Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
УЭ 4. Факторный анализ прибыли от реализации
Основная составляющая прибыли отчетного периода является прибыль от реализации товаров, продукции, работ и услуг. Поэтому основное внимание в анализе прибыли должно быть уделено исследованию причин и факторов изменения именно этого показателя. Изменение прибыли от реализации продукции в целом по предприятию зависит от четырех факторов первого уровня соподчиненности: объема реализации продукции (VРП), ее структуры (УД), себестоимости (С) и уровня среднереализационных цен (Ц). Объем реализации продукции может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на сумму прибыли. Увеличение объема продаж рентабельной продукции приводит к пропорциональному увеличению прибыли. Если же продукция является убыточной, то при увеличении объема реализации происходит уменьшение суммы прибыли. Структура товарной продукции также может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на сумму прибыли. Если увеличится доля более рентабельных видов продукции в общем объеме ее реализации, то сумма прибыли возрастет, и, наоборот, при увеличении удельного веса низкорентабельной или убыточной продукции общая сумма прибыли уменьшится. Себестоимость продукции и прибыль находятся в обратно пропорциональной зависимости: снижение себестоимости приводит к соответствующему росту суммы прибыли и наоборот. Изменение уровня среднереализационных цен и величина прибыли находятся в прямо пропорциональной зависимости: при увеличении уровня цен сумма прибыли возрастает и наоборот. Приведем методику формализованного расчета влияния отдельных факторов на изменение величины прибыли от реализации продукции: 1. Расчет общего изменения прибыли (DП) от реализации продукции: DП = По – Пб 2. Расчет влияния на прибыль изменений в объеме реализованной продукции (DП 1ф): DП 1ф = Пб*Кр – Пб = Пб*(Кр – 1), где Кр – коэффициент роста объема реализации продукции: Кр = С усл..: Сб Сусл. - себестоимость реализованной продукции за базисный период при объеме реализации за отчетный период; Сб - себестоимость базисного периода. 3. Расчет влияния на прибыль изменений в структуре реализованной продукции (DП 2ф): DП 2ф =Пусл. – Пб*Кр, где Пусл. - прибыль за базисный период при объеме и структуре реализации за отчетный период. 4. Расчет влияния на прибыль изменений отпускных цен на реализованную продукцию (DП 3ф): DП 3ф = BP1 – ВРусл. = å Цф*Нф - å Цб*Нф, где BP1 = å Цф*Нф - фактическая выручка в отчетном периоде (Ц - цена изделия; Н - количество изделий); ВРусл. = å Цб*Нф - выручка в отчетном периоде в ценах базисного периода. 5. Расчет влияния на прибыль изменения себестоимости продукции (DП 4ф): DП 4ф = Cф – Сусл. Расчет влияния факторов на изменение прибыли можно выполнить, используя данные, приведенные в таблице 3. Последовательно определим степень влияния на прибыль анализируемых факторов. Таблица 3 Исходные данные для факторного анализа прибыли от реализации продукции, тыс. руб.
1. Увеличение объема реализации продукции. Для расчета влияния этого фактора рассчитаем коэффициент роста объема реализации продукции в оценке по базисной себестоимости. В нашем примере он равен: 1, 056 = 305567, 9: 289485, 4 Затем скорректируем базисную прибыль на данный коэффициент и вычтем из нее сумму базисной прибыли: DП вр= 34776, 1 * 1, 056 - 34776, 1 = 1947, 5 2. Изменение структуры реализованной продукции. Для расчета влияния данного фактора из условной прибыли вычтем прибыль, за базисный период скорректированную на коэффициент роста объема реализации: DП уд= 46718, 1 -34776, 1 * 1, 056 = 9994, 5 3. Изменение отпускных цен на продукцию. Влияние этого фактора рассчитывают как разность между фактической выручкой в отчетном периоде и выручкой в этом периоде в ценах базисного периода: DП Ц= 378761, 4 - 352286, 0 = 26475, 4 4. Изменение полной себестоимости продукции. Влияние этого фактора устанавливают сравнением фактической суммы затрат на продукцию в отчетном периоде с базисной на фактический объем продукции: DП с= 334232, 4 - 305567, 9 = -28664, 5 Результаты анализа представлены в таблице 4, где сумма влияния отдельных факторов равна общему изменению прибыли в отчетном периоде. Таблица 4 Влияние отдельных факторов на изменение прибыли
Эти же результаты можно получить способом цепной подстановки (универсального способа детерминированного факторного анализа), последовательно заменяя базисную величину каждого фактора фактической (табл. 5). Таблица 5 Расчет влияния факторов на изменение суммы прибыли от реализации продукции
Изменение суммы прибыли произошло за счет:
объема реализации продукции DП вр = Пусл.1 - Пб = 36723, 6 - 34776, 1 = 1947, 5 тыс. руб. структуры товарной продукции DП уд = Пусл.2 – Пусл.1 = 46718, 1 - 36723, 6 = 9994, 5 тыс. руб. средних цен реализации DП ц = Пусл.3 – Пусл.2 = 73193, 5 - 46718, 1 = 26475, 4 тыс. руб. себестоимости реализованной продукции DП с = По – Пусл.3 = 44529, 0 - 73193, 5 = -28664, 5 тыс. руб. Итого = 9752, 9 тыс. руб. Расчеты показывают, что предприятие получило в отчетном периоде больше прибыли, чем в базисном, за счет повышения среднереализационных цен. Изменение структуры товарной продукции и рост объема ее реализации также способствовали увеличению суммы прибыли на 11942, 0 тыс. руб. В связи же с повышением себестоимости реализованной продукции сумма прибыли уменьшилась на 28664, 5 тыс. руб. Анализ изменения величины прибыли от реализации отдельных видов продукции осуществляется с использованием следующей факторной модели: П = VРП * (Ц –С) Пример. На основе данных таблицы 6 определить влияние на изменение прибыли объема реализованной продукции, цены и себестоимости продукции. Таблица 6 Исходные данные для анализа изменения прибыли
Рассчитаем влияние факторов методом цепных подстановок: Пб = VРПб*(Цб- Сб) = 100000 (150 - 130) = 2000 тыс. руб., Пусл.1 = VPПо* (Цб - Сб) = 108000 (150 - 130) = 2160 тыс. руб., Пусл.2 = VPПо* (Цо - Сб) = 108000 (170 - 130) = 4320 тыс. руб., По = VPПо* (Цо – Со) =108000 (170 - 160) = 1080 тыс. руб., DП общ. = По - Пб = 1080 - 2000 = -920 тыс. руб., DП vрп = Пусл.1 - Пб = 2160 - 2000 = +160 тыс. руб., DП ц = Пусл.2 – Пусл.1 = 4320 - 2160 = +2160 тыс. руб., DП с = По – Пусл.2 = 1080 - 4320 = -3240 тыс. руб.
Аналогичные результаты могут быть получены при использовании и другого метода факторного анализа - метода абсолютной разницы: DП vрп = (VРПб – УРПо)* (Цо - Со) = 8 *(150 - 130) = +160 тыс. руб., DП ц = VРПо* (Цо - Цб) = 108000 * 20 = +2160 тыс. руб., DП с = - VРПо* (Cо- Сб) = - 108000 * 30 = - 3240 тыс. руб. Результаты анализа показывают, что сокращение прибыли на 920 тыс. руб. связано, прежде всего, с увеличением себестоимости продукции. Этот фактор снизил прибыль на 3240 тыс. руб.; увеличение объема реализации продукции снизило влияние роста себестоимости продукции на величину прибыли на 160 тыс. руб., а более высокие цены реализации на 2160 тыс. руб.
|