Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Профессиональная пригодность душепопечителя
За время учебы в колледже, семинарии, а также аспирантуре учащиеся прочитывают горы книг и специальную литературу, в принципе, знают неплохо. Их профессора (по крайней мере хорошие) стремятся быть в курсе последних новостей и новшеств в своей сфере; все новое и интересное часто отражается в их лекциях и в семинарах. И вот настает некий радостный день, когда студенты получают высшее образование. С дипломами в руках эти люди рассеиваются, вступая на трудовой путь, и теряют контакты с alma mater[2085]. Если не сопротивляться этой тенденции, многие из нас, наверное, вступят на ниву душепопечения или займутся другой работой и утратят связь с постоянно появляющимися новыми разработками и новостями в сфере нашей деятельности. Одни пасторы погрязают в «текучке» повседневных забот служения и мало читают. Душепопечители в массе своей настолько завязают в терапевтической работе, что перестают обращать внимание на профессиональные проблемы или конкретные исследования, имеющие практическое значение для душепопечения. Люди, которые по работе вынуждены находиться в изоляции от общин или трудятся за границей, ощущают оторванность от тенденций развития в сфере их деятельности. Как в этих условиях удержаться «на плаву», сохранить профессиональную пригодность и профессиональную мотивацию, не тратя массу времени и энергии на поиски источников актуальной информации? Имеется несколько решений этой проблемы. 1) Конференции и семинары. Посещение различных собраний, совещаний профессиональных, пастырских душепопечителей, рядовых членов церкви и так далее позволяют сэкономить массу времени; однако, как бы ни были полезны формальные презентации, нередко более ценным оказывается неформальное общение с другими участниками. Всякий раз, присутствуя на той или иной конференции, не проходите мимо книжных лавок и стендов, а также других полезных источников свежей информации. 2) Журналы. Большинство их предназначено для профессионалов, и многие специализируются на той или иной тематике, например: «Child Development» (Развитие детей), «Journal of Personality and Social Psychology» (Журнал индивидуальной и социальной психологии) или «Journal of Experimental Psychology» (Журнал экспериментальной психологии). Другие, например, «Journal of Psychology and Theology» (Журнал общей психологии и богословия) или «Journal of Psychology and Christianity» (Журнал психологии и христианского вероучения), имеют христианскую ориентацию и посвящаются проблемам душепопечения. 3) Книги. Ежегодно выходит в свет более пятидесяти тысяч новых книг. Большинство из них, конечно, не имеют отношения к проблемам душепопечения; и все же, если сложить в стопку все книги по самопомощи, самоусовершенствованию, душепопечению, психиатрии и психологическому консультированию, то с этой горой не справиться никому. При этом даже крупные библиотеки жалуются на нехватку мест в книгохранилищах. Книги могут иметь броские названия и завлекательную рекламу на обложках, но читатели, одолевшие их, знают, что содержание многих из этих книг «высосано из пальца», они написаны казенным языком, в значительной мере бесполезны на деле, иногда в них больше сенсационного материала, чем точных, реальных описаний; так что вряд ли стоит тратить деньги на покупку этих книг и время — на чтение подобной макулатуры. Трудно искать жемчуг в куче навоза. Однако такой поиск не всегда безнадежен. Чтобы найти подходящее, не пропускайте рекламных объявлений в христианских периодических изданиях и профессиональных журналах. Просматривайте книжные обозрения, поскольку они могут привлечь ваше внимание к другим полезным изданиям. Если в вашей округе нет хорошего книжного магазина, свяжитесь с одним–двумя издателями и попросите выслать каталог, чтобы заказать книгу почтой. Оказавшись возле книжного магазина, найдите время заглянуть туда. Просматривая книжки, помните, что цель рекламы (в том числе и на обложке) — привлечь покупателей; как говорится, встречают по одежке, провожают по уму — пословица годится и для оценки книг. Можно познакомиться и с послужным списком автора. Если автор из числа преподавателей, выясните его формальную принадлежность. Может, это сообщит вам что–то о взглядах автора. Книгу может рекомендовать кто–нибудь из тех, кого вы уважаете. Но поинтересуйтесь, кто издатель этой книги. Издатели бывают разные. Одни из них издают более качественную литературу, чем другие. Многие имеют ту или иную богословскую ориентацию, которая находит отражение в книгах. Интересуясь у других читателей и полагаясь на свой опыт, вы, по всей видимости, найдете тех издателей, которые выпускают в основном полезные для вас книги. По возможности знакомьтесь с книжной продукцией в библиотеках; здесь можно прослушать интервью с авторами и узнать о полезном издании. Многие специалисты в издательском и книготорговом деле признают, что живое слово является лучшей рекламой. Расспросите других душепопечителей, что они читают и что считают полезным. Книги, которые читают они, могут принести пользу и вам. 4) Другие источники. Аудиокассеты, курсы профессиональной переподготовки и заочные курсы (часто это видеозаписи), информационные бюллетени, радио–и телевизионные программы, а также курсы и лекции, которые организуются местными учреждениями народного просвещения, — все это позволяет душепопечителям сохранить профессиональную пригодность, удержаться в профессиональном плане «на плаву». Любой из этих источников может дать полезную информацию. Многие из них предоставляют также возможность установить полезные контакты с другими душепопечителями. Как и духовно «выгоревший» душепопечитель не способен оказать людям действенной духовной помощи, так и профессионально отсталый и физически переутомленный душепопечитель, вряд ли будет эффективен и вряд ли сможет помочь людям, которые хотят справиться с различными проблемами жизни. Информация, полученная от наших ближних и из других разнообразных источников, может помочь держать свой «порох сухим», не терять бдительности, положительной профессиональной мотивации и быть терапевтически более действенным.
|