Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Другие помощники
В течение последних двух–трех десятилетий душепопечение стало чрезвычайно популярным. Нет отбоя от желающих обучаться по программам подготовки душепопечителей в колледжах, университетах, семинариях и других учреждениях системы образования. Непрофессиональное душепопечение привлекает внимание в школах, церквах, службах телефонных консультаций в критических ситуациях, на предприятиях и даже в тюрьмах. Появилось много программ подготовки[126]душепопечителей на основе новейших теорий и техник. Профессионально подготовленных душепопечителей стало больше, и значительно выросло число центров душепопечения. Мы претерпеваем, по крайней мере в Америке, бум душепопечения. Однако, несмотря на всю эту бурную деятельность (а может быть, и вследствие этого), до сих пор говорят о нехватке профессиональных душепопечителей, особенно в небольших общинах. Чтобы удовлетворить нужду в душепопечении, появилась целая система «других помощников»[127]. Некоторые из этих непрофессиональных работников известны уже десятилетиями и обладают большим опытом, но теперь их рассматривают в качестве важных помощников в любом служении душепопечения. Эти помощники разнятся уровнем подготовки, психологических знаний, терапевтическим искусством и возможностями оказания помощи. Несмотря на благие намерения, многие из них приносят, по всей видимости, больше вреда, чем пользы. Одни хотят служить людям в надежде избавиться от собственных страхов, неуверенности в себе и неразрешенных конфликтов. Другие предстают психологически наивными догматиками, манипулятивными критиками других профессионалов, включая профессиональных душепопечителей. Но, несмотря на эти отрицательные стороны, непрофессиональные душепопечители могут быть весьма результативными, а временами даже более результативными, чем профессионалы[128]. Есть люди, которые с большей охотой обратятся к непрофессионалам, так как они не чувствуют угрозы и ведут себя непринужденно. Другие с большим удовольствием обратятся за помощью к журнальным статьям и радиобеседам со знаменитостями. Некоторые же предпочитают разговор с пастором или участниками группы самопомощи. Если вы, как душепопечитель, решите пренебречь общественными источниками помощи, это не значит, что от этого откажутся и ваши подопечные. Другими словами, хотите вы этого или нет, вашей работе будет сопутствовать менее формальная и временами непрошеная помощь членов общины. Душепопечитель должен принимать это в расчет, не игнорируя и не сопротивляясь происходящему. Временами такие помощники разрушают все, что пытается предпринять душепопечитель, но порой становятся источником большой помощи. Так что иногда, работая с подопечными, можно заручиться поддержкой и непрофессионалов. Профессиональные медики. Было бы неразумно со стороны душепопечителя пренебрегать помощью, которую его подопечные могут получить от врачей, сестер милосердия, больниц и многих учреждений системы здравоохранения. Профессиональные попечители обладают, по крайней мере, какой–то подготовкой в области психиатрии и по роду своей деятельности нередко бывают связаны с больными, страдающими наряду с соматическими и тяжкими эмоциональными расстройствами. Душепопечителям, медикам и немедикам, несмотря на подозрение и недоверие, которые существуют между ними, следует по возможности пытаться найти взаимопонимание и учитывать интересы друг друга, если уж они вынуждены сотрудничать, помогая нуждающимся в душепопечении. Социальные работники. Речь идет о юристах, школьных учителях, полицейских, руководителях союзов, священнослужителях, спортивных тренерах, таксистах, владельцах магазинов, служителях похоронных бюро, сотрудниках молодежных организаций, косметологах и других членов общества. Эти люди имеют небольшую (или не имеют никакой) подготовку в области душепопечения, однако именно они зачастую первыми сталкиваются с людьми, которые находятся в критическом психологическом состояния. Видимо, неразумно считать, что таксисты или косметологи горят желанием стать непрофессиональным душепопечителем, однако некоторым все же предлагают пройти такую подготовку[129]. Например, полицейским теперь преподают основы скорой психологической и первой медицинской помощи при психических расстройствах, поскольку именно полицейские бывают нередко первыми и последними неспециалистами, которые оказываются свидетелями насилия, творимого в семье, и поведения, чреватого самоубийством. Учителя, школьная администрация, душепопечители и, конечно, студенты духовных семинарий проходят в плановом порядке соответствующую подготовку; их учат основам душепопечения и первой психиатрической помощи в структуре своего базового образования. Группы взаимопомощи. Никто не знает, сколько групп взаимопомощи собирается на регулярной основе, чтобы помочь своим членам справиться с состояниями психофизиологического напряжения. «Анонимные алкоголики» (АА) и программы уменьшения веса, подобные «Похудеть — это просто» (ПЭП), известны всем, но существуют также и группы взаимопомощи почти по всем общим проблемам[130]. Есть группы вдов, бывших пациентов психиатрических клиник, родителей–одиночек, больных сердечно–сосудистыми заболеваниями, азартных игроков, родителей умственно отсталых детей, беременных подростков, инвалидов–ветеранов войн и сотни других. Иногда в сотрудничестве с профессиональными душепопечителями, чаще же самостоятельно, участники этих групп оказывают взаимопомощь, материальную поддержку, сообщают необходимую информацию, ищут благоприятные возможности помощи другим, используют методы социального взаимодействия, ободрение, защиту, принятие и специальную помощь в критических ситуациях. Многие люди, имеющие «в тылу» крепкие семьи и церковные общины, не оставляют групп взаимопомощи по причине той близости, которая возникает в результате связи с другими людьми, решающими схожие проблемы. Кроме того, одним из величайших преимуществ этих групп является содействие, которое они оказывают тем своим членам, которые помогают другим[131]. Домочадцы и друзья. По всей видимости, задолго до того как обратиться за помощью к душепопечителям, люди чаще всего обсуждают свои проблемы с друзьями или домочадцами. Например, родители являются важнейшим источником ободрения, они помогают изменить поведение, отказаться от конфронтации и дают направляющую помощь, хотя мало кто из нас считает их душепопечителями[132]. В помощь родителям написано множество книг по этим вопросам[133], и профессионалам рекомендуют учить родителей помогать своим детям[134]. Алкоголикам часто в разных ситуациях главными помощниками становятся их супруги; смертельно больные находят поддержку у домочадцев, и нередко, чтобы оказать помощь и поддержать советом, собираются все родственники. Но, увы, порой такая «помощь» друзей и домочадцев приносит вред, а не пользу. Иногда достигнутые результаты разрушаются родителями, родственниками или друзьями подопечного, искренне желающих принести ему пользу. Слушая внимательно, душепопечитель может выявить подобные посторонние влияния и помочь подопечным справиться с «антипомощью» других лиц. Друзей и домочадцев включать в процесс душепопечения допустимо, но в таком случае их следует учить приносить настоящую пользу. Если душепопечитель полностью отвергает помощь друзей и домочадцев подопечных, ему труднее работать; кроме того, при этом он исключает важнейший потенциальный источник дополнительной помощи своему подопечному. Помощь прессы, радио и телевидения. Когда я писал эту главу, наше общество потрясли известия о серии самоубийств, совершенных подростками. Способ самоубийства был одним и тем же во всех случаях. Об этом узнала вся страна, и многие люди предъявляли серьезные обвинения средствам массовой информации, считая, что, привлекая внимание к жертвам, они исподволь учили других удрученных молодых людей тому, как «успешно» покончить с собой. Репортеры же утверждали, что они предупреждают общество о серьезных проблемах, которым оно не уделяет должного внимания. Эти споры должны напоминать нам, что пресса, радио и телевидение могут не только создавать человеческие проблемы, но и содействовать их решению. Хотя передача новостей и телевизионные программы могут стимулировать насилие в обществе и повышать уровень психологической и социальной напряженности, но в то же время они могут снабжать необходимой информацией, давать направляющую помощь и подсказывать людям, куда можно обратиться за помощью[135]. Экзотические помощники. Хироманты, предсказатели будущего, руководители сект, «травники», заклинатели, изгоняющие бесов, колдуны, спириты, вызывающие духов, и другие нетрадиционные «помощники» объявляются почти во всех цивилизациях. Большинство профессионалов считают таковых шарлатанами или знахарями, которые паразитируют на страхах и предрассудках впечатлительных людей. Однако есть душепопечители, которые считают, что этим общественным целителям следует разрешить практиковать наряду с традиционными душепопечителями[136]. Такие целители особо почитаемы людьми малообразованными и бедными; полагают, что эти люди легче поддаются внушению и их кумиры — целители — могут тогда стать частью процесса исцеления. Христианские душепопечители не должны посылать своих подопечных к экзотическим помощникам. Многие из них связаны с оккультными силами, так что следует предпринимать самые энергичные меры, чтобы оградить от них своих подопечных.
|