Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
УПРАЖНЕНИЯ. Разъяснительные ответы. Вы, возможно, знаете людей, испытывающих трудности в точном выражении своих мыслей
Разъяснительные ответы. Вы, возможно, знаете людей, испытывающих трудности в точном выражении своих мыслей. Когда такой человек обратится к Вам, попробуйте уточнить его мысль с помощью разъяснительных ответов. Помогло ли это Вам лучше понять друг друга? Разъяснительные ответы можно успешно применять во всех видах общения. Особенно они полезны для понимания сложных ситуаций, эмоционально перегруженных суждений или для выяснения сути проблемы, обсуждаемой в группе. Ведь как часто заседания комиссий тонут в словесной трясине, перепалка между участниками приводит к замешательству. Во всех случаях, когда это удобно, применяйте разъяснительные, уточняющие ответы. Помогает ли это? Если да, то как? Перефразирование. Проделайте то же упражнение, что указано выше, но используя в ответах перефразирование. Помните, что Ваша цель — дать говорящему понять, что Вы точно понимаете, о чем он говорит. Не I рассуждайте, не анализируйте и ничего не добавляйте " к сообщению говорящего. Попытайтесь просто схватить точно суть сообщения и выразить ее своими словами. Попросите кого-либо проделать это упражнение, распределив между собой роли. Убедитесь в том, что говорящий выбрал проблему, представляющую для него действительный интерес. Иначе упражнение может превратиться в пустую игру слов. Попробуйте перефразиро- 1 Томас Карлейль (1795—1881)—шотландский эссеист и hctq-рик. (Примеч. перев.) • вать сообщение Вашего собеседника. Затем спросите его, точно ли Вы поняли, что он сказал. Вы быстро убедитесь, что сделать это труднее, чем кажется. Это упражнение приобретает еще больший смысл, когда -собеседники меняются ролями. Отражение чувств. Возьмите лист бумаги и напишите два заголовка, как показано ниже. Затем против каждого примера, указанного в левой колонке, опишите (одним словом или короткой фразой) выражаемое чувство. И наконец, спросите себя: «Что собственно собеседник пытается мне сказать?»
Слова говорящего 1. Я сыт по горло Вашими 2. Хорошо, я извинюсь! Что 3. Если бы я и попытался, я 4. Вы хотите меня проверить? 5. Я бы с ней так не обошелся! 6. Не могли бы Вы перенести
7. Кажется, он все делает 8. Я не могу понять этих лю 9. Я никогда больше не буду 10. Мы могли бы попробовать снова, но, честно говоря, я думаю, что этого делать не стоит. После заполнения правой колонки сравните Ваши ответы с ответами, которые приводятся ниже. Поставьте себе высокую оценку, если правильно определили основное чувство сообщения независимо от того, сформулировано ли оно теми же словами, что и в ответе. Сколько Вы дали правильных ответов?
---------------------------------------------- 1. Раздражение, желание получить наконец резуль 2. Убежденность в том, что сказано достаточно. 3. Усталость. 4. Неуверенность, желание получить поддержку. 5. Сожаление, чувство вины. 6. Перегруженность работой, нехватка времени. 7. Восхищение, зависть. 8. Упадок духа, желание «выйти из игры». 9. Горечь, обида. 10. Скептицизм, сомнение. Резюмирование. Удобным случаем для тренировки этого умения на практике является обсуждение какой-либо сложной темы. Помните, что резюмирование особенно уместно в ситуациях, возникающих при обсуждении разногласий, урегулировании конфликтов или при необходимости решать конкретные проблемы. Если Вы выступаете в роли руководителя или секретаря какой-либо комиссии, то резюмирующие заявления полезны в конце заседания. Эти заявления делаются не только для проверки точности того, что было сказано во время заседания, но помогают членам комиссии вспомнить ход обсуждения. Это особенно полезно для тех членов комиссии, которым до следующего заседания предстоит предпринять какие-либо конкретные действия. Краткие заметки во время телефонного разговора помогут Вам сделать правильное резюме в конце разговора, особенно при обсуждении нескольких вопросов. Если сообщение предназначено для передачи кому-либо еще, последовательное уточнение содержания сообщения и вывод по каждому пункту полезны вдвойне. Правило слушания. Хорошей тренировкой умения слушать рефлексивно может быть следующее упражнение. Воспользуйтесь им: каждый говорит только после точного повторения идей или отражения чувств другого собеседника. Это упражнение, возможно, покажется трудновыпол-нимым. Более того, Вы столкнетесь с тем, что собесед- ник подсознательно пользуется помехами слушания. Но Вы обнаружите и положительные моменты, это новый уровень понимания другого человека. Каждый испытывает облегчение, когда возникает обратная связь: «Я слушаю и понимаю Вас...» Главной опасностью при совершенствовании навыков слушать является увлечение «техникой», приемами в ущерб правильной установке. Это особенно вероятно в начальной стадии обучения рефлексивному слушанию, когда обучающиеся испытывают определенную неловкость и неестественность своего поведения. Специалисты, обучающие врачей-психотерапевтов, предупреждают об опасности спутать эмпатическую установку, так необходимую для слушания, с «деревянной техникой», заключающейся в простом повторении всего, что говорит пациент. " Установка — разумное и эмоциональное отношение к человеку или к явлению — особенно важна при слу- шании. Имея положительную установку по отношению к какому-либо человеку, мы откровенны и восприимчивы. Но когда мы настроены отрицательно, то бываем скрытны и неоправданно критичны, как бы ни старались слушать. Отрицательная установка может причинить общению даже больше вреда, чем неумение слушать. Вот почему эффективность слушания в равной степени зависит как от правильных приемов слушания, так и от положительной установки. Эмпатический подход позволяет решить не только специфические проблемьг. Это — общая установка, которой должен придерживаться, например, руководитель повседневно в своих отношениях с руководителями од-, ного с ним уровня, со своими подчиненными и со своим высшим руководством. Короче говоря, это — постоянная готовность выслушать точку зрения других и стремление учитывать ее в собственной деятельности. Для эффективного слушания необходимы следующие установки: одобрение, самоодобрение и эмпатия.. Эти
|