Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Перечень вопросов подлежащих изучению






1) Рейтинговая оценка инвестиционной привлекательности предприятий.

2) Выбор существенных показателей деятельности организации.

3) Пошаговое формирование составных элементов рейтинговой оценки.

4) Выбор варианта по итогам рейтинга наборов данных.

 

Для учета всех существенных интересов пользователей рейтинговых оценок и обеспечения действительной сопоставимости наборов данных для анализа предлагается следующее выражение для определения рейтинга совокупности из k предприятий по n показателям с образующими Аij и базовыми Вij элементамив обобщенном виде:

,

где l– количество показателей, увеличивающих инвестиционную привлекательность предприятия,

, – приведенные значения соответственно увеличивающего и уменьшающего показателей, определяемые однородными по структуре выражениями:

,

,

где , – значения соответственно увеличивающего и уменьшающего показателей с учетом максимального абсолютного значения базы для каждого показателя, определяемые, в свою очередь, однородными по структуре выражениями:

,

.

Образующие и базовые элементы являются соответственно числителями и знаменателями в выражениях для определения частных показателей деятельности предприятия . Так, например, при определении общей рентабельности будет соответственно и .

К показателям, увеличение которых ведет к увеличению инвестиционной привлекательности, относятся (см. раздел 14) , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , . К показателям, увеличение которых ведет к уменьшению инвестиционной привлекательности соответственно относятся , , , , , .

Для обеспечения сопоставимости данных, как ранее уже указывалось, следует исключать из списка сравниваемых предприятий такие, у которых по данным отчетности балансовая или чистая прибыль отрицательны, поскольку убыточные предприятия не рациональны к рассмотрению в качестве потенциальных объектов инвестиций.

Образующие Аij и базовые Вij элементы определяются по выражениям для частных коэффициентов анализа для каждого набора исходных данных по отчетности предприятия в виде Бухгалтерский баланс Форма 1 и Отчет о прибылях и убытках Форма 2. Применение рейтинговой оценки позволяет выполнять сравнительный анализ как нескольких предприятий между собой, так и одного предприятия в динамике, в том числе и за различные отчетные периоды.

Для практического применения может быть рекомендована следующая методика формирования комплексной рейтинговой оценки набора данных для сравнительного анализа.

1.По выражениям для частных коэффициентов формируются матрицы образующих [Aij] и базовых [Вij] элементов для nпоказателей с текущим номером строки матрицы i, где и , из которых lпоказателей увеличивает инвестиционную привлекательность предприятия, и k наборов сравниваемых данных с текущим номером столбца j различных предприятий или одного предприятия в динамике:

[Aij] = , [Вij]= .

 

 

2. По каждой i-ойстроке матриц базовых Вij элементов определяется наибольший элемент для всех наборов столбцов данных .

3. Формируются матрицы значений увеличивающих [ ] и уменьшающих [ ] показателей, приведенных к максимальному абсолютному значению базы для каждого показателя:

[ ] = = ,

[ ] = = .

4. По каждой i-ойстроке матриц показателей [ ] и [ ] определяется соответственно наибольший элемент и .

5. Формируются матрицы приведенных значений увеличивающих [ ] и уменьшающих [ ] показателей:

[ ]= = ,

[ ] = = .

6. Формируется объединенная матрица [ ] из квадратов отклонений от единицы увеличивающих приведенных показателей, квадратов уменьшающих приведенных показателей и дополнительной строки с суммой всех значений по каждому j -ому столбцу:

 

[ ] = = ,

где .

 

 

7. Формируется набор комплексных рейтинговых оценок инвестиционной привлекательности предприятий по использованным наборам данных как корень квадратный данных последней строки матрицы [ ], на основе которого и определяется привлекательность предприятий по величине , причем наибольшая привлекательность, (оптимальная из набора сравниваемых данных) соответствует минимальному значению в соответствии с алгоритмом его формирования:

[ ] = [ ] = [ ],

.

Последовательное применение всех этапов предложенной методики позволяет за конечное число шагов определить предприятие из нескольких или период для одного предприятия, для которых рейтинг является наилучшим. Поскольку инструмент рейтинга - выбор из нескольких, вся описанная методика имеет смысл только при рассмотрении двух и более вариантов. Рассмотрим для сравнения другой вариант сквозного примера, реализованного в примерах 6.1 и 14.1.

 

Пример 15. Организация ООО ГАММА с ноября текущего года переведена на самостоятельный баланс. На начало отчетного периода имеются оценка остатков хозяйственных средств и источников их приобретения. Исходные данные приведены в табл. 15.1.

Таблица 15.1
Данные на начало отчетного периода
Наименование Оценка, руб.
1. Уставный капитал 3 050 000
2. Здание (СПИ 30 лет; линейный способ начисления амортизации) 3 000 000
3. Накопленная амортизация по зданию 150 000
4. Денежные средства на расчетном счете 200 000

 

Хозяйственные операции в ООО ГАММА за текущий период:

1) Получен долгосрочный кредит в банке в размере 2 000 000 руб. под 6 % годовых на 10 лет на цели приобретения основных средств.

2) Приобретена деревообрабатывающая линия за 1 180 000 руб. Линия введена в эксплуатацию в ноябре на срок полезного использования 10 лет и линейном способе амортизации.

3) Приобретен автомобиль за 826 000 руб. автомобиль принят на учет с показаниями пробега на спидометре 20 000 км. По техническому паспорту максимальный пробег до капитального ремонта составляет 100 000 км.

4) Получен краткосрочный кредит в банке в размере 300 000 руб. под 20 % годовых на 1 год для обеспечения реализации текущей хозяйственной деятельности.

5) Отражены проценты по банковским кредитам за декабрь.

6) Перечислены доли кредитов и проценты банку за декабрь.

Остальные операции повторяют операции примеров 6.1 и 14.1 для организации ООО АЛЬФА.

Необходимо сравнить состояние предприятия по двум указанным вариантам и на основе комплексного анализа определить более привлекательный вариант развития.

 

Решение.

Действие 1. Баланс на начало отчетного периода приведен в табл. 15.2.

Действие 2. Журнал дополнительных хозяйственных операций представлен в табл. 15.3. Новые (дополнительные) операции хронологически выполняются с чередованием с операциями, отраженными в примерах 6.1 и 14.1. Поэтому для их отражения будут использоваться те же номера, но с индексами в виде букв. Счета, состояние которых не изменялось, приводиться дополнительно не будут. Операции, в которых изменились суммы, будут повторены с новыми значениями сумм.

Действие 3. Схемы счетов приведены на рис. 15.1, 15.2 и 15.3.

Действие 4. Оборотно-сальдовая ведомость представлена в табл. 15.4.

Таблица 15.2
Баланс на начало отчетного периода
АКТИВ ПАССИВ
Наименование имущества Оценка, руб. Наименование источников Оценка, руб.
1. Здание 3 000 000 1. Уставный капитал 3 050 000
2. Денежные средства на расчетном счете 200 000 2. Амортизация здания 150 000
Итого 3 200 000 Итого 3 200 000

 

Таблица 15.3
Журнал хозяйственных операций
Содержание хозяйственной операции Корреспонденция счетов Оценка, руб.
дебет кредит
ноябрь
1н. Получен долгосрочный кредит     2 000 000
2н. Приобретена деревообрабатывающая линия     1 000 000
3н. Учтен НДС     180 000

 

Продолжение табл. 15.3
Содержание хозяйственной операции Корреспонденция счетов Оценка, руб.
дебет кредит
4н. Деревообрабатывающая линия принята к учету     1 000 000
5н. Приобретен автомобиль     700 000
6н. Учтен НДС     126 000
7н. Автомобиль принят к учету     700 000
8н. Получен краткосрочный кредит     300 000
9н. Начислены проценты по кредиту     1 200 000
10н. Начислены проценты по кредиту     60 000
11н. Перечислено поставщику линии     1 180 000
12н. Перечислено поставщику автомобиля     826 000
декабрь
53а. Отражены проценты по долгосрочному кредиту 91.2   10 000
53б. Отражены проценты по краткосрочному кредиту 91.2   5 000
54. Отражен финансовый результат (убыток) от прочей деятельности   91.9 23 210
55. Предъявлен к вычету НДС 68.2   329 015
58. Начислен налог на прибыль   68.4 1 711
59. Уплачен налог на прибыль 68.4   1 711
56. (исключено ввиду превышения суммы учтенного НДС над начисленным НДС) - - -

 

Окончание табл.15.3
Содержание хозяйственной операции Корреспонденция счетов Оценка, руб.
дебет кредит
59а. Возвращен банковский кредит     16 667
59б. Перечислены проценты     10 000
59в. Возвращен банковский кредит     25 000
59г. Перечислены проценты     5 000
61. Списана чистая прибыль     5 418
65. Закрыт счет 91.1 91.1 91.9 50 000
66. Закрыт счет 91.2 91.9 91.2 73 210

 

  Д   К     Д   К  
  3 000 000       200 000 1 180 000 11н)
4н) 1 000 000     1н) 2 000 000 826 000 12н)
7н) 700 000     8н) 300 000 1 600 3)
  1 700 000   60) 150 000 59 000 6)
  4 700 000         35 400 11)
            18 880 14)
  Д   К       30 000 48)
2н) 1 000 000 1 000 000 4н)     6 000 50)
5н) 700 000 700 000 7н)     1 950 52)
  1 700 000 1 700 000         57)
        1 711 59)
              16 667 59а)
              10 000 59б)
              25 000 59в)
              5 000 59г)
            2 450 000 2 218 183  
            431 817    
Рис. 15.1. Схемы расчета счетов учета к примеру 15
  Д   К     Д   К  
    5 418 61) 3н) 180 000 329 015 55)
  5 418   6н) 126 000    
    5 418   2)      
        5) 9 000    
  Д   К   10) 5 400    
11н) 1 180 000 1 000 000 2н) 13) 2 880    
12н) 826 000 180 000 3н) 26) 4 576    
    700 000 5н) 46)      
    126 000 6н)   329 015 329 015  
    1 356 1)    
3) 1 600   2)        
6) 59 000 50 000 4)   Д   К  
11) 35 400 9 000 5) 59а) 16 667 300 000 8н)
14) 18 880 30 000 9) 59б) 10 000 60 000 10н)
48) 30 000 5 400 10)   26 667 360 000  
    16 000 12)     333 333  
    2 880 13)        
    25 424 25)   Д   К  
    4 576 26) 59в) 25 000 2 000 000 1н)
    5 085 45) 59г) 5 000 1 200 000 9н)
      46)   30 000 3 200 000  
  2 150 880 2 156 880       3 170 000  
    6 000          
                 
Рис. 15.2. Схемы расчета счетов учета (продолжение примера 15)
                                 

 

  Д 91.1 К     Д   К  
65) 50 000 50 000 39) 55) 329 015 7 627 40)
  50 000 50 000   57)   22 881 43)
    59) 1 711   49)
            1 711 58)
  Д 91.2 К     331 701 33 194  
38) 50 583 73 210 66)   298 507    
40) 7 627            
53а) 10 000       Д   К  
53б) 5 000         3 050 000  
  73 210 73 210       3 050 000  
       
               
  Д   К     Д 91.9 К  
9н) 1 200 000 10 000 53а) 66) 73 210 23 210 54)
10н) 60 000 5 000 53б)     50 000 65)
  1 260 000 15 000     73 210 73 210  
  1 245 000        
               
          Д   К  
        54) 23 210 30 339 53)
        58) 1 711    
        61) 5 418    
          30 339 30 339  
           
               
Рис. 15.3. Схемы расчета счетов учета (окончание примера 15)
                             

 

На основе окончательных данных по последним состояниям счетов в табл.15.4 приведена оборотно-сальдовая ведомость по итогам примера 15. Следует обратить внимание на то, что в оборотно-сальдовой ведомости остатки по счетам на начало периода приведены с учетом остатков на начало ноября и оборотов за ноябрь.

По данным оборотно-сальдовой ведомости и состояния счетов, связанных с формированием внешней отчетности заполнены Бухгалтерский баланс Форма 1 (прил.4) и Отчет о прибылях и убытках Форма 2 (прил.5).

После формирования всей совокупности отчетной информации в системе бухгалтерского учета имеются все основания для выполнения комплексного анализа финансово-хозяйственного состояния организаций ООО АЛЬФА и ООО ГАММА в сравнении их привлекательности. Данные примеры иллюстрируют только применение аналитических инструментов к конкретным данным.

Для пошаговой реализации изложенной выше методики формирования комплексной рейтинговой оценки набора данных для сравнительного анализа необходимо представить данные матриц в виде таблиц с пошаговым преобразованием по указанным алгоритмам. Для определенности организации ООО АЛЬФА будет соответствовать набор данных с номером 1, а организации ООО ГАММА будет соответствовать набор данных с номером 2.

Шаг 1. Формируются два набора данных образующих [Aij] и базовых [Вij] элементов, определяющих частные показатели анализа деятельности организации, приведенные в табл.15.5 и табл.15.6.

 


Таблица 15.4
Оборотно-сальдовая ведомость за отчетный период (пример 15)
№ счета Наименование счета На начало периода, руб. Обороты за период, руб. На конец периода, руб.
дебет кредит дебет кредит дебет кредит
  Основные средства 4 700 000       4 700 000  
  Амортизация основных средств   150 000   25 416   175 416
  Материалы     98 034 97 356    
  Налог на добавленную стоимость 306 000   23 015 329 015    
  Основное производство     63 278 63 278    
  Вспомогательное производство            
  Общепроизводственные расходы     3 780 3 780    
  Общехозяйственные расходы     42 507 42 507    
  Готовая продукция     63 278 49 188 14 090  
  Касса     6 000 5 925    
  Расчетный счет 494 000   150 000 212 183 431 817  
  Расчеты с поставщиками     144 880 150 880   6 000

 

 

Окончание табл. 15.4
№ счета Наименование счета На начало периода, руб. Обороты за период, руб. На конец периода, руб.
дебет кредит дебет кредит дебет кредит
  Расчеты с покупателями и заказчиками     200 000 150 000 50 000  
  Краткосрочные кредиты и займы   360 000 26 667     333 333
  Долгосрочные кредиты и займы   3 200 000 30 000     3 170 000
  Расчеты по налогам и сборам     331 701 33 194 298 507  
  Расчеты по соц. страхованию     1 950 1 950    
  Расчеты по оплате труда     7 500 7 500    
  Расчеты по прочим операциям            
  Уставный капитал   3 050 000       3 050 000
  Нераспределенная прибыль       5 418   5 418
  Недостача и порча мат. ценностей            
  Расходы будущих периодов 1 260 000     15 000 1 245 000  
  Прибыли и убытки     30 339 30 339    
ИТОГО 6 760 000 6 760 000 1 224 807 1 224 807 6 740 167 6 740 167

 

Таблица 15.5
Матрица образующих элементов [Aij] частных показателей, руб.
Показатель Выражение Организация
ООО АЛЬФА ООО ГАММА
увеличивающий   5 016 818 3 055 418
  5 016 818 3 055 418
  5 016 818 3 055 418
  548 234 2 040 167
  533 466 780 399
  483 466 431 892
  22 129 7 129
  16 818 5 418
  16 818 5 418
  22 129 7 129
  22 129 7 129
  16 818 5 418
  30 339 30 339
Продолжение табл. 15.5
Показатель Выражение Организация
ООО АЛЬФА ООО ГАММА
увеличивающий   22 129 7 129
  22 129 7 129
  127 119 127 119
  127 119 127 119
  127 119 127 119
  127 119 127 119
  127 119 127 119
  127 119 127 119
  127 119 127 119
  127 119 127 119
  127 119 127 119

 

 

Окончание табл. 15.5
Показатель Выражение Организация
ООО АЛЬФА ООО ГАММА
уменьшающий   542 234 1 469 166
  542 234 1 469 166
  548 234 2 040 167
  6 000 3 509 333
    3 170 000
    3 170 000

 

 

Таблица 15.6
Матрица базовых элементов [Вij] частных показателей, руб.
Показатель Выражение Организация Наибольшее значение
ООО АЛЬФА ООО ГАММА
увеличивающий   5 022 818 6 564 751 6 564 751
  6 000 3 509 333 3 509 333
  5 022 818 6 564 751 6 564 751
  6 000 339 333 339 333
  6 000 339 333 339 333
  6 000 339 333 339 333
  5 022 818 6 564 751 6 564 751
  5 022 818 6 564 751 6 564 751
  5 016 818 3 055 418 5 016 818
  4 489 352 5 784 352 5 784 352
  5 008 409 6 237 709 6 237 709
Продолжение табл. 15.6
Показатель Выражение Организация Наибольшее значение
ООО АЛЬФА ООО ГАММА
увеличивающий   127 119 127 119 127 119
  127 119 127 119 127 119
  127 119 127 119 127 119
  127 119 127 119 127 119
  5 011 409 6 587 376 6 587 376
  4 474 584 4 524 584 4 524 584
  548 234 2 040 167 2 040 167
  499 117 2 025 086 2 025 086
  7 384 1 412 884 1 412 884
  7 045 7 045 7 045
  50 000 50 000 50 000
  5 016 818 3 055 418 5 016 818
  6 000 6 000 6 000

 

Окончание табл. 15.6
Показатель Выражение Организация Наибольшее значение
ООО АЛЬФА ООО ГАММА
уменьшающий   5 016 818 3 055 418 5 016 818
  14 768 1 259 768 1 259 768
  14 768 1 259 768 1 259 768
  5 022 818 6 564 751 6 564 751
  4 474 584 4 524 584 4 524 584
  5 016 818 3 055 418 5 016 818

 

Шаг 2. Из всех наборов базовых элементов (в примере 15 два набора данных) определяется максимальное значение для каждого частного показателя и дополнительно отражается в табл.15.6.

Шаг 3. Из наборов образующих [Aij] и максимальных значений базовых элементов для каждого частного показателя делением формируются наборы частных показателей [ ] и [ ], приведенные к наибольшим значениям базовых элементов, отраженные в табл. 15.7.

Таблица 15.7
Матрица приведенных показателей
Показатель Приведенные к наибольшему базовому элементу [ ] Наибольшее значение Приведенные к наибольшему значению показателя [ ]
организация организация
ООО АЛЬФА ООО ГАММА ООО АЛЬФА ООО ГАММА
увеличивающий   0, 7641 0, 4654 0, 7641 1, 0000 0, 6091
  1, 4296 0, 8707 1, 4296 1, 0000 0, 6091
  0, 7641 0, 4654 0, 7641 1, 0000 0, 6091
  1, 6156 6, 0123 6, 0123 0, 2687 1, 0000
  1, 5721 2, 2998 2, 2998 0, 6836 1, 0000
  1, 4248 1, 2728 1, 4248 1, 0000 0, 8933
  0, 0034 0, 0011 0, 0034 1, 0000 0, 3236
  0, 0026 0, 0008 0, 0026 1, 0000 0, 3077
  0, 0034 0, 0011 0, 0034 1, 0000 0, 3236
  0, 0038 0, 0012 0, 0038 1, 0000 0, 3158
  0, 0035 0, 0011 0, 0035 1, 0000 0, 3143
Продолжение табл. 15.7
Показатель Приведенные к наибольшему базовому элементу [ ] Наибольшее значение Приведенные к наибольшему значению показателя [ ]
организация организация
ООО АЛЬФА ООО ГАММА ООО АЛЬФА ООО ГАММА
увеличивающий   0, 1323 0, 0426 0, 1323 1, 0000 0, 3220
  0, 2387 0, 2387 0, 2387 1, 0000 1, 0000
  0, 1741 0, 0561 0, 1741 1, 0000 0, 3222
  0, 1741 0, 0561 0, 1741 1, 0000 0, 3222
  0, 0193 0, 0193 0, 0193 1, 0000 1, 0000
  0, 0281 0, 0281 0, 0281 1, 0000 1, 0000
  0, 0623 0, 0623 0, 0623 1, 0000 1, 0000
  0, 0628 0, 0628 0, 0628 1, 0000 1, 0000
  0, 0899 0, 0899 0, 0899 1, 0000 1, 0000

Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.017 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал