфа тотчас отправилась в дом и шепнула своей сестре: «Учитель здесь и зовёт тебя».

Услышав это, Мария быстро поднялась и поспешила к Иисусу, Который всё ещё оставался на некотором расстоянии от дома, – там, где Его встретила Марфа. Друзья, что были с Марией и пытались утешить её, видя, что она поспешно встала и вышла, последовали за ней, решив, что она пошла к склепу оплакивать Лазаря.

Многие из присутствовавших были злейшими врагами Иисуса. Именно поэтому Марфа вышла Ему навстречу одна. По той же причине она тайком сообщила Марии, что Он спрашивает о ней. Хотя Марфа жаждала увидеть Иисуса, ей хотелось избежать возможных неприятностей, к которым могло привести Его внезапное появление среди большой группы иерусалимских врагов. Марфа собиралась оставаться в доме вместе с их друзьями, пока Мария встречала бы Иисуса, однако, её план не удался, так как все они последовали за Марией и неожиданно столкнулись с Учителем.

Марфа подвела Марию к Иисусу. Увидев Его, Мария упала к Его ногам и воскликнула: «Если бы Ты был здесь, мой брат не умер бы!».

Когда Иисус увидел, как все они скорбят о смерти Лазаря, Его душа прониклась состраданием.

Заметив, что Мария подошла к Иисусу, чтобы поздороваться с Ним, скорбящие отошли в сторону, а Марфа и Мария стали беседовать с Учителем, слушая Его утешительные слова и призывы хранить прочную веру в Отца, целиком подчиниться божественной воле.

Иисус был глубоко возмущён нарочитостью искусственной и внешней скорби у части мнимых друзей Лазаря, поскольку такая фальшивая скорбь сочеталась в их душах со столь ожесточённой враждебностью к Нему Самому. Тем не менее, некоторые из этих евреев были искренни в своих чувствах и являлись настоящими друзьями семьи.

 

46.2. У СКЛЕПА ЛАЗАРЯ

Через нескольких минут Иисус, утешавший Марфу и Марию в стороне от скорбящих, спросил: «Куда вы положили его?»

Марфа ответила: «Пойдём, и Ты увидишь».

Иисус молча шёл за двумя скорбящими сёстрами и плакал.

Когда дружески настроенные евреи, следовавшие за ними, увидели Его слезы, один из них сказал: «Смотрите, как Он любил Лазаря. Разве Он, давший зрение слепому, не мог уберечь этого человека от смерти?»

К тому времени они уже стояли у семейного склепа – небольшой естественной пещеры, или углубления в выступе скалы, возвышавшейся примерно на девять метров в дальнем конце садового участка.

Иисус плакал под воздействием целого ряда чувств и мыслей, охвативших Его в тот момент. От сострадания Марфе и Марии, от возмущения неискренности многих скорбящих и от сомнений в необходимости возвращения Лазаря в этот мир. Ведь Иисус знал, что Лазарю придётся пройти через жестокие преследования из-за того, что он станет величайшей демонстрацией божественного могущества Сына Человеческого.

Многие из врагов Иисуса глумились над Его чувствами и говорили между собой: «Если этот человек был столь дорог Ему, почему Он так долго мешкал, прежде чем явиться в Вифанию? Если то, что они говорят о Нём, правда, то почему Он не спас Своего любимого друга? Что толку исцелять чужаков в Галилее, если Он не может спасти тех, кого любит?»

И они всячески высмеивали и умаляли учения и свершения Иисуса.

Так в этот четверг, примерно в половине третьего пополудни, всё было готово для того, чтобы в маленьком селении Вифания произошло величайшее из всех чудес, связанных с земным служением Иисуса.

Небольшая группа, собравшаяся у склепа Лазаря, даже не догадывалась о том, что рядом с ней находится огромная масса небесных существ, собранных под началом Гавриила, которые с нетерпением ждут указаний Духа Иисуса, готовые исполнить веление любимого Владыки.

Когда Иисус произнёс Свой приказ – «Уберите камень», – собрание небесных существ приготовилось к драматическому воскрешению Лазаря и восстановлению его в образе смертной плоти. По сравнению с обычным методом воскрешения людей в ином мире после их смерти на Земле, такое воскрешение было значительно сложнее по исполнению и требовало участия намного большего числа небесных личностей и несравнимо более широкого привлечения вселенских средств.

Когда Марфа и Мария услышали этот приказ Иисуса – отвалить камень, закрывавший вход в склеп, – на них нахлынули противоречивые чувства. Мария надеялась, что Лазарь будет воскрешён из мёртвых, а Марфу – хотя и разделявшую до некоторой степени веру своей сестры – больше беспокоило то, что в таком виде Лазаря нельзя показывать Иисусу, апостолам и друзьям.

Марфа спросила: «Нужно ли отваливать камень? Прошло уже четыре дня, как умер мой брат, и тело начало разлагаться».

Марфа сказала это ещё и потому, что не знала, зачем Учитель потребовал убрать камень. Она думала, что Иисус, возможно, желает в последний раз взглянуть на Лазаря. Её отношение не было твёрдым и определённым.

Пока они стояли в нерешительности перед камнем, Иисус спросил: «Разве Я не сказал вам сразу, что эта болезнь не к смерти? Разве Я не пришёл исполнить Своё обещание? И теперь, когда Я пришёл к вам, разве Я не сказал, что если только поверите, то увидите славу Божью? Почему же вы сомневаетесь? Сколько же ещё ждать, пока вы начнёте верить и слушаться?»

Когда Иисус умолк, Его апостолы, вместе с соседями, которые вызвались помочь им, ухватились за камень и отвалили его от входа в склеп.

Среди евреев было распространено поверье, что капля желчи на острие меча у ангела смерти начинает действовать к концу третьего дня и в полной мере сказывается на четвёртый день. Они допускали, что до исхода третьего дня душа человека может находиться поблизости от склепа, пытаясь оживить мёртвое тело. Но они твёрдо верили в то, что ещё до рассвета четвёртого дня душа отправляется туда, где пребывают духи усопших.

Эти поверья и мнения о мёртвых и о том, как дух покидает умершего человека, должны были убедить всех людей, находившихся теперь у склепа Лазаря, а также всех, кто мог узнать о том, чему здесь предстояло свершиться, что данный случай является действительным и подлинным воскрешением из мёртвых, лично совершённым Тем, Кто объявил Себя «воскресением и жизнью».

 

46.3. ВОСКРЕШЕНИЕ ЛАЗАРЯ

Около сорока пяти человек, стоящих перед склепом, смутно различали фигуру Лазаря, завёрнутого в пелена и лежащего в правой нижней нише погребальной пещеры. Пока эти земные создания стояли здесь в напряжённой тишине, множество небесных существ заняли свои места, готовые начать действовать по сигналу своего предводителя, Гавриила.

Иисус возвёл глаза к небу и сказал: «Отец! Благодарю Тебя, что Ты услышал Меня и удовлетворил просьбу Мою. Я знаю, что Ты всегда слышишь Меня, но Я говорю так с Тобой ради тех, кто стоит здесь, дабы они поверили, что Ты послал Меня в этот мир, и чтобы они знали, что Ты действуешь вместе со Мной во исполнение того, что Нам предстоит совершить».

И когда Иисус закончил молиться, Он воззвал громким голосом: «Лазарь, выходи!»

Хотя наблюдавшие за происходящим люди оставались неподвижными, огромное небесное воинство пришло в движение, совместными усилиями исполняя веление Создателя. Всего лишь через двенадцать секунд безжизненное тело Лазаря ожило, и вскоре он уже сидел на краю каменного ложа, на котором только что покоился. Его тело было обёрнуто в погребальную ткань, а лицо покрыто платком.

Когда он встал перед ними живым, Иисус сказал: «Развяжите его, пусть идёт».

Все, кроме апостолов, Марфы и Марии, бросились в дом, бледные от страха и потрясённые до глубины души. Хотя некоторые остались здесь, многие спешно разошлись по домам.

Лазарь поздоровался с Иисусом и апостолами, а затем спросил, отчего на нём погребальная ткань и почему он проснулся в саду. Иисус и апостолы отошли в сторону, пока Марфа рассказывала Лазарю о его смерти, погребении и воскрешении. Ей пришлось объяснить ему, что он умер в воскресенье и был оживлён в четверг, поскольку он потерял ощущение времени с того момента, как заснул смертным сном.

После этого Лазарь подошёл к Иисусу и вместе со своими сёстрами пал к ногам Учителя, благодаря и восславляя Бога.

Взяв Лазаря за руку, Иисус поднял его и сказал: «Сын Мой, то, что произошло с тобой, предстоит испытать также всем, кто верит в Радостную Весть, разве что они будут воскрешены в более чудесном облике. Ты станешь живым свидетельством провозглашённой Мною истины – Я есть воскресение и жизнь. Но пойдёмте же в дом и подкрепимся пищей, необходимой нашим плотским телам».

Лазарь едва ли был способен понять, что произошло. Он знал, что был серьёзно болен, но помнил только то, что заснул и был разбужен. Он никогда не мог ничего рассказать о четырёх днях, проведённых в склепе, поскольку находился в бессознательном состоянии. Время не существует для тех, кто засыпает сном смерти.

Хотя в результате этого чуда многие поверили в Иисуса, другие только укрепились в своём решении отвергнуть Его. К полудню следующего дня эта новость облетела весь Иерусалим. Десятки мужчин и женщин отправились в Вифанию, чтобы увидеть Лазаря и поговорить с ним, а встревоженные и сбитые с толку фарисеи срочно созвали заседание Совета, чтобы решить, как реагировать на последние события.

 

46.4. ЗАСЕДАНИЕ СОВЕТА

Несмотря на то что свидетельство Лазаря существенно упрочило веру огромного числа сторонников Иисуса, оно практически не повлияло на отношение иерусалимских вождей и старейшин и только укрепило их решение быстрее покончить с Иисусом и положить конец Его труду.

На следующий день, в пятницу, состоялось заседание Совета, на котором предстояло продолжить обсуждение вопроса: «Что делать с Иисусом Назарянином?» После более чем двухчасовой дискуссии и язвительных дебатов, один из фарисеев предложил принять решение, призывающее немедленно предать Иисуса смерти и заявляющую, что Он представляет собой угрозу для Израиля. Решение формально обязывало Совет вынести смертный приговор – без суда и не считаясь ни с какими прецедентами.

Высокое собрание иудейских вождей уже не раз принимало решение задержать Иисуса и предать Его суду по обвинению в богохульстве и многочисленных нарушениях священного иудейского Закона. Однажды они уже дошли до заявления о том, что Ему следует умереть, но в данном случае Совет впервые изъявил намерение вынести смертный приговор до суда. И всё же данное решение не было поставлено на голосование, так как после столь неслыханного предложения четырнадцать членов Совета сразу же сложили свои полномочия. Хотя решения по их отставкам были приняты только спустя почти две недели, в тот же день эти четырнадцать человек покинули Совет и больше не участвовали в его заседаниях. При последующем рассмотрении этих отставок были изгнаны ещё пять человек, заподозренных в сочувствии Иисусу. Избавившись от этих девятнадцати человек, Совет был готов судить Иисуса и практически единодушно вынести Ему приговор.

На следующей неделе Лазарь и его сёстры предстали перед Советом. После того как были заслушаны их показания, не осталось и тени сомнения в том, что Лазарь был воскрешён из мёртвых. Хотя акты Совета практически признали факт воскрешения Лазаря, протоколы заседания содержали решение, приписывающее это и все остальные совершённые Иисусом чудеса силе властителя бесов, с которым, как утверждалось, был связан Иисус.

Независимо от источника чудотворной силы Иисуса, еврейские вожди были убеждены в том, что если Его сразу же не остановить, то скоро в Него поверит весь простой народ. Кроме того, они были уверены в серьёзном осложнении отношений с римскими властями, ведь множество веривших в Иисуса людей считали Его Помазанником Божьим – Избавителем Израиля.

Именно на этом заседании первосвященник Кайафа впервые произнёс старое еврейское изречение, которое он не раз повторял впоследствии: «Пусть лучше умрёт один человек, чем погибнет весь народ».

Хотя пополудни в ту же тревожную пятницу Иисус был предупреждён о планах Совета, Он нисколько не встревожился и продолжал Свой субботний отдых у друзей в Вифагии, поблизости от Вифании. Ранним утром в воскресенье Иисус и апостолы собрались, как они и договаривались, в доме Лазаря и, распрощавшись с вифанской семьёй, отправились назад, в лагерь у Пеллы.

 

46.5. ДАЛЬНЕЙШАЯ СУДЬБА ЛАЗАРЯ

Лазарь оставался в своём доме в Вифании, в центре внимания многих искренних верующих и многочисленных любопытных, вплоть до недели распятия Иисуса, когда он был предупреждён о том, что Совет вынес решение о его смерти. Старейшины иудеев были полны решимости положить конец дальнейшему распространению учений Иисуса, и они верно рассудили, что было бы бесполезно убивать Иисуса и при этом оставлять в живых Лазаря, олицетворявшего величайшее из совершённых Иисусом чудес и подтверждавшего своим существованием факт воскрешения его Иисусом из мёртвых. К тому времени Лазарь уже подвергался жестоким преследованиям с их стороны.

Поэтому Лазарь спешно покинул своих сестёр в Вифании и бежал через Иерихон на другой берег Иордана, позволив себе по-настоящему отдохнуть только после того, как добрался до Филадельфии. Лазарь хорошо знал Абнера, и здесь ему не грозили интриги Совета.

Вскоре Марфа и Мария продали земельные владения в Вифании и присоединились к своему брату в Перее. К тому времени Лазарь уже был казначеем Церкви в Филадельфии. Он стал верным сторонником Абнера в его споре с Павлом и Иерусалимской церковью и умер в возрасте 67 лет от той же болезни, что свела его в могилу в молодые годы в Вифании.

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.01 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал