Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Проектирование технологий формирования ориентировочной основы деятельности (ООД)
В наибольшей степени качество действия зависит от способа построения ориентировочного этапа, а именно от типа ориентировочной основы действия (ООД) или типа учения. Цель проектирования технологий формирования ориентировочной основы деятельности заключается в том, что данная деятельность обеспечивает получение учащимися необходимой информации и осознание поставленной задачи. На этапе ООД учащиеся с помощью преподавателя рассматривают пути, средства, методы решения задач. На этапе проектирования технологий формирования ООД инженером-педагогом выполняются следующие действия: выбирается тип учения, его структурные элементы, а также методы и приемы их реализации. Структурными компонентами ООД являются: - образ конечного продукта или представление о конечном результате (в теоретическом обучении – это ответы к заданиям и задачам, описание результатов, схемы, графики, а в практическом – некоторые образцы, макеты, модели); - объект преобразования или материал для деятельности (в теоретическом обучении – это условия задач, заданий, вопросы, сформулированная проблема, а в практическом – заготовки, материалы, площадки для монтажа, устройства, которые следует отремонтировать и т.д.); - средства деятельности (инструменты, инструкции и чертежи, карты, таблицы, алгоритмы и формулы расчета, обоснования, теории, выводы); - технология деятельностиили представления о способах ее осуществления (состав приемов, последовательность их выполнения, представленная в форме карт, таблиц, учебных элементов, методики выбора, порядка решения, указаний и инструкций). Кроме того, хотелось бы обратить внимание на существующие типы учения: - неполная ООД (первый тип) - характеризуется тем, что преподаватель, представляя учебный материал, показывает исходные данные, исполнительную часть действия и образ конечного продукта (обучение осуществляется методом «проб и ошибок», довольно медленно); - полная ООД в конкретном виде (второй тип) - характеризуется наличием всех условий, необходимых для правильного осуществления деятельности, которые подаются в виде готового алгоритма деятельности в частной форме, применительно к некоторой задаче; - полная ООД в общем виде (третий тип) - будет в случае, когда преподавателем не даются готовые ориентиры, а поясняются лишь принципы их формирования. Этот тип учения имеет полный состав, ориентиры представлены в общем виде, характерном для целого класса явлений. В каждом конкретном случае ООД при ІІІ типе учения составляется субъектом (обучаемым) самостоятельно с помощью общего метода, который ему дается. В этом случае действиям присуща четкость, быстрота, безошибочность, стойкость, ширина переноса [35, 65]. Некоторые авторы выделяют ещё несколько типов учения (в целом, до восьми типов), однако наиболее ярким из них является предложение, представленное в книге Смирнова С.Д., - четвертый тип учения также характеризуется полнотой, обобщенностью и самостоятельностью построения ориентировочной основы. Однако в этом случае студент сам должен открыть общий метод построения ориентировочной основы, что представляет собой подлинно творческое действие, доступное не каждому учащемуся и лишь при определенных условиях [65]. При изложении темы «Маркетинг в сфере образования» в рамках курса «Менеджмент в образовательной сфере» целесообразным будет выбор третьего типа учения, т.е. полной ООД в общем виде. Это можно объяснить тем, что: ü во-первых, выбор данного типа учения обуславливается постановкой цели формирования творческой деятельности, характеризующейся прочностью, развернутостью, самостоятельностью, осознанностью и т.п.; ü во-вторых, такой выбор позволяет сделать существующий резерв времени – 6 часа отводится на лекционные занятия и 4 часа – на практические. Кроме этого необходимо определить методы и средства формирования ООД. Наиболее распространенным методом сообщения нового материала является его устное изложение, которое может осуществляться в виде рассказа, беседы, объяснения, лекции (см. таблицу 4.4).
Таблица 4.4 - Дидактические характеристики основных методов обучения
Помимо вышеназванных в педагогической литературе выделяют и другие методы обучения (см. рисунок.2 приложения). Осуществление выбора методов, средств формирования ООД и обоснование их целесообразности по теме «Маркетинг в сфере образования» по дисциплине «Менеджмент в образовательной сфере» представлено в табл..9 приложения.
4.2.6 Проектирование технологий формирования исполнительной деятельности (ИД) Целью этапа проектирования технологий формирования исполнительной деятельности является создание проекта интеллектуальной переработки информации и выполнения действий для усвоения знаний, умений и навыков. Учащиеся выполняют программу, разработанную в ходе ООД. Факторы, которые необходимо учитывать при разработке технологий формирования ИД, заключаются в: - закономерности процесса усвоения действительности, которая объясняется тем, что познавательная деятельность и введение в нее знания приобретают умственную форму, становятся обобщенными не сразу, а поочередно пройдя через ряд этапов. В случае если преподаватель строит процесс обучения с учетом их последовательности, то тем самым он существенно повышает возможность достижения цели всеми обучаемыми; - проектировании формируемых качеств действия и закладывании их в оперативную цель обучения, при чем так, чтобы было не только известно какие действия формировать, но и с какими общезначимыми качествами. Эти качества подробно описаны в характеристике цели – ее эталонах, включающих внешние условия, результат и критерии оценки формируемых действий [35, 36, 65]. На этапе формирования исполнительных действий можно использовать следующие методы: беседа (фронтальная и индивидуальная), а также решение задач. Решение задач имеет важное значение при изучении технических дисциплин: - задачи позволяют конкретизировать знания обучаемых, помогают увидеть применение общих законов и закономерностей на практике; - решение задач способствует более глубокому и прочному освоению законов, закономерностей, развивает логическое мышление, вырабатывает навыки самостоятельной работы, повышает интерес к предмету; - при решении задач приобретается ряд дополнительных навыков (запись условия, хода решения, анализ физического смысла, использование справочной литературы, применение систем единиц СИ и т.д.); - задачи являются самой целесообразной формой построения учебного материала. Выбор технологий формирования ИД по теме «Маркетинг в сфере образования» по дисциплине «Менеджмент в образовательной сфере» отражен в таблица.10 приложения.
|