Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






УЭ 2. Показатели и модели оценки эффективности






Результативность, экономическая целесообразность и рентабельность функцио­нирования предприятия измеряется абсолютными и относительными показателями эф­фективности. Следует различать показатели экономического эффекта и экономической эффективности.

Показатели, характеризующие экономический эффект, являются абсолютны­ми, объемными, их можно суммировать в пространстве и во времени. В зависимости от уровня управления, отраслевой принадлежности объекта и других параметров в качест­ве показателей эффекта используют показатели валового национального продукта, на­ционального дохода, валовой продукции, валового дохода от реализации продукции, прибыли и т.д.

Основным показателем экономического эффекта на уровне предприятия являет­ся прибыль. Увеличение прибыли создает финансовую базу для самофинансирования, расширенного воспроизводства, решения материальных и социальных проблем работ­ников. За счет прибыли выполняется также часть обязательств предприятия перед бюджетом, банками, другими предприятиями и организациями.

Однако по показателям прибыли, взятым изолированно, часто трудно судить об уровне эффективности деятельности предприятия. Одна и та же сумма прибыли может быть получена при совершенно разных вложениях капитала.

Поэтому в анализе финансовых результатов деятельности предприятия обяза­тельно используют показатели экономической эффективности (доходности, прибыль­ности). Эти показатели являются относительными, соразмеряющими полученный эф­фект с затратами или ресурсами, использованными для получения этого эффекта.

На практике существуют два подхода к оценке экономической эффективности – ресурсный и затратный. При использовании первого подхода экономический эффект сопоставляется с ресурсами, при втором – с затратами.

При проведении анализа нередко смешивают понятия «ресурсы» и «затраты», хотя различия между ними совершенно очевидны. Например, если анализируются эф­фективность использования основных средств, то в качестве характеристики ресурса может использоваться какой-либо из показателей его стоимостной оценки (первона­чальная, восстановительная, остаточная, рыночная стоимости), а в качестве характери­стики затрат – часть стоимости, относимая на затраты в отчетном периоде, т.е. аморти­зационные отчисления.

Теоретической базой экономического анализа финансовых результатов деятель­ности предприятия служит принятая для всех предприятий единая модель хозяйствен­ного механизма предприятия в условиях рыночной экономики, основанная на форми­ровании прибыли (схема №1).

Как видно из приведенной схемы, алгоритм расчета экономического эффекта за­ключается в последовательном уменьшении или увеличении полученного дохода и по­лучении нового результативного показатели прибыли, значимость каждого из которых различна для отдельных категорий лиц, заинтересованных в деятельности предприятия. Можно выделить четыре крупные группы таких лиц. Дадим краткую характеристику интересов отдельных групп лиц, придерживаясь приведенной схемы №1.

Первая группа – физические и юридические лица, ссужающие деньги предпри­ятию на долгосрочной основе и получающие свою долю в виде процентов по ссудам и займам (так называемые лендлеры). Основной абсолютный показатель, характеризую­щий деятельность предприятия с позиции лендлеров, прибыль до вычета процентов и налогов. Для лендлера в принципе безразлично сколько, например, предприятие получи­ло чистой прибыли - 100 тыс. руб. или 1 млн. руб. Эта сфера интересов других заинте­ресованных лиц. Для лендлеров же важно, чтобы прибыль до вычета процентов и нало­гов покрывала финансовые расходы предприятия.

Вторая группа – заинтересованные лица, представлены государством. С экономической стороны заинтересованность государства выражается через суммы выплачиваемых предприятием налогов. С этой позиции государство интересует, прежде всего, объем реализации и налогооблагаемая прибыль. Чем больше значение этих показателей, тем больше отчисления государству, осуществляемые по установленным ставкам.

Третья группа – участники коммерческой организации. С позиции текущего момента их интересует, прежде всего, конечный результат, т.е. один из показателей при­были к распределению, а с позиции долгосрочной перспективы представляет интерес сумма реинвестированной прибыли.

Четвертая группа – представлена работниками предприятия, ее контрагентами (поставщиками и кредиторами). Представителей данной группы могут интересовать различные показатели прибыли предприятия. Например, работников интересует часть прибыли, которая направляется в фонд материального поощрения работников; постав­щиков – прибыль, используемая на развитие предприятия и повышающая эффектив­ность, в том числе платежеспособность предприятия; кредиторов – проценты по теку­щим платежам и возможность вернуть свои деньги.

Таким образом, в анализе можно выделить несколько показателей прибыли. Вы­бор того или иного показателя определяется целями и задачами анализа и учетом инте­ресов тех или иных лиц.

Схема № 1


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал