Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Последствия юношеских проблем






 

Хотя на самом деле следующий возрастной период — период ранней взрослости — у большинства юношей характеризуется относительно нормальным развитием (иногда на удивление), заботы и печали периода юности все–таки делают свое дело. Юношеское чувство неуверенности в себе, вины, неполноценности, одиночества и отверженности может оставаться долгие годы в период взрослости, причем у многих молодых людей юношеские проблемы дают о себе знать задолго до наступления этого периода.

1. Уход в проблемы. Некоторые подростки пытаются решить свои проблемы сами. При этом они бывают одиноки, задумчивы, отчуждены; они уходят от друзей, хандрят, отрекаются от обычных интересов и занятий или переживают бесконечную сумятицу чувств, которая временами дает о себе знать в виде психосоматических заболеваний, повышенной тревожности, академической неуспеваемости или более серьезных эмоциональных и поведенческих нарушений. Депрессия, тревога и непонятные колебания настроения и поведения обычно характерны для юношеского возраста, но эти расстройства следует считать патологическими лишь в том случае, когда они переходят в затяжные и ярко выраженные. Более характерны юношеские реакции на адаптацию. Они происходят в ответ на стресс и характеризуются раздражительностью, упорной депрессией, апатией или вспышками ярости[574].

2. Проигрывание проблем. Подростки часто проигрывают свои проблемы социально неприемлемым образом, что в конечном счете реализуется через непокорность родителям и утверждение своей независимости. Злоупотребление алкоголем, наркотиками, вранье, воровство, правонарушения, «бандитское» поведение и другие формы отклоняющегося поведения и восстание против родительской власти дают подростку ощущение силы и чувство независимости; он видит в этом возможность бросить вызов и способ привлечь и удержать внимание друзей, а также получить одобрение сверстников, большинство из которых проигрывают свои проблемы таким же образом.

Иногда реагирование (проигрывание) проблем принимает другую форму. Например, ими могут стать прогулы в школе и отказ от религиозных убеждений и нравственных стандартов родителей. Самоубийство, убийство и дорожно–транспортные происшествия (часто вследствие превышения скорости или управления транспортными средствами в нетрезвом виде водителями–подростками) стали главной причиной смерти в юношеском возрасте. Все эти акты насилия могут быть способом «противостояния системе» и выражения своей уникальности[575]. И само по себе сексуальное экспериментирование, в том числе и половые сношения, иногда бывает способом уподобиться взрослым, чтобы быть принятыми сверстниками.

Подростки часто вынуждены заниматься сексуальным экспериментированием под мощным социальным давлением. Не всякое сексуальное поведение подростков является реагированием; иногда оно бывает попыткой подростка преодолеть задержки (запреты), вступить в значимые отношения, подтвердить возмужалость, поддержать самоуважение или избежать одиночества. В то же время, согласно одному гарвардскому исследованию, половая распущенность сопровождалась у молодых людей «глубоким чувством вины», чувством собственного ничтожества и презрения к себе, пошлыми связями и постоянным ощущением себя и других сексуальными объектами. Все это сопровождалось эпидемией венерических заболеваний и стремительным ростом числа нежеланных беременностей[576].

Увеличение числа беременности у подростков стало серьезной национальной проблемой. Речь идет не только об уходе за детьми и их благополучии; имеются четкие указания и на то, что по сравнению с одноклассниками родители–подростки получают меньшее образование, зарабатывают меньше денег, занимаются менее престижным трудом, получают меньше удовлетворения от профессиональной деятельности; кроме того, разводы и повторные браки у таких людей встречаются чаще[577]. По сравнению со своими сверстниками, дети родителей–подростков обнаруживают худшие показатели умственного и эмоционального развития, школьной успеваемости и усвоения социальных навыков[578]. Конечно, эти неудовлетворительные результаты не являются следствием только подростковой беременности, но подростки–родители выделяются на фоне остальных подростков достаточно четко, чтобы предположить, что подростковая беременность способна коренным образом изменить все образовательные, профессиональные, социальные и супружеские перспективы молодых людей. Таковы, несомненно, отдаленные последствия подросткового проигрывания сексуальных импульсов.

3. Бегство от проблем. Каждый год большое число подростков (главным образом девочек 15–17 лет) убегают из семьи. Многие из этих молодых людей травмируются школой, не имеют навыков социального общения, конфликтуют с родителями, низко оценивают себя, становятся жертвами жестоких отношений в семье, проявляют импульсивность и не не могут наладить отношения со сверстниками. Многие происходят из неблагополучных семей, и есть указания на то, что каждый из семи таких подростков был выгнан из дома[579].

Но подростки бегут от проблем, не только когда бегут из семьи. Есть и такие, что уходят психологически — при помощи (или без таковой) наркотиков и алкоголя[580]. Другие уходят от проблем, сводя счеты с жизнью. В последние годы статистика самоубийств среди подростков резко возросла, и это, как мы убедились, стало главной причиной смерти в подростковом возрасте. Суицидные попытки юноши зачастую указывают на действительное желание умереть, но вместе с тем это и «вопль» молодого человека о помощи. Привести к самоубийству может пресс социального давления, пример сверстников, совершавших такие попытки, депрессия в подростковом возрасте, уязвленное чувство собственного достоинства и даже иногда проблемы, связанные с одаренностью[581]. Кроме того, как считает психиатр Роберт Коулз, причинами суицида могут выступать нравственные и духовные проблемы. Юность, по мнению Коулза, есть время духовных исканий, и если нет возможности всесторонне осмыслить экзистенциальные и предельные вопросы бытия, люди приходят в отчаяние и пытаются покончить с собой[582].

Самоуничтожение (самоубийство, как нам предстоит убедиться в гл. 31), проявляется иногда в утонченных формах. Некоторые молодые спортсмены, например, отстаивают свою индивидуальность и чувство собственного достоинства, реализуя собственные спортивные таланты и достижения. Если кого–то из игроков исключают из команды или кто–то получает серьезную травму, препятствующую дальнейшим занятиям спортом, результаты, бывает, ужасают. За всем этим могут последовать депрессия, гнев, сумятица чувств, низкая самооценка и ощущение отверженности[583]. Иногда люди разражаются бранью, гневными упреками или уходят в самоубийственное поведение, например, пьянство и наркотики, или находят иные формы безответственного бегства от проблем.

4. Решение проблем. Не все юноши уходят в проблемы, не все проигрывают их и не все бегут от них. Многие сталкиваются с проблемами лицом к лицу, говорят о них своим друзьям или вызывающим доверие взрослым, читают о подростковых стрессах, реагируют на неудачи с еще большим упорством, учатся на ошибках и переходят из периода детства в период молодости сравнительно гладко. Эти молодые люди и их родители могли бы извлечь пользу от профилактического, воспитательного и поддерживающего душепопечения, но они редко обращаются к душепопечителям. Вместо этого христианские душепопечители разбираются с людьми, адаптационные проблемы которых дурно влияют на подростков, их семьи и общество в целом.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал