Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Отношения России и Европейского Союза в конце ХХ – начале ХХI века.Стр 1 из 5Следующая ⇒
Министерство образования и науки Российской Федерации Псковский государственный университет Гуманитарно-педагогический институт Исторический факультет Кафедра всеобщей истории и регионоведения
Дипломная работа
Отношения России и Европейского Союза в конце ХХ – начале ХХI века.
Студентки IV курса исторического факультета направление «регионоведение» Павловой Александры Александровны
Научный руководитель: кандидат философских наук, доцент кафедры всеобщей истории и регионоведения Антипов Владимир Сергеевич.
Псков, 2012
Содержание Введение …………………………………………………………………………………..3 Глава 1. Политическое взаимодействие России и ЕС в 1991-2010гг……………..5 1.1 СПС 1994г.: характеристика и особенности……………………………………….5 1.2 От СПС к «дорожным картам»: отношения в 1997-2005гг………………………..12 1.3 «Проблема-2007»: пути к новому союзному договору……………………………31 1.4 Перспективы развития отношений России и Евросоюза………………………….40 Глава 2. Экономические отношения России и ЕС в 1991-2010гг…………………42 2.1 Торговля с Европейским союзом…………………………………………………….42 2.2 Инвестиции Россия-ЕС……………………………………………………………….52 2.3 Вступление России в ВТО……………………………………………………………63 2.4 Перспективы экономических отношений России и ЕС…………………………….66 Заключение ………………………………………………………………………………..68 Список использованной литературы и источников……………………………………. Приложение……………………………………………………………………………….
Введение Отношения России и Европы на протяжении всей своей истории оказывали значительное влияние на всю систему мировой политики, однако в конце ХХ века, после того как Россия стала самостоятельным актором мировой политики, начался качественно новый этап в отношениях Росси и Европы в целом и России и Европейского союза в частности. В условиях глобализации успех внутренних преобразований во все большей степени зависит от влияния факторов, находящихся за пределами границ конкретной страны. России пришлось вырабатывать новые подходы к отношениям с европейским союзом, ориентированные на формирование нового качества международных отношений. Это связано как с постепенным укреплением позиций России как геополитического центра силы, так и с тем, что основные европейские и евроатлантические объединения – ЕС, Совет Европы, ОБСЕ, НАТО – переживали период трансформации, связанной с поиском ими своих ниш в изменившихся международных реалиях. Актуальность темы исследования состоит в том, что ЕС является главным партнером России в Европе, с ним связан основной массив российских интересов на европейском направлении. Несмотря на замедление темпов европейской интеграции, он остается мощным геополитическим фактором, который необходимо учитывать при выстраивании российской линии на европейском направлении и в международных делах в целом. Точкой опоры политики России на европейском пространстве становятся двусторонние отношения, где присутствуют экономика, политика, социальная сфера, вопросы культуры и контакты между людьми. Объектом исследования в данной дипломной работе является взаимодействие России с Европейским союзом с 1991 по 2010 год. Предметом исследования является изучение выстраивания новой системы отношений России и ЕС с учетом политических реалий конца ХХ- начала XXI века и специфики России и ЕС как акторов международных отношений. Целью дипломной работы стал комплексный анализ российско-европейского политического, экономического и культурного взаимодействия на основе работ предшествующих авторов и документальных источников с момента установления ими партнерских отношений и по 2010 год. Имеющаяся в нашем распоряжении литература по проблеме достаточна для разрешения поставленной цели.
В соответствии с целью автором были поставлены следующие задачи исследования: - изучить правовые основы взаимодействия России и ЕС и проблемы заключения нового соглашения о партнерстве и сотрудничестве; - проанализировать взаимное экономическое влияние России и ЕС, рассмотрев основные направления экспорта-импорта и динамику экономического сотрудничества; -дать прогноз дальнейших вариантов развития отношений России и ЕС в политической и экономической сферах. Мы безусловно понимаем, что отношения России и Европейского Союза охватывают также и сферу социокультурного взаимодействия, однако в данной работе мы решили сосредоточиться на основных сферах взаимодействия, посчитав социокультурное взаимодействие темой для полноценного исследования. В процессе исследовательской работы были применены совокупность методов политического анализа (системный, сравнительно-политический, обобщение и интерпретация исторических и практических данных), а также ряд общих (анализ, синтез, обощение, прогнозирование) и частнонаучных (статистический) методов исследования. Информационная база исследования опирается на основные документы, характеризующие отношения России и ЕС, в том числе Соглашение о партнерстве и сотрудничестве, Коллективную стратегию ЕС в отношении России, Стратегию развития отношений России с ЕС на среднесрочную перспективу (2000-2010гг.), Концепцию внешней политики России, а также на специализированные работы, посвященные различным сферам их взаимодействия таких российских ученых, как С.Караганов, Т.Бордачев, А. Кузнецов, С.Н.Афанасьева. Также в процессе написания дипломной работы были использованы материалы различных конференций по теме исследования и материалы таких научных журналов, как «Современная Европа», «Россия в глобальной политике», «Глобализация и гуманитарное знание», «Безопасность Евразии». Значительная часть данных, лежащих в основе исследования, почерпнута из периодической печати, справочных изданий, сетевых ресурсов, освещающих международные отношения и внешнюю политику России. Имеющиеся в нашем распоряжении источники и литература достаточны для того, чтобы ответить на поставленные в исследовании вопросы.
|