Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Молодость
Бренту и Мишеля уже за двадцать; ему — двадцать шесть, ей — двадцать один. Они посещают одну и ту же церковь. Если он ходит в эту церковь только несколько последних месяцев, то она была в ней столько, сколько себя помнит, и эту же церковь посещает большинство членов ее семьи. Брент вырос в доме, где с религией почти не считались. Его родители называют себя христианами, но в церковь ходят один–два раза в год (обычно на Рождество). Многие годы они надеялись, что Брент, их единственный сын, займется семейным бизнесом, но вместо этого по окончании университета он решил поступить в семинарию. Родители вначале возражали, но потом благословили и частично оплачивали его обучение. Теперь, когда не за горами окончание семинарии, Брент считает, что ему, быть может, не очень–то и подходит должность пастора. Он мечтает о миссионерском служении и думает провести лето в Африке как «непрофессиональный» миссионер*[593]. Родители не поддерживают этого решения. Они считают, что он попусту потратил семинарские годы и погряз в религии, так что глупо, с его стороны, считать миссионерскую деятельность целью своей жизни и стеснять их в средствах, пытаясь собрать «поддержку»**[594], чтобы «прогуляться в Африку за чужой счет». Что касается призвания, то Брент сбит с толку. Он не знает, чем заняться, и иногда ему думается, что правда на стороне его родителей. Со своим призванием не определилась и Мишелл. Ее родители восхищаются миссионерской деятельностью и были бы довольны, если бы их дочь отправилась на миссионерское служение. Она же видит себя модельером женской одежды и проводит много времени за этим занятием. Она проучилась в университете год и бросила его, поскольку там ей стало скучно. Ей неясно, как можно стать модельером одежды, тем не менее она еще ничего не сделала, чтобы претворить эту мечту в жизнь; что касается учебы на модельера, то об этом ей не хочется думать. Вместо этого ей хочется путешествовать, знакомиться с интересными людьми и зарабатывать больше денег, чем теперь, на месте кассира в местном магазине самообслуживания. Бренту и Мишелл приходится нелегко; они обратили внимание на то, что в этих вопросах большинство их друзей путаются не меньше их. Поступивших в университет и аспирантуру среди них мало, правда, есть несколько человек, нашедших неплохую работу. Эти люди, по всей видимости, не сомневаются в своем призвании. Брент и Мишель молятся (время от времени вместе) о своем жизненном пути, тем не менее иногда они сомневаются (как и их родители), что когда–либо получат ясное представление о своем призвании.
***
Полное руководство по клинической ncuxuampuu/IV представляет собой объемистый том весом около семи фунтов, толщиной почти в три дюйма; в нем имеется более двух тысяч страниц специальной информации, написанной в краткой форме и расположенной в две колонки[595]. Это производящее глубокое впечатление руководство содержит подробные статьи о детстве и юности, зрелом и пожилом возрасте; однако здесь почти ничего не говорится о молодости (периоде ранней зрелости). Молодые люди составляют треть нашего населения, у большинства из них есть дети. Эти люди, составляющие ядро рабочей силы государства, по мнению специалистов по маркетингу, обладают огромным политическим влиянием и покупательной способностью. Будучи прослойкой между родителями средней или поздней зрелости, с одной стороны, и подростками, которые привлекают так много внимания средств массовой информации, с другой, молодые люди в периоде ранней зрелости имеют свои уникальные потребности и проблемы; и вместе с тем именно эту возрастную группу все больше игнорируют авторы руководств по психологическому консультированию и психиатрии. Молодость (ранняя зрелость) охватывает период жизни от конца второго до конца третьего десятка лет. Это время глубокого удовлетворения в смысле любви, сексуальности, семейной жизни, профессиональных достижений, творческой силы и реализации крупных жизненных целей, но также временами и сильного стресса. «Ранняя зрелость является фазой, когда нас более всего допекают собственные страсти и амбиции (внутри нас), а вовне — требования семьи, общины и общества. В достаточно благоприятных условиях жизненные преимущества этой фазы огромны, но издержки часто равняются или превышают преимущества»[596]. Согласно Даньелу Левинсону и группе его коллег по научно–исследовательской работе в Йельском университете, возраст ранней зрелости можно разделить на четыре перекрывающихся периода, каждый из которых длится приблизительно 5–7 лет[597]. Как показано на рис. 13.1, период ранней зрелости начинается с перехода в период ранней зрелости, который охватывает возраст от 17 до 22 лет. Переходя из юности в молодость, люди принимают решение о будущем. Выбирать жизненный путь бывает трудно, отделяться от родителей не всегда приятно, и для большинства этот временной отрезок жизни является периодом испытаний, волнений, трудностей и тревог в одно и то же время[598].
Рис. 13.1. Ступени взросления* [599] В возрасте около 21 года молодые люди стоят на пороге мира взрослых и уже должны принимать практические решения. В середине третьего десятка лет жизни большинство людей решают вопросы брака, отцовства и материнства, рода или вида деятельности и организации быта. Часто в разных ситуациях молодые люди могут выбирать из целого ряда альтернатив; однако иногда жизненно важные решения принимаются ими поспешно либо под влиянием конкретных обстоятельств, о чем в последующем им приходится сожалеть. Переходный период тридцатилетних начинается в 28 лет и завершается в начале четвертого десятка лет. Для многих это время переоценки, когда прошлый жизненный выбор подвергают критическому анализу и временами меняют. К этому времени у большинства из нас открываются таланты, способности и интересы, которых раньше мы в себе не находили. Одни приходят к выводу, что их идеалистические, юношеские ценности и мечты нереальны или недостижимы. Те, кто не связывал себя какими–то обязательствами в третьем десятилетии жизни, бывает, чувствуют себя огорченными, утратившими связь с людьми, и склонны считать, что их сносит течением жизни. Многие пытаются изменить этот образ жизни ради большей стабильности в будущем. Для других этот возрастной период становится временем таких перемен, что молодые мужчины и женщины задаются вопросом, не наступил ли у них кризис середины жизни на десять лет раньше обычного. В возрасте от 33 до 40 лет у большинства людей наступает период стабилизации. Согласно Левинсону, «жизнь на четвертом десятке лет всегда отличается (при этом перемена может быть едва различимой или драматической) от того, какой она была десятилетие назад»[600]. Требования семьи, общины и общества достигают пика. Этот период в сфере профессиональных и экономических достижений часто характеризуется возникновением конкурентной борьбы, по крайней мере в нашем обществе; многие люди начинают все больше заботиться о достижении большей независимости и самодостаточности. В наше время все это осложняется феноменом, получившим название «бэби–бум». В 1946 г., после Второй мировой войны, рождаемость во всем мире неожиданно достигла пика. В большинстве государств в последующие годы рост рождаемости вскоре прекратился, однако в следующих четырех странах — Австралии, Новой Зеландии, Канаде и Соединенных Штатах — рождаемость оставалась на высоком уровне на протяжении почти двадцати лет. Все это привело к демографическому взрыву (один обозреватель назвал его «свиньей в удаве»), который распространяется по жизни, радикально изменяя общество и оказывая существенное влияние на предыдущие поколения[601]. На Западе — это первое поколение, выросшее под влиянием телевидения; первое поколение, не знающее инфекционных болезней типа дифтерии и полиомиелита (зато познавшее ВИЧ–инфекцию); первое поколение, привычно использующее компьютеры в повседневном труде, знакомое с покорением космоса и получившее практически безграничные возможности в сфере образования. Это поколение пытается изменить общество, освободить женщину. Это поколение гонится за материальным изобилием, меняет ценностную ориентацию в отношении секса, проявляет терпимость к разнообразию и бросает вызов устоявшимся традициям. Это поколение гордится непредубежденностью и широтой взглядов; однако именно это поколение обвиняют в духовной нищете и культурном консерватизме[602]. И это же поколение ведет активную конкурентную борьбу за рабочие места, продвижение по службе и материальное изобилие, добиться которого рассчитывают многие взрослые[603]. Те, кто родился позже, могут испытывать смешанные чувства в отношении своих старших братьев и сестер из числа «самого большого, самого богатого и самого образованного поколения», о котором теперь пишут как о поколении людей, «сомневающихся, неуверенных в подлинности своих ожиданий, неуверенных в своей роли в обществе, неуверенных в своем браке и семье, неуверенных даже в необходимости продолжать свой род»[604]. Хорошо известно, что молодые люди по окончании средней школы, в возрасте ранней зрелости, часто выбывают из церкви и возвращаются туда позднее, уже став родителями. И очень часто люди эры «бэби–бума» и «пост–бэби–бума» попадают в церкви, где их отчаянных усилий по преодолению проблем понять не могут, не могут удовлетворить их потребностей. Подобно большинству руководств по психиатрии, многие церкви также не уделяют должного внимания проблемам молодости (ранней зрелости)[605].
|