![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тема 12. Инновации и инновационная деятельность предприятия
12.1. Инновации: понятие, виды
Инновация – использование результатов научных исследований и разработок, направленных на совершенствование процессов деятельности человека (общества) в различных областях и сферах хозяйствования. Различают два подхода к понятию инновация. Первый – когда нововведение представляется как результат творческого процесса в виде новой продукции, технологии, услуги, метода и т.п. Второй – инновация представляется как процесс введения новых изделий, элементов, подходов, принципов вместо действующих. Но, в любом случае важнейшим признаком инновации должна выступать новизна его потребительских свойств. Существует два побудительных мотива к инновации, это внутренний для инновационного предприятия и внешний. Внутренний мотив связан с необходимостью замены устаревшего оборудования с целью повышения конкурентоспособности продукции инновационного предприятия на рынке. Внешний – обусловлен экономической политикой государства, особенно в условиях экономического кризиса и связан, прежде всего, с льготированием налогообложения инновационной деятельности. Классификация инноваций может быть проведена по ряду признаков: 1. По значимости в экономическом развитии и по степени новизны различают: 1) базисные – инновации, реализующие крупные изобретения, которые становятся основой для формирования новых поколений и направлений в технике и технологии. Они относятся к принципиально новым продуктам; 2) улучшающие – инновации, реализующие мелкие и средние изобретения, способствующие распространению и стабильности развития научно-технического прогресса. Они касаются значительного усовершенствования существующих продуктов и методов производства; 3) псевдоинновации – инновации, направленные на частичное улучшение путем модернизации и рационализации устаревшей техники (технологии) и выступающие (в основном) как тормоз технического прогресса. 2. По технологическим параметрам инновации подразделяются: 1) продуктовые – инновации, направленные на применение новых материалов и полуфабрикатов, комплектующих, на получение принципиально новых продуктов; 2) процессные – это инновации, проявляющиеся в новой технологии производства, в новых методах производства работ, в более высоком уровне автоматизации, в новых методах организации производства и управления. 3. По типу новизны для рынка: 1) новые для отрасли в мире; 2) новые в стране, регионе; 3) новые для инновационного предприятия. 4. По отношению к предшествующим инновациям: 1) замещающие – применяются вместо устаревших; 2) открывающие – новые, не имеющие аналогов; 3) возвратные – предполагают определенный возврат к применяемой инновации. 5. По темпам осуществления: 1) быстрые; 2) замедленные; 3) нарастающие; 4) равномерные; 5) скачкообразные. 6. По применению инноваций: 1) для применения внутри предприятия; 2) для продажи.
|