![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
УПРАЖНЕНИЯ. Одобрение. С тем, чтобы выяснить, как Ваши установки влияют на способность слушать, выберите двух собеседников: одного
Одобрение. С тем, чтобы выяснить, как Ваши установки влияют на способность слушать, выберите двух собеседников: одного, с которым у Вас хорошие взаимоотношения, и другого, с которым общение далеко от нормального. Затем проследите за Вашей установкой по отношению к каждому из них, ответив самому себе на следующие вопросы: Чувствуете ли Вы, что этот человек хочет Вам сказать что-то дельное? Верите ли Вы в то, что этот человек ведет себя честно? Считаете ли Вы, что этот человек имеет право на выражение своего мнения? Насколько теплы и душевны Ваши отношения к этому человеку? Склонны л'и Вы быть резким и категоричным с ним? Изменяется ли Ваша установка? Поскольку установка.одобрения по отношению к говорящему создает благоприятные условия для эффективного общения, спросите себя, достаточно ли искренним бывает Ваше.одобрение. Самоодобрение. Изучите навыки и способности, свойственные людям с оптимальным уровнем, и уясните, насколько полно Вы обладаете каждым из них: Какими Вы владеете лучше всего? Какими владеете хуже всего? Как эти сильные и слабые стороны влияют на Ваше умение слушать? Склонны ли Вы временами защищаться? Боитесь ли Вы критики в свой адрес? Одобрение со стороны других прямо зависит от нашего внутреннего самоодобрения, поэтому чем больше мы узнаем о наших скромных возможностях, чем менее болезненно мы к ним относимся, тем меньше наши недостатки будут помехой в общении. Эмпатическое слушание. Припомните последний случай Ваших жарких разногласий дома или на работе. Если в Ваш адрес было брошено обвинение в непонимании, тем лучше: Вам есть над чем-поработать! Оцените уровень Ваших способностей слушать эмпатически, ответив на следующие вопросы: В чем заключалась, по Вашему мнению, мысль собеседника? Действительно ли Вы поняли собеседника, когда закончили разговор? Как Вы говорили с собеседником: одновременно или по очереди? Не сбивали ли Вы репликами друг друга с мысли? Что приковывало Ваше внимание: содержание речи или чувства собеседника? Применяли ли Вы приемы рефлексивного слушания? Использовали ли Вы уточняющие вопросы, перефразирование, отражение чувств, резюмирование? Перед тем как продолжать объяснение своей точки зрения, повторяли ли Вы мысль собеседника? 64__________________________________________________ > Помните, что приемы эмпатического слушания более всего необходимы в ситуациях эмоционально напряженных, особенно при разногласиях или при решении ка- ких-либо проблем. Выражение эмпатии. Адекватно ли Ваше выражение эмпатии? Легко ли это Вам дается? Когда последний раз Вы выразили эмпатию? Было ли это в ответ на чье-то горе? Или это было по случаю радости или долгожданного успеха? Можете ли Вы общаться так каждый день? Когда Вам удается эмпатическое поведение, когда собеседник мужчина или женщина? Это зависит от личности человека или отношений с ним? В следующий раз, когда Вам представится удобный случай слушать кого-либо (в ответ на глубоко переживаемые чувства или, возможно, при решении совместно с кем-либо общей проблемы), соберитесь с силами и выразите эмпатическое отношение. Помните, что применение рефлексивного слушания более эффективно, чем простое ответное сочувствие. ГЛАВА Наши представления о невербальном общении находят отражение во многих общепринятых фразеологических оборотах. О счастливых людях мы говорим, что они «переполнены» счастьем или «сияют» от счастья. Про людей, испытывающих страх, мы говорим, что они «замерли» или «окаменели». Гнев или злость описывается такими словами, как «лопнуть» от злости или «дрожать» от ярости. Нервничающие люди «кусают губы», т. е. чувства выражаются средствами невербального общения. И хотя точки зрения специалистов в оценке точных цифр расходятся, можно с уверенностью сказать, что более половины межличностного общения приходится на общение невербальное. Слушать собеседника поэтому означает также понимать язык невербального общения.
|