Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Общественное душепопечение и христиане
Общественные душепопечители исходят из того факта, что невозможно оказать реальную помощь людям в условиях разобщения с обществом, более того, не имея дела с обществом и ничего не зная об обществе. Даже во время обсуждения посторонних вопросов, душепопечитель и подопечный отдают себе отчет в нескольких основных вопросах, касающихся их отношений[158]:
• До какой степени проблема подопечного решается не с помощью окружения, а посредством его личностной трансформации? • На какую помощь со стороны общества и ближайшего окружения может рассчитывать подопечный в плане духовного роста? • До какой степени реальная проблема подопечного решается не им самим, а его окружением? • Какие действия могут предпринимать душепопечитель и/или его подопечный для подготовки необходимых перемен в их окружении?
Кроме индивидуального душепопечения общественные душепопечители занимаются и другими делами, например, запускают образовательные программы или обеспечивают их подготовку; помогают повысить квалификацию; содействуют государственным и общественным службам в планировании социальных программ; выявляют группы общественной поддержки; организуют линии экстренной телефонной связи, центры реабилитации и другие учреждения социальной помощи; и время от времени участвуют в политических мероприятиях, направленных на совершенствование общества. Общественные душепопечители признают, что не они одни пытаются улучшить общество, и потому сотрудничают с представителями целого ряда профессиональных, политических, и других организаций. Они исходят из того, что более совершенное общество предоставляет своим постоянным членам больше возможностей справиться с житейскими трудностями и проблемами. Вместе с тем, даже при беглом ознакомлении с современной литературой по психологическому консультированию видно, что в сфере общественного душепопечения Церкви уделяется не слишком много внимания[159]. Если же посмотреть, как служил людям Иисус, то можно сказать, что Он был общественным душепопечителем. Христос был нежен и чуток, помогая людям в их тревогах и серьезных трудностях, и в то же время Он резко выступал против лицемерия и невежества. Он изгнал меновщиков из храма, осудил правящие партии и говорил о дне, когда наступит Царство Божье и придет конец несправедливостям. Учитывая последние тенденции в области общественного душепопечения, интересно проанализировать потенциальные пути развития христианского душепопечения в ближайшем будущем. Христиан (в том числе и душепопечителей), как людей, живущих в обществе и стремящихся претворять в жизнь библейское учение, не могут не волновать голод, невежество, несправедливость, преступность, порнография, разгул насилия (в том числе и в семье), нарушения нравственного закона и другие проявления социального зла, породившего то великое множество вопросов, о которых мы будем говорить в последующих главах. Церковь, как общество в обществе, должна думать о том, как воздействовать на людей, не принадлежащих ни к одной из церковных общин, и как — на членов Церкви. Ниже следуют часто цитируемые слова, написанные Павлом: «Делая добро, да не унываем; ибо в свое время пожнем, если не ослабеем. Итак, доколе есть время, будем делать добро всем, а наипаче своим по вере»[160]. Христианское общественное душепопечение — это неизведанная территория, однако очевидно, что это не противоречит библейскому учению.
Библиография
Bloom, Bernard L. Community Mental Health: A General Introduction. 2d ed. Monterey, Calif.: Brooks/Cole, 1984. Collins, Gary R. Innovative Approaches to Counseling. Waco, Tex.: Word, 1986. Corey, Gerald, and Marianne S. Corey. Groups: Process and Practice. 3d ed. Pacific Grove, Calif.: Brooks/Cole, 1987. Drakeford, John W. People to People Therapy. New York: Harper & amp; Row, 1978. Egan, Gerard, and Michael A. Cowan. People in Systems. Monterey, Calif.: Brooks/Cole, 1979. Evans, Gary W, ed. Environmental Stress. Cambridge: Cambridge University Press, 1982. Gershon, Michael, and Henry B. Biller. The Other Helpers. Lexington, Mass.: Lexington, 1977. Heller, Kenneth, et al. Psychology and Community Change. Homewood, 111.: Dorsey, 1984. Schulberg, Herbert C, and Marie Killilea, eds. The Modern Practice of Community Mental Health. San Francisco: Jossey–Bass, 1982.
|