Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Критические ситуации в свете Библии
Значительная часть Библии посвящена критическим ситуациям. Адам, Ева, Каин, Ной, Авраам, Исаак, Иосиф, Моисей, Самсон, Иеффай, Саул, Давид, Илия, Даниил и множество других сталкивались с критическими ситуациями, подробное описание которых можно отыскать во множестве в Ветхом Завете. Иисус давал образец мужественного поведения в критических ситуациях (особенно это касается момента распятия), и так же поступали Его ученики, Павел и многие первые христиане. Некоторые послания были специально написаны для того, чтобы помочь отдельным лицам или церквам достойно вести себя в критических ситуациях, а в Евр. 11 все критические ситуации разделены на два типа: 1) имеющие благоприятный исход и 2) завершающиеся страданиями, невероятными скорбями и кончиной. Современные авторы выделяют три типа критических ситуаций, каждому из которых находятся как современные, так и библейские примеры. Первый тип включает в себя случайные, или ситуативные, кризисы, которые происходят при наличии внезапной угрозы, чрезвычайно губительных явлений или непредвиденных убытков. Кончина возлюбленного и диагноз серьезной болезни, насилие над женщиной и другие виды насилия, внебрачная беременность, социальные потрясения, война и экономическая депрессия, безработица и утрата сбережений, внезапная утрата признания и положения в обществе — вот примеры ситуативных кризисов, которые влияют как на отдельных лиц, так и на их семьи. Кто–то заметил, что события, которые возникают за пределами семейного круга и порождают стресс — гонения, стихийные бедствия, пожары катастрофических масштабов или, скажем, расовые предрассудки, — часто объединяют семью так, что члены ее сплачиваются, чтобы справиться с кризисом. При чрезвычайных внутренних нагрузках (например, при покушении на самоубийство, прелюбодеянии, жестоком обращении с детьми, алкоголизме), возникающий кризис наиболее губителен и чаще всего приводит к распаду семейных отношений[164]. Более разрушительными оказываются критические ситуации, которые идут подряд, одна за другой. Для некоторых людей, критическая ситуация, побудившая их обратиться к душепопечителю, играет роль последней капли, переполнившей чашу, — самой недавней в ряду порождающих стресс перемен и утрат[165]. Все это в свое время пережил библейский Иов. За короткое время этот благочестивый человек потерял семью, имение, здоровье и общественное положение. Отношения Иова с женой, похоже, были напряженными, и вскоре его душепопечителям предстояло узнать и о его гневных реакциях, и сумятице чувств. Иов был сбит с толку тем, что любящий Бог допустил для него, благочестивого человека, столько житейских неудач. Эволюционно–возрастные кризисы — второй тип критических ситуаций — случаются по ходу нормального, возрастного развития человека. Поступление в начальную школу, отделение молодого поколения от родителей в связи с учебой в колледже, приспособление к условиям жизни в браке, а затем к родительскому статусу, приспособление к условиям пенсионного возраста, болезням старости, кончина близких и друзей — все это кризисы развития, требующие новых подходов преодоления и разрешения проблемных ситуаций. Авраам и Сарра, скажем, успешно преодолевали тяготы кочевой жизни, порицания, хулу, неопределенность многих лет, проведенных в ожидании потомства, напряженных ситуаций в семье и даже повеления Божьего, согласно которому следовало принести в жертву юного Исаака. Можно лишь удивляться тому, как удавалось таким пожилым парам, как Захария и Елисавета, управляться с такой необычной личностью, как их сын, будущий Иоанн Креститель, или Марии с Иосифом воспитать такое совершенно уникальное и выдающееся Дитя, как Иисус. Несомненно и здесь имели место возрастные кризисы — переходы в возрастном развитии к совершенно новым, специфическим этапам, которые не только требовали принятия мудрых решений на протяжении долгих периодов, но и приводили к возрастанию в духовной зрелости. Экзистенциальные кризисы — третий тип критических ситуаций, частично перекрывается двумя предыдущими. Наступают времена, когда перед каждым из нас встают дестабилизирующие, вызывающие беспокойство, огорчительные истины, зачастую касающиеся нас самих:
Меня постигла неудача. Я уже выпускник, но что будет со мной дальше, не знаю. Успеха в своей компании мне не добиться. Я так и не получил долгожданного продвижения по службе. Теперь я вдова — и снова одинока. Моя жизнь бесцельна. Мой брак распался. Я смертельно болен. В этом городе меня замуровали. Мне не во что верить. Мой дом и все имущество сгорели. Меня забраковали из–за цвета кожи. Я уже слишком стар, чтобы добиться жизненных целей.
Чтобы приспособиться к этим и подобным прозрениям, требуется некоторое время и какие–то усилия. За всем этим стоит изменение личного восприятия; подобная перемена может поначалу отвергаться, но наступает время, когда реальность этих перемен все равно придется признать, если нужно жить и действовать. Илия, одержавший великую духовную победу, будучи гоним Иезавелью, бежал в пустыню и, испытывая упадок духа, решил, что его постигла неудача в жизни. Иону, спорившего с Богом, одолевали такие же мысли. В горниле страданий Иов, должно быть, поражался: «Что станет со мной и что будет ныне?» И разве не те же чувства обуревали учеников в первые часы после распятия Христа? Трудно и зачастую невозможно отвечать конкретно, определенно людям, которые спрашивают о причинах своих кризисов. Относительно выделенных трех типов кризисов в Библии говорится достаточно много, однако Священное Писание не дает четких и полных ответов, которые могли бы объяснить нам, почему мы страдаем. Можно согласиться с тем, что за каждым событием стоит Бог, имеющий Свои замыслы, так что в конце концов все творится по воле Божьей. Мы знаем, что критические ситуации могут быть тем горьким опытом, который формирует характер человека, учит нас о Боге и его источниках и побуждает к духовному росту. Но основа определенных личных кризисов так и будет оставаться для нас в полной неизвестности до тех пор, пока мы обитаем на этой земле. Между тем, мы можем помогать подопечным, чтобы они преодолевали и «пере–живали» свои критические ситуации. В нижеследующих главах различные типы критических ситуаций будут обсуждаться детально, здесь же укажем, что есть такие методы душепопечения, которые можно применять в кризисных ситуациях любого типа. Эти методы вмешательства должны быть понятны всем христианам, желающим служить людям.
|