Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Ереси и борьба с ними ересеологов и антигностиков. · Николаиты –предшественники христианского гностицизма
· Николаиты – предшественники христианского гностицизма. Учили, что нужно познать зло, чтобы научиться бороться с ним, поэтому рекомендовали участие в языческих оргиях. · Гностицизм – смесь греческой философии(неопифагоризм, неоплатонизм) с восточным мистицизмом, на котором во многом будет строиться масонство. Смысл в посвящении избранных в тайное знание путем мистических церемоний. Гностицизм расцветает во втором веке н.э. как выход из духовного кризиса в империи, где уже нет религии, которая удовлетворяла бы духовные запросы людей, общество переросло примитивное язычество и нуждалось в ответах на ключевые вопросы бытия. Гностики сразу обратили внимание на христиан, которые также пришли с востока и имели какие-то тайные службы, зародился гнозис, основанный на христианском учении. Гностики попытались с позиций разума истолковать Троицу, воплощение Бога, воскресение Христа. Уже в апостольский период количество лжепророков увеличивается, так что Иоанн Богослов призывает «испытывать духов, от Бога ли они». Гностики: Маркион, Сатурнин, Валентин. Они все сводили к мифологической философии, заменяя, например, драму греха и прощения как личную драму между Богом и человеком на абстрактную схему освобождения духовного от материи и проч. Бог создал демиурга, который сотворил мириз смеси материи и духа, и в каждом что-то преобладает.Например, Маркион полагал, что ветхозаветный Бог – злой Бог, от власти которого Христос пришел спасти нас. Ветхий Завет – торжество материи, поэтому Павел прав, что иудейский Закон нужно отменить. · Борьба с гностицизмом: Против гностиков выступило первое поколение христианских богословов. Наиболее полный ответ дал Ириней Лионский. Против их учения Ириней выдвигает сам факт живой Церкви, которая объединяет всех христиан вне зависимости от того, где и когда они жили\живут, и передает каждому всю истину, а все обряды и канон являются только формой, которая ничего не значит без Церкви как единства народа Божьего и Бога. Ириней предпочитает любовь знанию, видя в ней способ приближения к истине. Ириней также отрицает дуализм, то есть существование изначально двух равных начал (добра и зла), первым проявляет особый интерес к Христу как к исторической личности. · Монтанизм: появился около 150 года во Фригии, основатель – Монтан (и некие Прискилла и Максимилла). Монтан возвещает, что через него и этих двух пророчиц Бог возвещает пришествие Святого Духа, которое обещал Христос. До конца мира должны быть заключены три Завета: Завет Отца, Завет Сына и Завет Св. Духа. Церковь третьего Завета должна быть очищена от грехов, от служителей требовался крайне аскетический образ жизни. · Борьба с монтанистами: неизвестно, секта ли это вообще или внутрицерковное эсхатологическое движение, направленное против пороков. Например, Тертуллиан перешел в монтанизм, но не был отлучен от Церкви. Борьба Церкви с монтанистами была выбором пути: остаться горсткой праведников, отгородившись от всего, что вело к греху, или продолжать общение с миром. Ириней Лионский долго защищал монтанистов, так как они обладали редкой жертвенностью и стремлением к святости, но со временем они были признаны еретиками («Пастырь» Ермы – осуждение Монтана). Тринитарные споры: ереси монархиан и позже ариан (подробно см. билет 12). Монархиане защищали главенство Бога Отца. Делились на модалистов и динамистов. Модалисты: Ноэт – учил, что Христос и есть Бог Отец, Сын и Отец полностью тождественны, Савеллий - Отец, Сын и Святой Дух – три модуса Бога, то есть сначала он раскрывается как Отец, затем как Сын (когда открывает себя миру), затем как Дух. Динамисты – Христос был обычным человеком, Божественен только Бог Отец. Борьба с монархианами (и заодно система великого Тертуллиана). Тертуллиан, карфагенский учитель, главный противник. Борьба сложная, так как можно прослыть за политеиста. Учение Тертуллиана о Св. Троице можно формулировать так: каждое из трех Лиц есть Бог, Сын подчинен Отцу, а Дух - Сыну; все три — Бог; три различаются, как Лица, но едино как субстанция. С такими положениями можно твердо стоять против Ария. Тертуллиан вводит в оборот почти все богословские термины (субстанция, лицо и тд.), он и Бл. Августин – величайшие учителя католичества. Манихейство: появляется в конце третьего века из смешения христианства с зороастризмом, это связано с попыткой возродить зороастризм. Некий Манес, вроде бы до того христианин, начал учить в Персии и Сирии, но кончилось все тем, что его распял царь Персии. Суть учения в том, что изначально есть два начала (в христианстве только Бог вечен, нет равного ему злого начала), в человеке они переплетаются. Христос послан избавить всех от власти материи, но страдания он принимал лишь кажущиеся.
|