Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Библия и денежные затруднения
Библия многое говорит о деньгах, собственности и финансовых отношениях. Все библейские заявления относительно денег можно суммировать в форме четырех основных принципов. 1. Деньги и собственность нуждаются в реалистическом отношении. В одной из своих притч Иисус говорит о богаче, который всю жизнь посвятил стяжанию богатства. Потом этот человек умирает, не приготовившись встретить Бога, вынужденный оставить свое богатейшее имение непонятно кому. Иисус называет этого человека безумным[1769]. Он собирал сокровища для себя, не богатея в отношениях с Богом. Так было во времена Иисуса, то же происходит и в наше время. Ныне многие люди, как и прежде, одержимы накопительством, и всю жизнь гоняются за богатством. Вот какую историю рассказывают о неких весьма преуспевавших американских бизнесменах. Они встретились в 1921 г. В группу входили самый удачливый биржевик с Уолл–стрит, один член правительства и президенты Нью–Йоркской фондовой биржи, Банка международных сеттльментов, крупнейшей сталелитейной компании Соединенных Штатов Америки, крупнейшего коммунального предприятия и крупнейшей газовой компании. Несколько лет спустя все эти люди умирают. Трое из них кончают жизнь самоубийством, троих сажают в тюрьму, один сходит с ума и двое умирают банкротами. Всех губит Великая депрессия 1930–х. В то время, когда миллионам простых людей пришлось затянуть ремни потуже и продолжить существование, эти богачи погибли лишь потому, что ничего иного в жизни, кроме денег, у них не было. Когда деньги исчезли, исчез и смысл их жизни[1770]. Еще печальнее, по всей видимости, другой пример. У всех на слуху имена некоторых современных проповедников и телеевангелистов, служение и личная жизнь которых постоянно омрачаются любостяжанием и стремлением к сладкой жизни[1771]. Согласно Священному Писанию, деньги — это нечто временное, преходящее[1772]. В конечном счете, не деньги удовлетворяют бессмертную душу и не богатство приносит счастье и стабильность[1773]. Возможно, это одна из причин, почему Господь вменяет нам иметь нрав несребролюбивый и довольствоваться тем, что есть[1774]. Когда богатство умножается, мы не должны прилагать к нему своих сердец[1775]. Деньги сами по себе не осуждаются Священным Писанием; но ясно, что любостяжание и одержимость богатством греховны. 2. Деньги и собственность установлены Богом. Бог, дающий нам по нашим потребностям, ожидает, что мы доверим Ему свои денежные затруднения, и наставляет, что нам не стоит заботиться и тревожиться ни о чем, так как Он восполнит всякую нашу нужду[1776]. Встречаются люди, которые проматывают деньги, неправильно употребляя их; бывают и другие, которые мешают свои реальные потребности с чем–то, без чего они вполне могут обойтись. В смысле основных потребностей (к примеру, пища и одежда), Бог дает нам все, и нередко в большом изобилии. Но иногда Он желает обеспечивать только насущные потребности. В пику мнению многих верующих, нет никакого библейского основания у высказывания, что Бог постоянно вознаграждает преданное служение и щедрое подаяние богатством и изобилием[1777]. По причинам, известным только Ему, Он иногда допускает голод и денежные затруднения, в том числе и среди Своих верных последователей. Тем не менее Он дает нам все то, в чем мы действительно нуждаемся, хотя и не всегда дает то, чего хочется нам, или то, в чем мы, по нашему мнению, нуждаемся. 3. Деньги и собственность иногда наносят вред. Богатый молодой правитель, пришедший к Иисусу с богословским вопросом, отошел печальным, услышав повеление продать имение и раздать все нищим[1778]. Очевидно, что любостяжание встало на пути его духовного роста. «Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?»[1779]В другом месте Иисус учит, что нельзя одновременно любить и деньги, и Бога. В конце концов всякий человек начинает любить одно и ненавидеть другое[1780]. Любовь к деньгам может помешать нашему общению с Христом, а также затормозить духовный рост. Богатство может заставить нас забыть о Боге, а любостяжание вынуждает иногда людей красть[1781]. Нигде об этом не сказано более ясно, чем в 1 Тим. 6: 6–11, где опасности любостяжания противопоставляются благочестию и дается совет избегать желания обогащаться:
Великое приобретение — быть благочестивым и довольным. Ибо мы ничего не принесли в мир; явно, что ничего не можем и вынесть из него. Имея пропитание и одежду, будем довольны тем. А желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и пагубу; ибо корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям. Ты же, человек Божий, убегай сего, а преуспевай в правде, благочестии, вере, любви, терпении, кротости.
Библия также показывает, что алчность и чрезмерная увлеченность деньгами ведут к межличностной напряженности. Однажды к Иисусу пришел человек, озабоченный семейной ссорой, и Бог связал эту озабоченность с алчностью. Далее Он предупредил, что реальная жизнь человека не зависит от изобилия его имения, ибо означает нечто большее[1782]. 4. Деньги и собственность нуждаются в мудром употреблении. В притче о талантах, Иисус предупреждает не злоупотреблять своими средствами и в завершении говорит о лукавом и ленивом рабе, который был выброшен «во тьму внешнюю»[1783]. Кеннет М. Майер считает, что из этой притчи можно вывести несколько принципов мудрого употребления денег[1784].
• Бог передает нам средства в разнообразных формах, особенно финансовых. • Бог дает Своим рабам разные суммы средств. • Бог хочет, чтобы мы рассчитывали и расходовали свои средства для получения прибыли. • Бог осуждает лень и страхи в отношении расчетливого управления деньгами (Бог резко упрекает бездеятельного управителя). • Бог считает каждого управителя одинаково ответственным перед Собой, несмотря на то что одни из них имеют средств больше других. • Божьему делу мы содействуем или препятствуем тем, как распоряжаемся и решаем денежные проблемы[1785].
Мудро управлять средствами — значит:
• Извлекать прибыль честно. Попытка делать деньги быстро и бессовестно осуждается в книге, принадлежащей перу Соломона, богатейшего человека, о котором говорится в Библии[1786]. • Делать обоснованные инвестиции. В притче о талантах говорится о том, что мудрые управляли средствами благоразумно. Понятно, что средства не следует копить; их следует вкладывать в дело, но расчетливо, а не бездумно[1787]. • Тратить их разумно. Это означает по возможности не залезать в долги. Библия не приветствует приобретения кредитных карточек. В Послании к Римлянам нам вменяется платить налоги честно и «не оставаться должными никому ничем»[1788]. Залезая в долг, мы превращаемся в рабов заимодавцев, что иногда порождает много личных и межличностных проблем[1789]. • Делиться доброхотно. Бог любит тех, кто дает по расположению сердца, и мы видим, что всюду в Библии особое внимание уделяется подаянию Богу, нищим и друг другу[1790]. Иногда такая благотворительность награждается материальным богатством и/или духовными благословениями[1791], но, как мы убедились, такое происходит не всегда. Когда, надеясь на воздаяние, приговаривают «не оскудеет рука дающего», не думают, что это не соответствует библейскому учению. Верующие должны делиться доброхотно, из благодарности Богу, и при этом не ждать и не требовать немедленной денежной прибыли.
При зрелом размышлении над сказанным выше, можно сделать вывод, что Библия часто говорит о деньгах. Деньги составляют проблему, которая не может не волновать всякого христианина. Несомненно, и ваши подопечные будут поднимать вопросы, имеющие отношение к этой проблеме.
|