Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
СПС 1994г.: характеристика и особенности.
Соглашение о партнерстве и сотрудничестве (СПС) между Российской Федерацией и Европейским сообществами и их государствами-членами было заключено 24 июня 1994 г. на о. Корфу. Федеральное Собрание Российской Федерации ратифицировало договор в ноябре 1996г. Соглашение вступило в силу с 1 декабря 1997 года после прохождения им ратификации в Европейском Парламенте и во всех национальных парламентах государств-членов Союза и сообществ (последней соглашение ратифицировала Германия). Данное соглашение относится к категории международных договоров Союза, заключённых совместно Сообществами и государствами-членами. Оно было заключено сроком на 10 лет с последующей ежегодной автоматической пролонгацией Соглашения, если ни одна из сторон не будет заявлять о его денонсации. Соглашение содержит преамбулу, 112 статей, десять приложений, два протокола, несколько совместных и односторонних заявлений и переписку. СПС можно считать базовой правовой основой отношений между Россией и ЕС. ЕС использует подобные соглашения как инструмент, формализующий двусторонние отношения со страной-партнером. По состоянию на 1 ноября 2006 г. СПС были заключены с десятью странами Восточной Европы и Центральной Азии. Содержание и сам текст таких соглашений практически полностью совпадает, поэтому Соглашение о партнёрстве и сотрудничестве можно назвать своего рода «типовым соглашением». Однако этот факт не преуменьшает того значения, которое имеет Соглашение между Россией и Союзом для развития двусторонних отношений целом, и создания благоприятных условий для Европейском регионе в обеспечения стабильности в процессах экономической интеграции России с народами Европы. Действие соглашения также распространяется на страны, вступившие в ЕС после подписания. Соглашение о партнёрстве и сотрудничестве между Россией и Европейским Союзом задумывалось как логическое продолжение Соглашения 1989 г., что отмечается в преамбуле и ст. 112 СПС. После вступления в силу СПС заменило своими положениями Соглашение 1989 г. между СССР и ЕЭС. Необходимость нового соглашения лежит на поверхности и зафиксирована в преамбуле СПС: Россия не является более страной с государственной торговлей, на момент 1994 г. она считалась страной с переходной экономикой на пути перехода к рыночной модели. Исходя из этого можно утверждать, что на момент заключения соглашения Европейское сообщество оценило результаты первых экономических реформ в суверенной России и признало, пусть и неформально, статус РФ как торгового партнера ЕС и его государств-членов.[1] Логично, что основной упор в СПС сделан на долгосрочное сотрудничество в экономической сфере, вплоть до создания зоны свободной торговли, что указано в ст. 1. Однако помимо этого Соглашение содержит пункты об обеспечение соответствующих рамок для политического диалога Сторон, поощрении устойчивого развития, укреплении политических и экономических свобод, поддержку усилий России по укреплению её демократии, обеспечение основы для социального и культурного сотрудничества, а также поощрение деятельности, представляющей взаимный интерес. Поэтому можно с полной уверенностью говорить о комплексном характере Соглашения и расценивать его как основную нормативно-правовую базу, на которой строятся отношения России и Европейского союза. СПС закладывает общие принципы сотрудничества РФ и ЕС, такие, как: -уважение демократических принципов и прав человека в смысле Хельсинского акта 1975 г. и Парижской хартии для новой Европы 1990 г. (ст. 2)[2], -совместные усилия Сторон для создания зоны свободной торговли между ними (ст. 3)[3], -построение торговых отношений на основе принципов Генерального соглашения по тарифам и торговле с учётом будущего вступления России в ВТО (ст. 4)[4], -постепенное предоставление Россией режима наиболее благоприятствуемой нации в торговых отношениях (ст. 5)[5]. Политическое сотрудничество на основе СПС, именуемое в Соглашении 1994 г. политическим диалогом, включает установление более активных политических связей а также сближение позиций по международным вопросам являющимися предметом озабоченности при укреплении тем самым безопасности и стабильности, сотрудничество по вопросам, относящимся к соблюдению принципов демократии и прав человека (ст. 6). Политический диалог имеет несколько форм, перечисленных в ст. 7-9 СПС: -Регулярные (2 раза в год) встречи Президента России, с одной стороны, Председателя Совета и Председателя Комиссии, с другой. - Политический диалог на уровне министров проходит либо в рамках созданного на основе СПС Совета сотрудничества, либо по взаимной договорённости Сторон. -Политический диалог на парламентском уровне осуществляется в рамках также созданного на основе Соглашения 1994 г. Комитета парламентского сотрудничества. - Диалог может иметь форму проведения встреч на уровне старших должностных лиц между должностными лицами России и «тройки» Европейского Союза, которые проводятся 2 раза в год. В конечном счете, политический диалог опирается на эффективное использование дипломатических каналов, а также любых других средств, включая возможность встреч экспертов, которые будут способствовать укреплению и развитию политического сотрудничества.[6] Важнейшие положения СПС закреплены в Разделе III «Торговля товарами». Данный раздел определяет основные принципы товарооборота между Россией и европейским союзом -они применяются к торговле любыми видами товаров, кроме текстильной продукции, угля и изделий из стали, ядерных материалов (ст. 20 – 22 СПС), правовой режим торговли которыми должен определяться отдельными соглашениями. Стороны предоставляют друг другу общий во взаимной торговли товарами режим наиболее благоприятствуемой нации. Термин «режим наиболее благоприятствуемой нации» так же, как и термин «зона свободной торговли» используется в СПС в том смысле, как они описываются в статьях I и XXIV ГАТТ соответственно. Российская Федерация обязуется проводить консультации по вопросам вступления в ГАТТ/ВТО и сотрудничества перед введением изменений в тарифной политике, увеличением уровня тарифной защиты. На сегодняшний день ЕС, в свою очередь, имеет низкую тарифную защиту для импорта из России, оценочный средний тариф на него составляет 0, 3 %. Это связано с тем, что импорт из нашей страны в основном состоит из не облагаемых тарифом товаров (главным образом сырьевые материалы).[7] Согласно СПС, импортируемые товары не должны подвергаться ни прямому ни косвенному дискриминационному налогообложению, более того, им предоставляется режим не менее благоприятный, чем режим, предоставляемый аналогичным товарам отечественного происхождения. Стороны ввели в торговых отношениях между собой принцип свободы транзита. Каждая предоставляет другой освобождение от импортных пошлин и сборов на временно ввозимые товары на основе принципа наиболее благоприятствуемой нации и в соответствии со своими международными обязательствами и внутренним законодательством. Также, каждая из сторон обеспечивает свободный транзит через свою территорию товаров, происходящих из таможенной территории или предназначенный для таможенной территории другой. По общему правилу, установленному в СПС, товары, происходящие из России, ввозятся в Сообщество без количественных ограничений, как и товары, происходящие из Сообщества, ввозятся в Россию (ст. 15).[8] Существенным положением СПС является возможность введения Сторонами мер предосторожности и антидемпинговых процедур в отношении товаров, импортируемых на территорию друг друга с целью защиты собственного внутреннего рынка. Однако подобные защитные меры от демпинга и субсидий должны применяться только после прохождения процедуры предусмотренной в ст. 17 СПС, в частности после консультаций Сторон в Комитете сотрудничества, создаваемого на основе СПС. Антидемпинговые процедуры Сообщества достаточно часто применялись и применяются в отношении товаров из России. Наиболее существенными для российской промышленности являются антидемпинговые пошлины на импорт поташа, цинка, нитрата аммония и бесшовных труб.[9] Соглашение не исключает и запретов или ограничений импорта, экспорта, транзита товаров по основаниям, перечисленным в ст. 19. Статья 19 СПС к таким основаниям причисляет общественную мораль, правопорядок и общественную безопасность, защиту здоровья и жизни людей, животных или растений, защиту природных ресурсов, защиту национальных художественных, исторических и археологических ценностей, охрану интеллектуальной собственности, применение правил относительно серебра и золота.[10] Соглашение о партнёрстве и сотрудничестве уделяет также значительное внимание положениям, связанным с передвижением лиц и услуг. Этому посвящён Раздел IV «Положения о предпринимательской деятельности и инвестициях». Сообщество, входящие в него государства-члены и Российская Федерация договорились о предоставлении возможности гражданам другой Стороны быть принятыми на работу на их территории на основе принципа координации своей деятельности в области социального обеспечения подобной категории работников. Стороны Соглашения 1994 г. выразили стремление в будущем заключить договоры о недискриминации по признаку гражданства в том, что касается условий труда, вознаграждения, увольнения.[11] Соглашение между РФ и Европейским Союзом закрепляет важные положения относительно движения капиталов и платежей (се. 52). В соответствии с СПС, Стороны обязуются разрешить проведение в свободно конвертируемой валюте любых текущих платежей между своими резидентами. Таким образом, Соглашение о партнёрстве и сотрудничестве затрагивает практически все стороны экономических связей с Россией, вытекающие из осуществления в ЕС принципов общего рынка – свободы движения товаров, лиц, услуг и капиталов. Статья 55 СПС закрепила положения о сближении законодательства Сторон в качестве важного условия для развития и укрепления экономических связей между Россией и Сообществом. Как указано в упомянутой статье, Россия стремится к постепенному достижению совместимости своего законодательства с законодательством Сообщества. Процесс гармонизации права обозначен Сторонами в различных отраслях права. В частности, Соглашение предусматривает сближение законодательства по вопросам регулирования предпринимательской деятельности и правового режима предприятий, банковской деятельности, бухгалтерского учёта и налогообложения компаний, охраны труда, предоставления финансовых услуг, условий конкуренции, государственных закупок, охраны здоровья и жизни людей, животных, растений, охраны окружающей среды, защиты прав потребителей, косвенного налогообложения, таможенного дела, транспорта, ядерной энергетики, установления технических норм и стандартов.[12] Культурное сотрудничество между Россией и ЕС имеет целью укрепление существующих связей между их народами и поощрение взаимного знания ими соответствующих языков и культур на основе уважения свободы творчества и взаимного доступа к культурным ценностям (ст. 85)[13]. Культурное сотрудничество включает обмен информацией и опытом в области сохранения и охраны памятников и исторических мест, обмен между учреждениями, деятелями искусств и другими деятелями культуры, перевод литературных произведений. Для достижения целей Соглашения Россия пользуется временным финансовым содействием со стороны Сообщества в рамках программы ТАСИС. Данная программа была создана решением Европейского Совета в декабре 1990 г. Цели и области финансового содействия определяются в специальной «индикативной» программе. Такая программа на период 2000 – 2006 гг. утверждена Регламентом 99/2000 от 29 декабря 1999 г., касающимся оказания партнёрской помощи государствам Восточной Европы и Центральной Азии. Данный Регламент является юридической базой для функционирования программы ТАСИС на указанный срок. Для реализации своих положений Соглашение о партнёрстве и сотрудничестве 1994 г. предусматривает создание специальных структур- Комитета Парламентского сотрудничества и его Совета. Совет сотрудничества заседает на уровне министров, состоит из членов Правительства РФ, членов Совета Европейского Союза и членов Комиссии ЕС и заседает 1 раз в год, а также тогда, когда этого требуют обстоятельства. Совет сотрудничества осуществляет наблюдение за применением СПС, изучает основные проблемы, возникающие в рамках СПС и любые другие вопросы, представляющие взаимный интерес Сторон, делает соответствующие рекомендации, рассматривает споры между Сторонами, возникающие по вопросам применения и толкования СПС. Совет сотрудничества самостоятельно определяет свои правила процедуры. Председательство в Совете сотрудничество осуществляется попеременно представителями России и Европейского Союза.[14] Комитет сотрудничества заседает на уровне министров и состоит из членов Правительства РФ, членов Совета Европейского Союза и членов Комиссии ЕС. Комитет сотрудничества оказывает содействие Совету сотрудничества в выполнении им своих обязанностей, в том числе и путём подготовки его заседаний. Комитет сотрудничества выполняет все обязанности возложенные на него СПС и правилами процедуры Совета сотрудничества. Совет сотрудничества может также делегировать любые свои полномочия Комитету сотрудничества. Рассмотрев основные положения СПС, хотелось бы более подробно проанализировать его политическую составляющую. В условиях, когда оно заключалось, ЕС стояло на том, что Россия может стать стабильным партнером союза только при соблюдении двух условий: либерализации экономики и приверженности «общим ценностям».Ст. 2 раздела 1 СПС гласит: «Уважение демократических принципов и прав человека, определенных, в частности, в Хельсинкском Заключительном акте и в Парижской хартии для новой Европы, лежит в основе внутренней и внешней политики Сторон и составляет существенный элемент партнерства и настоящего Соглашения»[15]. Таким образом, ЕС преследовал интересы по модернизации России в контексте достижения ее предсказуемости как субъекта международных отношений.[16] (Ярошенко, ценности-интересы) Однако тем самым Евросоюз оставлял за собой роль неформального арбитра, который мог оценивать качество складывающейся в Росси политической системы. По замечанию Кристофа Хиллиона (Christophe Hillion), на практике это означало, что ЕС мог разорвать Соглашение в любой момент при несоблюдении Россией этой статьи.[17] Но в той политической конъюнктуре Россия была вынуждена пойти на эти условия по нескольким причинам: 1) Недостаточный внешнеполитический ресурс и, следовательно, отсутствие ярко выраженной самостоятельной внешней политики России в 1994г.; 2) Необходимость поддержки со стороны международных финансовых институтов; 3) Необходимость утверждения на постсоветском пространстве и европейском континенте в целом. Говоря другими словами, в начале 90-х гг. отношения России и ЕС строились на принципе «ведомый-ведущий», и Россия могла только соглашаться с тем, что ей навязывал Евросоюз[18]. На практике ЕС позиционировал себя как априори более сильный нормативный центр, политическая и экономическая модели которого являлись наиболее успешными и достойными подражания. ЕС предлагала принятие парадигм своего внутригосударственного и экономического развития. И приверженность «общим ценностям» означало адаптацию этих парадигм. И, подписав Соглашение о партнерстве и сотрудничестве. Россия фактически приняла на себя обязательство по адаптации европейских моделей права, экономики и политики, таким образом демонстрируя выбор в пользу демократического пути развития страны. На тот момент это было единственным стратегически правильным решением всех стоявших перед молодым государством проблем.
|