Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Закон и душепопечение
Несколько лет тому назад семья одного молодого человека возбудила против пастора крупной евангелической церкви в Калифорнии судебное дело в связи с тем, что юноша совершил самоубийство после курса пастырского душепопечения. Суд оправдал пастора, но данный случай привлек пристальное внимание общественности всей страны, что указывает на актуальность проблемы взаимоотношений душепопечителей и закона. Психиатры и психологи, участвуя в юридическом процессе, уже многие годы выступают в качестве экспертов на заседаниях судов. Они помогают определить психическую дееспособность ответчика, чтобы решить, может ли он предстать перед судом; участвуют в слушании дел; проводят психиатрические и психологические обследования обвиняемых и курсы душепопечения заключенных и их семей. Началось это еще в 1843 г., когда оправдали шотландца по имени Даньел Макнот, обвиненного в убийстве, признав его сумасшедшим. С тех пор профессиональных душепопечителей стали привлекать в качестве экспертов для оказания помощи судьям. Они помогают определить, мог ли ответчик отдавать себе отчет в своих действиях, то есть знать, что правильно и что неправильно, в момент совершения преступления. Позднее, уже в наше время, вслед за спорным вердиктом, согласно которому «по причине сумасшествия» Джон У. Хинкли–младший был признан невиновным в покушении на жизнь президента Рейгана, отношения психиатрии и закона вышли на новый уровень[113]. Христианского душепопечителя непосредственно касается принятие законов о лицензировании деятельности и все возрастающая частота судебных исков о халатном лечении, подобных тому, что было возбуждено против пастора в штате Калифорния. В каждом конкретном регионе устанавливаются свои законы. В них закрепляются права лиц, занимающихся душепопечением; указывается, при каких обстоятельствах душепопечители могут в суде разглашать детали душепопечения, действуя по нормам статутного и общего права; оговариваются гражданские свободы подопечных, а также обстоятельства, при которых допустима принудительная госпитализация граждан вследствие психических расстройств; говорится о богословском и образовательном цензе занимающихся профессиональным душепопечением; указывается юридическое право, позволяющее принять вознаграждение за услуги душепопечения; рассматривается понятие «халатное душепопечение» и обстоятельства, при которых против душепопечителя может возбуждаться судебное дело о профессиональном несоответствии. Законы, относящиеся к этим и другим вопросам душепопечения, меняются от места к месту; часто разнится и все законодательство в целом. Если вы занимаетесь душепопечением редко, неофициально, либо в рамках церковного или учебного заведения, то на вас, по всей вероятности, не распространяется действие многих законов, которые применимы к профессиональному душепопечителю. В то же время, если вы занимаетесь душепопечением часто, вам разумно обратиться к знающему местные законы душепопечителю, чтобы обсудить, как они могут повлиять и, быть может, ограничить вашу деятельность[114]. Обсуждение юридических вопросов напоминает нам о том, что душепопечение совершается не в вакууме. Душепопечители и подопечные выступают в роли членов общества и церковной общины. Порой общество создает проблемы и уменьшает эффективность душепопечения, но обратное также истинно. Общество (включая христианские общины) может существенно облегчить вашу работу в качестве душепопечителя. Об этих общественных влияниях и пойдет речь в следующей главе.
Библиография
Benjamin, Alfred D. The Helping Interview with Case Illustrations. Boston: Houghton–Mifflin, 1987. Brammer, L. М. The Helping Relationship. 2d ed. Englewood Cliffs, N. J.: Prentice–Hall, 1979. Crabb, Lawrence J., Jr. Understanding People: Deep Longings for Relationship. Grand Rapids, Mich.: Zondervan, 1987. Collins, Gary R. How to Be a People–Helper. Ventura, Calif.: Regal, 1976. Egan, Gerard. The Skilled Helper. 3d ed. Monterey, Calif: Brooks/Cole, 1986. Welter, Paul. Connecting with a Friend: Eighteen Proven Counseling Skills to Help You Help Others. Wheaton, 111.: Tyndale, 1985. Welter, Paul. How to Help a Friend. Wheaton, 111.: Tyndale, 1978. Worthington, Everett L., Jr. When Someone Asks for Help: A Practical Guide for Counseling. Downers Grove, 111.: InterVarsity, 1982.
|