![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Проектирование мотивационных технологий
Тесная связь целей с мотивами деятельности ещё раз говорит об интегральной природе педагогических целей, фактическом синтезе в них воспитательных и учебных составляющих при доминировании первых. Совокупность педагогических целей, способ их взаимосвязи и соотношения в них учебных и воспитательных компонентов и составляет то, что можно назвать педагогической системой [16]. Мотив – побудительная причина, довод в пользу того или иного действия. Мотивация – процесс действия мотива. Мотивация необходима с целью обеспечения быстрого включения учащихся в профессиональную учебно-познавательную и учебно-производственную деятельность без длительного «вживания» в работу, поддержания деятельности на требуемом уровне активности. Основными компонентами мотивационной сферы являются: - удовольствие от самой деятельности; - значимость результата деятельности; - вознаграждение за деятельность; - принудительное давление на личность. На первом этапе, при формировании мотивации действия, первостепенное значение приобретает актуализация профессиональных интересов студентов, включение формулируемой задачи в контекст будущей профессиональной деятельности. Большую роль играют также использование элементов деловых учебных игр, активного социально-психологического обучения, применение технических средств, прежде всего компьютеров и пр. Воздействовать на мотивацию можно с помощью интереса (отношение личности к предмету деятельности, как к чему-то ценному и привлекательному) и долга (принудительной обязанности, выполняемой из побуждений совести). Учебная мотивация по характеру поведения участников делится на внешнюю и внутреннюю. Внешняя мотивация основана на поощрениях, наказаниях и других видах стимуляции, которые или направляют, или тормозят поведение человека. Внутренняя мотивация зависит от внутренних процессов, осуществляемых в сознании человека. Таким образом, смотивированная деятельность является самоцелью, а не средством для достижения другой цели. В соответствии с этапами учебного процесса мотивация может быть выражена в различных формах, соответствующих вступительной части занятия и текущей его части (см. таблицу 4.3).
Таблица 4.3 - Дидактические характеристики внутренних мотивационных технологий обучения
Продолжение табл. 4.3
К способам формирования внутренней мотивации: - оценка уровня подготовки обучаемых по заданной теме и приведение в соответствие с этим степени сложности представляемого материала; - предоставление обучаемым свободного выбора заданий и вида деятельности, что обеспечит индивидуализацию учебной деятельности и приведет к появлению интереса; - предусмотрение оптимальной сложности заданий для каждого, что обеспечит у них «переживание успеха»; - возбуждение внимания при предъявлении учебного материала, путем нестандартности и новизны, использования различных технических средств, возбуждения любопытства. Вступительная мотивация активизирует учебную деятельность обучаемых, способствует формированию первоначального желания освоить учебную деятельность, вызывает интерес к процессу обучения. Текущая мотивация обеспечивает оптимальное педагогическое общение в процессе обучения, способствует формированию устойчивого интереса к учебной деятельности и поддерживает этот интерес на всех этапах обучения [35, 36, 47]. В качестве итога к данному пункту необходимо представить мысль о том, что в настоящий момент можно мотивационные целевые установки участников учебного процесса (не только студентов, но и преподавателей) находятся под влиянием новой современной идеологии, которая развивается в направлении формирования самосознания человека, который сам отвечает за свою жизнь и карьеру. Отсюда вытекают мотивы раскрытия своего интеллектуального, творческого потенциала, стремление объединить обучение с процессом саморазвития, достигать успехов в обучении, научно-исследовательской деятельности, становиться компетентным специалистом [57]. Выбор мотивационных технологий по теме «Маркетинг в сфере образования» дисциплины «Менеджмент в образовательной сфере» основан на характеристиках студентов группы, соответствует их особенностям; их проектирование представлено в таблице.8 приложения.
|