Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Наследие душепопечителя






 

«Только в энциклопедии успех — превыше труда». Этот афоризм, который приписывают журналисту Артуру Брисбену, недавно был напечатан аршинными буквами в газетной рекламе. Рекламодатели — деловые люди, но этот афоризм можно применить чуть ли не в каждой сфере жизни, в том числе и в душепопечении. Чтобы добиться достижений в этом мире, надо постоянно и старательно трудиться.

Некоторые работники видят плоды своего труда почти тотчас, но эта истина не касается душепопечителей. Мы нередко трудимся многие и многие недели и никакого очевидного прогресса не замечаем; иногда наши подопечные недовольны душепопечением (или даже ужасаются) и оставляют нас. Время от времени каждый душепопечитель спрашивает себя, чем он занимается и, вообще, нужен ли кому–нибудь его труд.

Мера душепопечительского труда и его достижения — это преобразившиеся души. Мы иногда наблюдаем эти перемены, но чаще лишены этого. От своего труда мы иногда получаем огромное удовлетворение; чаще же — нет. Некоторых душепопечителей приветствуют и благодарят публично за их достижения в деле душепопечения; чаще же этого не происходит. Вместо этого мы трудимся изо дня в день и надеемся, что оказываем какое–то благотворное влияние на души ближних; чаще же мы в этом не уверены. Через сто лет, если мир еще будет существовать столько времени, о большинстве из нас все забудут; не забудет нас только Бог. Он познал наше сердце и все наши пути. Вседержавный и Всеведущий, Он познал все наши побуждения, все наши расстройства, простил все наши грехи и помнит о всех наших достижениях. В свете вечности, только Его оценка нашего труда имеет значение.

Когда Иоанн и Иаков приступили к Иисусу с просьбой о высоком положении в Его Царстве, Бог тогда преподал нам всем ценный урок[2086]. Он сказал: «Вы знаете, что князья народов господствуют над ними, и вельможи властвуют ими; но между вами да не будет так: а кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою». Верующие должны жить по иным стандартам.

Закрыв эту книгу и вернувшись на рабочие посты, мы вернемся к трудной работе, отнимающей много времени, энергии и забот. Становясь старше, мы, надо полагать, оставляем в качестве наследства души, преображенные не только нашими усилиями, но прежде всего потому, что Бог решил воспользоваться нами в качестве Своего орудия, чтобы помочь людям, которые обратились к нам за душепопечением.

Основное богатство всякого христианского душепопечителя — это преданное служение; наше служение ближним — это самопожертвование для славы Божьей и служения, в конечном счете, Ему. Что может быть важнее в жизни душепопечителя, нежели все это? И какие достижения могут быть выше этих?

 

 


[1]Подробную информацию можно получить только по указанному здесь адресу. Здесь и далее звездочкой обозначены примечания переводчика.

 

[2] Wayne Е. Oates, ed., An Introduction to Pastoral Counseling (Nashville: Broadman, 1959), vi. В этой цитате речь идет о пасторе мужского пола. Нам хорошо известно, что теперь многие женщины заняты в пастырском служении. Повсеместно в Пособии (за исключением данной цитаты) мы имеем в виду пасторов обоего пола.

 

[3] См., напр.: Dave Hunt and Т. A. McMahon, The Seduction of Christianity (Eugene, Oreg.: Harvest House, 1985); and Martin Bobgan and Deidre Bobgan, Psychoheresy: The Psychological Seduction of Christianity (Santa Barbara, Calif.: EastGate Publishers, 1987). Я попытался ответить на некоторые из критических выступлений этих авторов; см.: Gary R. Collins, Can You Trust Psychology? (Downers Grove, 111.: InterVarsity, 1988).

 

[4] J. G. Swank, Jr., " Counseling Is a Waste of Time", Christianity Today (July 1977): 27. С альтернативной точкой зрения можно познакомиться в книге: David В. Jackson, " Counseling as Ministry", Christian Counselor (Winter 1986): 1–3.

 

[5] Рим. 15: 1; Гал. 6: 2.

 

[6] Обратите внимание, как часто в новозаветных посланиях, в примерах, показывающих необходимость таких отношений, используется словосочетание «друг друга». Нам поручено взаимно назидать, принимать, наставлять, предупреждать в почтительности, быть в мире, служить, носить бремена, быть добрыми, поучать, увещевать, признаваться в проступках, молиться и любить друг друга (Рим. 14: 19; 15: 7, 14; 12: 10, 18; Гал. 5: 13; 6: 2; Еф. 4: 32; Кол. 3: 16; 1 Фес. 5: 11; Иак. 5: 16; 1 Ин. 4: 7). Хотя это в целом и выходит за рамки душепопечения, здесь упоминается о многом из того, что происходит по ходу сеансов душепопечения.

 

[7] Timothy Foster, Called to Counsel (Nashville: Oliver–Nelson, 1986).

 

[8] См.: J. A. Durlak, " Comparative Effectiveness of Paraprofessional and Professional Helpers", Psychological Bulletin 86 (1979): 80–92; Gerard Egan, The Skilled Helper: A Systematic Approach to Effective Helping, 3d ed. (Monterey, Calif.: Brooks/Cole, 1986).

 

[9] Речь идет о четырех известных функциях пастырского служения. Исторический обзор см.: William A. Clebsch and Charles R. Jaekle, Pastoral Care in Historical Perspective (Englewood Cliffs, N.J.: Prentice–Hall, 1964).

 

[10] Более детальное обсуждение см.: William Е. Hulme, Pastoral Care & amp; Counseling (Minneapolis: Augsburg, 1981); Thomas C. Oden, Pastoral Theology (New York: Harper& amp; Row, 1983); and William B. Oglesby, Jr., Biblical Themes for Pastoral Care (Nashville: Abingdon, 1980).

 

[11] См. примечание 5.

 

[12] См. превосходное введение в пастырскую психотерапию в книге: Howard Clinebell, Basic Types of Pastoral Care and Counseling (Nashville: Abingdon, 1984); David G. Benner, Psychotherapy and the Spiritual Quest (Grand Rapids, Mich.: Baker, 1988); LeRoy Aden and J. Harold Ellens, eds., The Church and Pastoral Care (Grand Rapids, Mich.: Baker, 1988); Richard Dayringer, The Heart of Pastoral Counseling (Grand Rapids, Mich.: Zondervan, 1988). Новый Journal of Pastoral Psychotherapy начал выходить в свет с 1987 г., издавался Haworth Press, 28 East 22d Street, New York, N.Y. 10010–6194. Здесь, видимо, следует подчеркнуть, что некоторые авторы критически воспринимают саму идею пастырской психотерапии; см., напр.: Richard A. Bollinger, " Differences between Pastoral Counseling and Psychotherapy", Bulletin of the Menninger Clinic 49 (1985): 371–386.

 

[13] Дискуссии по данному вопросу см.: Gary R. Collins, ed., Helping People Grow: Practical Approaches to Christian Counseling (Ventura, Calif.: Regal, 1980).

 

[14] Ibid., 325.

 

[15] John R. Finney and H. Newton Malony, " Contemplative Prayer and Its Use in Psychotherapy: A Theoretical Model", Journal of Psychology and Theology 13 (Fall 1985): 172–181.

 

[16] William R. Miller and Kathleen A. Jackson, Practical Psychology for Pastors (Englewood Cliffs, N.J.: Prentice–Hall, 1985).

 

[17] С. H. Patterson, Theories of Counseling and Psychotherapy (New York: Harper & amp; Row, 1973), 535, 536.

 

[18] Эти характеристики приводятся по книге: Michael Е. Cavanaugh, The Counseling Experience: А Theoretical and Practical Approach (Monterey, Calif.: Brooks/Cole, 1982).

 

[19] Обзор характеристик душепопечителя см.: Sol L. Garfield and Allen E. Bergin, eds., Handbook of Psychotherapy and Behavior Change: An Empirical Analysis, 3d ed. (New York: Wiley, 1986).

 

[20] Jay E. Adams, How to Help People Change (Grand Rapids, Mich.: Zondervan, 1986), vii.

 

[21] Ин. 14.

 

[22] Мф. 28: 20.

 

[23] Гал. 5: 22.

 

[24] Ин. 14: 16, 26; 16: 7–15.

 

[25] Более подробное обсуждение вопроса о взаимоотношениях Святого Духа и душепопечения см.: Marvin G. Gilbert and Raymond Т. Brock, eds., The Holy Spirit and Counseling: Theology and Theory (Peabody, Mass.: Hendrickson Publishers, 1985).

 

[26] Мф. 16: 18.

 

[27] См.: Деян. 2: 42–47; 4: 32–35.

 

[28] Richard Almond, The Healing Community: Dynamics of the Therapeutic Milieu (New York: Jason Aronson, 1974), xxi.

 

[29] Leigh C. Bishop, " Healing in the Koinonia", Journal of Psychology and Theology 13 (Spring 1985): 12–20.

 

[30] Более подробно данный вопрос обсуждается в книге: William Т. Kirwin, Biblical Concepts for Christian Counseling (Grand Rapids, Mich.: Baker, 1984).

 

[31]Мф. 28: 19, 20.

 

[32] Более фундаментально вопрос о христианской общности рассмотрен: Jerry Bridges, True Fellowship (Colorado Springs: NavPress, 1985).

 

[33] За эту трехэлементную концепцию приношу благодарность Т. Олсену, преподавателю практического богословия из Евангельской семинарии Троицы (Trinity Evangelical Divinity School).

 

[34] Гал. 6: 2, 10.

 

[35] William Kirk Kilpatrick, Psychological Seduction: The Failure of Modern Psychology (Nashville: Nelson, 1983), 23.

 

[36] Martin and Deidre Bobgan, The Psychological Way/The Spiritual Way (Minneapolis: Bethany House, 1979), 11.

 

[37] Jay Adams, The Big Umbrella (Philadelphia: Presbyterian and Reformed Publishing Co., 1972), 23, 24.

 

[38] Некоторые из критических замечаний в адрес психологической науки рассмотрены мной: Collins, Can You Trust Psychology?; см. также: Mark R. McMinn and James D. Foster, " The Mind Doctors: Questions to Ask on the Road to Mental Health", Christianity Today, 8 April 1988, 16–20.

 

[39] Paul Welter, How to Help a Friend (Wheaton, III.: Tyndale, 1978), 35, 36.

 

[40] Несколько лет тому назад вышла книга, автор которой утверждает, что кропотливое, всестороннее душепопечение на самом деле представляет собой «приобретение дружбы» людей, нуждающихся в «профессиональных друзьях»; см.: William Schofield, Psychotherapy: The Purchase of Friendship (Englewood Cliffs, N.J.: Prentice–Hall, 1964.)

 

[41] Erich Fromm, The Art of Loving (New York: Bantam, 1956), 4, 5. Я благодарен Барри Эстеду за приложение этого толкования к искусству душепопечения; см.: Вапу К. Estadt, Pastoral Counseling (Englewood Cliffs, N.J.: Prentice–Hall, 1984).

 

[42] Более подробно этот вопрос рассматривается в книге: Gerard Corey, Marianne Schneider Corey, and Patrick Callanan, Issues and Ethics in the Helping Professions, 3d ed. (Monterey, Calif.: Brooks/Cole, 1988), 33–43.

 

[43] Fromm, Art of Loving, 93.

 

[44] Рим. 12: 7; Еф.4: 11.

 

[45] Maurice E. Wagner, " Hazards to Effective Pastoral Counseling, Part One", Journal of Psychology and Theology 1 (July 1973): 35–41; Part Two, 1 (October 1973): 40–47.

 

[46] Ibid., pt. 1, 37.

 

[47] Обзор этого метода представлен в гл. 7 книги " Brief Counseling", in Gary R. Collins, Innovative Approaches to Counseling (Waco, Tex.: Word, 1986). Более полно вопрос обсуждается: Richard A. Wells, Planned Shortterm Treatment (NewYork: Free Press, 1982). Популярное изложение см.: " Quick–Fix Therapy", Newsweek, 26 May 1986, 74–76.

 

[48] Corey et al., Issues and Ethics, 38, 39.

 

[49] Wagner, pt. 2, 46, 47. В связи с этим Вагнер цитирует 2 Тим. 2: 24–26.

 

[50] William Е. Hulme, " The Counselee Who Exploits the Counselor", Pastoral Psychology (Sunt 1962): 31–35.

 

[51] Превосходный обзор этих вопросов см.: Corey et al., Issues and Ethics, 46–53.

 

[52] A. F. X. Calabrese, " Countertransference", in Baker Encyclopedia of Psychology, ed. David G. Benner (Grand Rapids, Mich.: Baker, 1985), 254, 255.

 

[53] Armand M. Nicholi, Jr., ed., The Harvard Guide to Modern Psychiatry (Cambridge, Mass.: Harvard University Press, 1978), 9.

 

[54] См.: Eugene Kennedy, On Becoming a Counselor (New York: Seabury, 1977).

 

[55] Nathaniel S. Lehrman, " The Normality of Sexual Feelings in Pastoral Counseling", Pastoral Psychology 105 (June I960): 49.

 

[56] Charles L. Rassieur, The Problem Clergymen Don't Talk About (Philadelphia: Westminster, 1976).

 

[57] Пагубное влияние подобного душепопечения на подопечных документировано, см.: Nicholi, Harvard Guide to Modern Psychiatry.

 

[58] Флп. 4: 8.

 

[59] 1 Кор. 10: 12. Более подробно эти вопросы изложены: Randy Alcorn, " Strategies to Keep from Falling", Leadership 9 (Winter 1988): 42–47.

 

[60] 1 Ин. 1: 9.

 

[61] Louis McBurney, Counseling Christian Workers (Waco, Tex.: Word, 1986), 268–270.

 

[62] Ibid., 269. Эти вопросы обсуждаются далее: Andre Bustanoby, " Counseling the Seductive Female", Leadership 9 (Winter 1988): 48–54.

 

[63] Прикосновения и объятия могут быть лечебным фактором, но душепопечитель должен учитывать то, как подопечный станет воспринимать подобный контакт. Спросите себя, почему вы склонны прикасаться к одним подопечным больше, чем к другим. Для чего это нужно вам? Не удовлетворяют ли такие прикосновения некоторых ваших личных потребностей? О том, как уходить от подобных искушений, популярно рассказано в книге: John R. Hornbrook and Dorothy Fanberg Bakker, The Miracle Touch (Lafayette, La.: Huntington, 1985).

 

[64]1 Фес. 5: 22 KJV.

 

[65] 1 Кор. 10: 12.

 

[66] Viktor Frankl, Man's Search for Meaning: An Introduction to Logotherapy (New York: Pocket Books, 1963), 206, 207.

 

[67]1 Ин. 4: 4.

 

[68] См. пасторский обзор: Rassieur, The Problem Clergymen Don't Talk About, 32–34; see also Michael E. Phillips, " What I Can, and Can't, Discuss at Home", Leadership 9 (Spring 1988): 52–56.

 

[69] Ibid., 131.

 

[70] Ibid., 116, 117.

 

[71] По частному запросу государственные и местные органы обычно высылают полную информацию о действующем лицензионном праве. В некоторых штатах не разрешают называться «психологом» или «душепопечителем/консультантом» лицам, не прошедшим обязательной регистрации и/или сертификации в установленном законными актами порядке. Предусмотренные местным законодательством требования могут быть различными в разных местах.

 

[72] Дополнительные сведения по этим вопросам см.: Corey et al., Issues and Ethics, and John C. Hoffman, Ethical Confrontation in Counseling (Chicago: University of Chicago Press, 1979). Обе книги, хотя и написаны не с позиций евангельского христианства, могут принести пользу мыслящему читателю.

 

[73] Jerry Edelwich with Archie Brodsky, Burnout: Stages of Disillusionment in the Helping Professions (New York: Human Science Press, 1980), 14.

 

[74] См. более подробное изложение проблемы синдрома «выгорания» в следующих материалах: Charles F. Warnath and John F. Shelton, " The Ultimate Disappointment: The Burned–Out Counselor", Personnel and Guidance Journal 55 (December 1976): 172–195; C. Maslach, Burnout: The Cost of Caring (Englewood Cliffs, N.J.: Prentice–Hall, 1982); Herbert Freudenberger and Geraldine Richelson, Burnout: The High Cost of Achievement (NewYork: Bantam, 1981); Charles Perry, Why Christians Burn Out (Nashville: Thomas Nelson, 1982); Raymond T. Brock, " Avoiding Burnout Through Spiritual Renewal", in The Holy Spirit and Counseling, ed. Marvin G. Gilbert and Raymond T. Brock (Peabody, Mass.: Hendrickson Publishers, 1985), 88–102; and Victor Savicki and Eric Cooley, " The Relationship of Work Environment and Client Contact to Burnout in Mental Health Professionals", Journal of Counseling and Development 65 (January 1987): 249–252.

 

[75] См.: McBurney, Counseling Christian Workers, 179–181.

 

[76] Ibid.

 

[77] Рим. 8: 9, 10; 1 Кор. 3: 16; 6: 19.

 

[78] Allen Graff, " The Devotional Life of the Counselor", in The Holy Spirit. 67.

 

[79] Ис. 9: 6.

 

[80] Пс. 54: 23; 1 Пет. 5: 7.

 

[81] Блестящий анализ проблемы общения см.: Jerry Bridges, True Fellowship (Colorado Springs: NavPress, 1985).

 

[82] Один пастырский душепопечитель назвал это «коллегиальностью» — тесными взаимоотношениями с поддерживающими сослуживцами; см.: Estadt, Pastoral Counseling, 76–79. О духовной помощи друзей, с богословской точки зрения, см.: Kenneth Leech, Soul Friend: The Practice of Christian Spirituality (New York: Harper & amp; Row, 1980); Tilden H. Edwards, Spiritual Friend (New York: Paulist Press, 1980). О сердечных друзьях, преимущественное позиций психологии, говорится в книге: David G. Benпег. Psychotherapy and the Spiritual Quest (Grand Rapids, Mich.: Baker, 1988).

 

[83] Sumner H. Garte and Mark L. Rosenblum, " Lighting Fires in Burned–Out Counselors", Personnel and Guidance Journal (November 1978): 158–160.

 

[84] См.: Иов. 1, 2, 32–37.

 

[85] Это исследование обобщено: Everett L. Worthington, Jr., " Religious Counseling: A Review of Published Empirical Research", Journal of Counseling and Development 64 (1986): 421–431.

 

[86] Некоторые выводы и обобщения из этого исследования см.: Sol L. Garfield and Allen E. Bergin, eds., Handbook of Psychotherapy and Behavior Change, 3d ed. (New York: Wiley, 1986).

 

[87] Ibid.

 

[88] См.: Howard Clinebell, Basic Types of Pastoral Care and Counseling (Nashville: Abingdon, 1984), 103.

 

[89] Ин. 10: 10.

 

[90] Ин. 3: 16.

 

[91] Этот термин был предложен Фрэнсисом Шеффером в книге The God Who Is There (Chicago: InterVarsity, 1968).

 

[92] Следует признать, конечно, что некоторые подопечные примут нашу психологическую помощь и отвергнут нашу проповедь христианской веры. Иисус испытал, должно быть, подобное с десятью прокаженными (Лк. 17: 11–19), когда лишь один из десяти описанных в этом эпизоде подопечных вернулся к Нему. Следует также добавить, что в наиболее секуляризированных учреждениях христианскому душепопечителю возбраняется возвещать Благую весть. В подобных обстоятельствах христианское учение, по всей видимости, возвещается не напрямую. Если подопечный интересуется религией, христианин может рассказать о значении ученичества. Если запрещается даже косвенное христианское свидетельство, то некоторые христиане отказываются работать в таких условиях. С подобными проблемами пасторам и душепопечителям, работающим в христианских учреждениях, приходится сталкиваться редко.

 

[93] Steven A. Hamon, " Beyond Self–Actualization: Comments on the Life and Death of Stephen the Martyr", Journal of Psychology and Theology 5 (1977): 292–299.

 

[94] Clinebell, Basic Types of Pastoral Care and Counseling, 103–137.

 

[95] Ibid., 106.

 

[96] Carl Jung, Modern Man in Search of a Soul (New York: Harcourt, Brace & amp; Co., 1933), 269.

 

[97] Wayne E. Oates, The Presence of God in Pastoral Counseling (Waco, Tex.: Word, 1986); см. также: Alan A. Nelson and William P. Wilson, " The Ethics of Sharing Religious Faith in Psychotherapy", Journal of Psychology and Theology 12 (Spring 1984): 15–23.

 

[98] Gerald Corey, Marianne Schneider Corey, and Patrick Callanan, Issues and Ethics in the Helping Professions, 3d ed. (Monterey, Calif.: Brooks/Cole, 1988), 116–118.

 

[99] Это понятие используется: Leroy G. Baruth and Charles H. Huber, Counseling and Psychotherapy: Theoretical Analyses and Skills Applications (Columbus: Charles E. Merrill, 1985), 171–198.

 

[100] Helen Harris Perlman, Relationship: The Heart of Helping People (Chicago: University of Chicago Press, 1979); см. также: Lawrence M. Brammer, The Helping Relationship (Englewood Cliffs, N.J.: Prentice–Hall, 1979), С. H. Patterson, Relationship Counseling and Psychotherapy (New York: Harper & amp; Row, 1974), Bernard G. Guerney, Jr., Relationship Enhancement (San Francisco: Jossey–Bass, 1977), and Arthur W. Combs and Donald L. Avila, Helping Relationships: Basic Concepts for the Helping Professions, 3d ed. (Boston: Allyn and Bacon, 1985).

 

[101] C. R. Rogers et al., The Therapeutic Relationship and Its Impact (Madison: University of Wisconsin Press, 1967).

 

[102] Гал. 5: 22, 23.

 

[103]1 Кор. 13.

 

[104] Gordon W. Allport, The Individual and His Religion (New York: Macmillan, 1950), 90.

 

[105] Bruno Bettleheim, Love Is Not Enough: The Treatment of Emotionally Disturbed Children (Glencoe, 111.: Free Press, 1950); см. также: James С. Dobson, Love Must Be Tough (Waco, Tex.: Word, 1983).

 

[106] Этому обстоятельству уделяется много внимания в двух превосходных книгах: Paul Welter, How to Help a Friend (Wheaton, 111.: Tyndale, 1978); Connecting with a Friend: Eighteen Proven Counseling Skills to Help You Help Others (Wheaton, 111.: Tyndale, 1985); см. также: Richard P. Walters, How to Be a Friend: People Want to Be Friends With… (Ventura, Calif.: Regal Books, 1981).

 

[107] См.: A. M. Nicholi, Jr., " The Therapist–Patient Relationship", in The Harvard Guide to Modern Psychiatry, ed. A. M. Nicholi, Jr. (Cambridge, Mass.: Belknap Press of Harvard University Press, 1978), 12.

 

[108] См.: George Bennett, When They Ask for Bread: Pastoral Care and Counseling in Everyday Places (Atlanta: John Knox, 1978). Он пишет о том, что важнейшее правило душепопечения — выяснить, что интересует людей; чего они в действительности хотят; что кроется за их словами.

 

[109] Об идее «поделись своей историей» см. в настольной книге по подготовке душепопечителей: Gerard Egan, The Skilled Helper, 3d ed. (Monterey, Calif: Brooks/ Cole, 1986).

 

[110] Уолтерс — один из авторов, предложивших подобные цели. Он назвал свой подход «помощью» и выделил несколько этапов: «алло» — связь с подопечным; «исследование» — исследование и выяснение проблем; «обучение» — постановка целей и планирование; «продвижение» — исполнение поставленных задач. Можно добавить и пятую фазу: «остановка»; см.: Richard Walters, Practicingthe Skills of Boldness (Boulder, Colo.: Christian Helpers, 1982).

 

[111] См., напр.: Raymond Corsini, ed., Current Psychotherapies, 3d ed. (Itasca, 111.: Peacock, 1984); Gerald Corey, Theory and Practice of Counseling and Psychotherapy, 3d ed. (Monterey, Calif.: Brooks/Cole, 1986); or C. H. Patterson, Theories of Counseling and Psychotherapy, 4th ed. (New York: Harper & amp; Row, 1986). Обзор христианских методов представлен: Gary R. Collins, ed., Helping People Grow: Practical Approaches to Christian Counseling (Ventura, Calif.: Regal, 1980); см. также: Everett L. Worthington, Jr. and Suzanne R. Gascoyne, " Preferences of Christians and Non–Christians for Five Christian Counselors' Treatment Plans: A Partial Replication and Extension", Journal of Psychology and Theology 13 (Spring 1985): 29–41.

 

[112] D. Smith, " Trends in Counseling and Psychotherapy", American Psychologist 37 (1982): 802–809.

 

[113] Трогательный рассказ, написанный родителями Хинкли, см.: Jack Hinckley and Joan Hinckley, Breaking Points (Grand Rapids, Mich.: Zondervan, 1985).

 

[114] Более подробно см.: Ralph Slovenko, " Law and Psychiatry", in Comprehensive Textbook of Psychiatry/IV, ed. Harold I. Kaplan and Benjamin J. Sadock, 4th ed. (Baltimore: Williams and Wilkins, 1985), 1960–1990; Carl D. Swanson, " The Law and the Counselor", in Being a Counselor, ed. Jeannette A. Brown and Robert H. Pate, Jr. (Monterey, Calif.: Brooks/Cole, 1983), 26–46; Sara C. Charles and Eugene Kennedy, Defendant: A Psychiatrist on Trial for Medical Malpractice (New York: Free Press, 1985); and B. R. Hopkins and B. S. Anderson, The Counsellor and the Law, 2d ed. (Alexandria, Va.: AACD Press, 1985).

 

[115] Быт. 2: 18.

 

[116] Быт. 6: 11.

 

[117] См., напр.: Быт. 13: 7.

 

[118] В душепопечении это «модель компетентности»; см.: G. W. Albee, " Preventing Psychopathology and Promoting Human Potential", American Psychologist 37 (1982): 1043–1050. Популярное изложение этого метода см.: Gary R. Collins, Getting Your Life out of Neutral (Old Tappan, N.J.: Fleming H. Revell, 1987).

 

[119] Judith A. Lewis and Michael D. Lewis, Community Counseling: A Human Services Approach (New York: Wiley, 1977), 14–19.

 

[120] Wayne E. Oates, The Presence of God in Pastoral Counseling (Waco, Tex.: Word, 1986), 60.

 

[121] Howard Kirschenbaum and Barbara Glaser, Developing Support Groups (La Jolla, Calif.: University Associates, 1978).

 

[122] Benjamin H. Gottlieb, ed., Social Networks and Social Support (Beverly Hills, Calif: Sage Publications, 1981), 14.

 

[123] О церкви как общественном организме см.: Е. Mansell Pattison, Pastor and Parish — A Systems Approach (Philadelphia: Fortress Press, 1977); см. также: Howard W. Stone, The Caring Church (San Francisco: Harper & amp; Row, 1983). Более фундаментальное обсуждение систем и сетей приводится в книге: Gerard Egan and Michael A. Cowan, People in Systems (Monterey, Calif: Brooks/Cole, 1979).

 

[124] Gottlieb, Social Networks, 75.

 

[125] Milton Greenblatt, " Volunteerism and the Community Mental Health Worker", in Comprehensive Textbook of Psychiatry, ed. Harold I. Kaplan and Benjamin J. Sadock, 4th ed. (Baltimore: Williams & amp; Wilkins, 1985), 1893–1897.

 

[126] О некоторых из этих отличий сообщается: David Larson, ed., Teaching Psycho–logical Skills (Monterey, Calif.: Brooks/Cole, 1984).

 

[127] Это тема одной из нескольких книг, в которых говорится о непрофессиональных душепопечителях и их помощниках; см.: Michael Gershon and Henry В. Biller, The Other Helpers (Lexington, Mass.: Lexington Books, 1977).

 

[128] Достаточно глубокий анализ см.: Joseph A. Durlak, " Comparative Effectiveness of Paraprofessional and Professional Helpers", Psychological Bulletin 86 (1979): 80–92; см. также: John A. Hattie, Christopher F. Sharpley, and H. Jane Rogers, " Comparative Effectiveness of Professional and Paraprofessional Helpers", Psychological Bulletin 95 (1984): 534–541; A. Gartner and F. Riessman, eds., The Self–Help Revolution (New York: Human Sciences Press, 1984); and Sam Alley, Judith Blanton, and Ronald E. Feldman, eds., Para–professionals in Mental Health (New York: Human Sciences Press, 1979).

 

[129] Интереснейшее исследование эффективности душепопечения см.: Emory L. Cowen, " Help Is Where You Find It: Four Informal Helping Groups", American Psychologist 37 (April 1982): 385–395.

 

[130] Несомненно, группы подобного типа отличаются по своей эффективности. Многое здесь зависит от местного руководства. Например, группы «Анонимных алкоголиков» бывают весьма полезны, а вот другие, по всей видимости, наносят больше вреда. Использование групп взаимопомощи пасторами см.: Leonard Jason et al., " Clergy's Knowledge of Self–Help Groups in a Large Metropolitan Area", Journal of Psychology and Theology 16 (Spring 1988): 34–40.

 

[131] Речь идет о «лечении помощников». Люди, получающие много помощи, сами часто бывают более всего склонны помогать другим; см.: F. Riessman, " The 'Helper' Therapy Principle", Social Work 10 (1965): 27–32. Более подробные сведения о группах самопомощи можно найти: A. Gartner and F. Riessman, The Self–Help Revolution (New York: Human Sciences Press, 1984); Alfred H. Katzand Eugene I. Bender, eds., The Strength in Us: Self–Help Groups in the Modern World (New York: New Viewpoints, 1976); Herbert C. Schulberg and Marie Killilea, eds., The Modern Practice of Community Mental Health (San Francisco: Jossey–Bass, 1982), chap. 25; Richard J. Riordan and Marilyn S. Beggs, " Counselors and Self–Help Groups", Journal of Counseling and Development 65 (April 1987): 427–429; Judith E. Pearson, " A Support Group for Women with Relationship Dependency", Journal of Counseling and Development 66 (April 1988): 394—396.

 

[132] Gershon and Biller, The Other Helpers, chap. 9.

 

[133] Напр.: Sol Gordon and Judith Gordon, Raising a Child Conservatively in a Sexually Permissive World (New York: Simon & amp; Schuster, 1983); Grace H. Ketterman, How to Teach Your Child about Sex (Old Tappan, N.J.: Fleming H. Revell, 1981).

 

[134] L. Eugene Arnold, Helping Parents Help Their Children (New York: Brunner/Mazel, 1978); and Larry B. Golden and Dave Capuzzi, Helping Families Help Children (Springfield, 111.: Charles C. Thomas, 1986). См. напр.: Jane E. Myers, " The Mid/Late Generation Gap: Adult Children with Aging Parents", Journal of Counseling and Development 66 (March 1988): 331–335; and Lissy Jarvik and Gary Small, Parentcare (New York: Crown, 1988).

 

[135] J. C. Bouhoutsos, J. D. Goodchilds, and L. Huddy, " Media Psychology: An Empirical Study of Radio Call–in Psychology Programs", Professional Psychology: Research and Practice 17 (October 1986): 408–414. См.: L. A. Jason, " Using the Media to Foster Self–Help Groups", Professional Psychology: Research and Practice 16 (1985): 455–464.

 

[136] E. Fuller Torrey, The Mind Game: Witchdoctors and Psychiatrists (New York: Emerson Hall, 1972); Jerome D. Frank, Persuasion and Healing, rev. ed. (New York: Schocken Books, 1974).

 

[137] Paul Welter, How to Help a Friend (Wheaton, 111.: Tyndale, 1978).

 

[138] Особенно в некоторых методах душепопечения, основанных на опыте.

 

[139] Jay Е. Adams, The Christian Counselor's Manual (Grand Rapids, Mich.: Baker, 1973), 343.

 

[140] Вальтер предпочитает термин «исполнительное соглашение». См.: Welter, How to Help.

 

[141] См. напр.: John D. Adams, Understanding and Managing Stress: A Workbook in Changing Lifestyles (San Diego: University Associates, 1980); Kirk E. Farnsworth and Wendell H. Lawhead, Life Planning: A Christian Approach to Careers (Downers Grove, III.: InterVarsity, 1981); David A. Thompson, Five Steps toward a Better Marriage (Minneapolis: Bethany, 1980); David A.Thompson, Recovering from Divorce (Minneapolis: Bethany, 1982); and Waylon D. Ward, The Bible in Counseling (Chicago: Moody Press, 1977).

 

[142] Gerald M. Rosen, " Self–Help Treatment Books and the Commercialization of Psychotherapy", American Psychologist 42 (January 1987): 46–51.

 

[143] Метод использования разнообразных книг в дополнение к душепопечению именуется «библиотерапией». Более подробную информацию см.: J. М. Atwaterand D. Smith, " Christian Therapists' Utilization of Bibliotherapeutic Resources", Journal of Psychology and Theology 10 (1982): 230–235; S. L. Jones, " Bibliotherapy", in Baker Encyclopedia of Psychology, ed. David G. Benner (Grand Rapids, Mich.: Baker, 1985), 117, 118; F. A. Schrank and D. W. Engels, " Bibliotherapy as a Counseling Adjunct: Research Findings", Personnel and Guidance Journal 60 (1981): 143–147.

 

[144] О творческом использовании видеоматериалов см.: Ira Heilveil, Video in Mental Health Practice: An Activities Handbook (New York: Springer, 1983); Edward A. Mason, " Audiovisuals in Mental Health Education: A Quantum Leap", in The Modern Practice of Community Mental Health, ed. Schulberg and Killilea, 633–649.

 

[145] Дополнительную информацию можно заказать: CounseLine, University of Texas Press, Box 7819, Austin, Tex. 78712.

 

[146] Аудиоматериалы (приложение к этой книге) — это часть «Библиотеки христианского душепопечителя», заказать которую можно по адресу: Word, Inc., 5221 N. O'Connor Blvd., Suite 1000, Irving, Tex. 75039.

 

[147] Michael J. Burke and Jacques Normand, " Computerized Psychological Testing: Overview and Critique", Professional Psychology: Research and Practice 18 (February 1987): 42–51.

 

[148] Marc. D. Schwartz, ed., Using Computers in Clinical Practice: Psychotherapy and Mental Health Applications (New York: Haworth Press, 1984); Harvey A. Skinner and Andrew Paluka, " Challenge of Computers in Psychological Assessment", Professional Psychology: Research and Practice 17 (February 1986): 44–50; Scott T. Meier, " Software Counseling: What's Available", Journal of Counseling and Development 64 (April 1986); Scott T. Meier, " Stories about Counselors and Computers: Their Use in Workshops", Journal of Counseling and Development 65 (October 1986): 100–103.

 

[149] Paul M. Insel, Environmental Variables and the Prevention of Mental Illness (Lexington, Mass.: Lexington, 1980).

 

[150] Rudolph Н. Moos, The Human Context: Environmental Determinants of Behavior (New York: Wiley, 1976); Sheldon Cohen and Neil Weinstein, " Nonauditory Effects of Noise on Behavior and Health", in Environmental Stress, ed. Gary W. Evans (Cambridge: Cambridge University Press, 1982), 45–74.

 

[151] Yakov M. Epstein, " Crowding Stress and Human Behavior", in Environmental Stress, ed. Evans, 133–148.

 

[152] Albert Mehrabian, Public Places and Private Spaces: The Psychology of Work, Play, and Living Environments (New York: Basic Books, 1976).

 

[153] Moos, The Human Context.

 

[154] Mk. 1: 32–35.

 

[155] W. G. Bixler, " Group Psychotherapy", in Baker Encyclopedia of Psychology, ed. David G. Benner (Grand Rapids, Mich.: Baker, 1985), 477–483.

 

[156] I. D. Yalom, The Theory and Practice of Group Psychotherapy, 2d ed. (New York: Basic Books, 1975). Все «целебные факторы» в этом перечне, кроме последнего, взяты из этой книги.

 

[157] Дополнительные сведения см.: Gerald Corey and Marianne S. Corey, Groups: Process and Practice, 3d ed. (Monterey, Calif: Brooks/Cole, 1987); G. M. Gazda, Group Counseling: A Developmental Approach, 3d ed. (Boston: Allyn & amp; Bacon, 1984); Jared Philip Pingleton, " Group Counseling in the Church: An Integrative Theoretical and Practical Analysis", Journal of Psychology and Theology 13 (Spring 1985): 21–28.

 

[158] Lewis and Lewis, Community Counseling.

 

[159] Редкими исключениями являются труды: Rodger К. Bufford and Trudi Bratten Johnston, " The Church and Community Mental Health: Unrealized Potential", Journal of Psychology and Theology 10 (Winter 1982): 355–362; Kelly O'Donnell, " Community Psychology and Unreached Peoples: Applications of Needs and Resource Assessment", Journal of Psychology and Theology 14 (Fall 1986): 213–223; и моя работа по общественному душепопечению: Gary R. Collins, Innovative Approaches to Counseling (Waco, Tex.: Word, 1986).

 

[160] Гал. 6: 9, 10.

 

[161] Walter Anderson, Courage Is A Three Letter Word (New York: Random House, 1986).

 

[162] Glenn E. Whitock, Understanding and Coping with Real–Life Crises (Monterey, Calif: Brooks/Cole, 1978).

 

[163] Gerald Caplan, Principles of Preventive Psychiatry (New York: Basic Books, 1964), 43.

 

[164] Rachel Callahan, " The Ministry of Crisis Intervention", in Pastoral Counseling, ed. Barry K. Estadt (Englewood Cliffs, N.J.: Prentice–Hall, 1983), 138–151.

 

[165] Howard Clinebell, Basic Types of Pastoral Counseling, rev. ed. (Nashville: Abingdon, 1984).

 

[166] J. L. Greenstone and S. Leviton, " Crisis Intervention", in Concise Encyclopedia of Psychology, ed. Raymond J. Corsini (New York: Wiley, 1987), 271. Пример одного кризисного вмешательства описан: Pamela J. Kneisel and Gail P. Richards, " Crisis Intervention after the Suicide of a Teacher", Professional Psychology: Research and Development 19 (April 1988): 165–169.

 

[167] Понятие первой психологической помощи предложено: Calvin J. Frederick, " Suicide Prevention and Crisis Intervention in Mental Health Emergencies", in Clinical Practice of Psychology, ed. C. Eugene Walker (New York: Pergamon, 1981), 189–213.

 

[168] Более подробное обсуждение роли прикосновения в душепопечении, в том числе и обзор исследований по этой теме см.: Beverly G. Willison and Robert L. Masson, " The Role of Touch in Therapy: An Adjunct to Communication", Journal of Counseling and Development 64 (April 1986): 497–500; см. также: chap. 2, fn. 25.

 

[169] Lawrence M. Brammer, The Helping Relationship: Process and Skills ( Englewood Cliffs, N.J.: Prentice–Hall, 1973).

 

[170] Judson J. Swihart and Gerald C. Richardson, Counseling in Times of Crisis (Waco, Tex.: Word, 1987), 155–161.

 

[171] Обзор исследований, свидетельствующих о большом значении социальной поддержки и вреде гиперсоциализации, см.: Judith Е. Pearson, " The Definition and Measurement of Social Support", Journal of Counselingand Development 64 (February 1986): 390–395.

 

[172] Raymond E. Vath, Counseling Those with Eating Disorders (Waco, Tex.: Word, 1986), 178.

 

[173] См.: David K. Switzer, " Crisis Intervention and Problem Solving", in Clinical Handbook of Pastoral Counseling, ed. Robert J. Wicks, Richard D. Parsons, and Donald E. Capps (New York: Paulist Press, 1985), 149.

 

[174] Об этих отличиях говорится в главе 3.

 

[175] В отличие от первого издания, в этом издании большее внимание уделено биологическим основам поведения.

 

[176] 2 Кор.2: 11; 11: 14; 1 Пет. 5: 8.

 

[177] С. S. Lewis, The Screwtape Letters (Glasgow: Collins–Fontana Books, 1942), 9.

 

[178] Allen E. Ivey, Professional Affairs Committee Report, Division 17 — Counseling Psychology (Washington, D.C.: American Psychological Association, 1976).

 

[179] Об этом более подробно говорилось в начале этой книги.

 

[180] Rollo May, The Meaning of Anxiety, rev. ed. (New York: Norton, 1977), 214.

 

[181] Charles Spielberger, Understanding Stress and Anxiety (New York: Harper & amp; Row, 1979).

 

[182] Тревога и возбуждение приводят к высвобождению одних и тех же гормонов и действуют на одни и те же отделы нервной системы. Тревогу и возбуждение называют «парной эмоцией, вызывающей однотипные ощущения». Иногда тревогу путают с возбуждением. Одни, считая себя возбужденными, хотя на самом деле испытывают тревогу, продолжают заниматься чем–либо, совершенно забыв обо всем, отдавшись порыву, между тем как следует проявлять осмотрительность. Другие, считая себя тревожными, а в действительности будучи возбуждены, сдерживают себя и отказываются от многих жизненных удовольствий; см.: Martin Groder, " Excitement or Anxiety: Which Is Which? " Bottom Line Personal 8 (15 March 1987): 11, 12.

 

[183] См., напр.: Charles R. Figley, ed., Stress Disorders among Vietnam Veterans (New York: Brunner/Mazel, 1978); W. Kelly, Post–traumatic Stress Disorder and the War Veteran Patient (New York: Brunner/Mazel, 1985); and William P. Mahedy, Out of the Night: The Spiritual Journey of Vietnam Vets (New York: Ballantine, 1986).

 

[184] В двух превосходных книгах данный вопрос обсужден в более детальном виде: David V. Sheehan, The Anxiety Disease (New York: Charles Scribner's Sons, 1983); and R. Reid Wilson, Don't Panic: Taking Control of Anxiety Attacks (New York: Harper & amp; Row, 1986).

 

[185] 2 Кор. 11: 28.

 

[186] Флп. 2: 20.

 

[187] Пс. 93: 19.

 

[188] Мф. 6: 25–34.

 

[189] Флп. 4: 6, 7.

 

[190] 1 Пет. 5: 7; см. также: Пс. 54: 23.

 

[191] Мф. 6: 33: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам».

 

[192] Еккл. 11: 10.

 

[193] Флп. 4: 6.

 

[194] S. Freud, The Problem of Anxiety (New York: Norton, 1936).

 

[195] Подробнее о причинах тревожности изложено в книгах: А. Т. Beck and G. Emery, Anxiety Disorders and Phobias: A Cognitive Perspective (New York: Basic Books, 1985); R. Handley, Anxiety and Panic Attacks: Their Cause and Cure (New York: Rawson, 1985); and Wilson, Don't Panic.

 

[196] См., напр.: D. В. Carr and David V. Sheehan, " Panic Anxiety: A New Biological Model", Journal of Clinical Psychiatry 45 (1984): 323–330.

 

[197] May, Meaning of Anxiety, 205, 206.

 

[198] Краткий обзор проблемы бессознательного, с христианской точки зрения, см.: David G. Benner, ed., Baker Encyclopedia of Psychology (Grand Rapids, Mich.: Baker, 1985), 1187, 1188.

 

[199] Вопрос соотношений конфликта, стресса и тревоги рассматривается: Susan Roth and Lawrence J. Cohen, " Approach, Avoidance, and Coping with Stress", American Psychologist 41 (July 1986): 813–819.

 

[200] Соотношению страха и любви посвящен труд: Henri J. М. Nouwen, Lifesigns: Intimacy, Fecundity, and Ecstasy in Christian Perspective (Garden City, N.Y.: Doubleday, 1986).

 

[201] Одну из точек зрения на перемены и тревожность у женщин см.: Carol Becker, The Invisible Drama: Women and the Anxiety of Change (New York: Macmillan, 1987).

 

[202] J. L. Deffenbacher et al., " Irrational Beliefs and Anxiety", Cognitive Therapy and Research 10(1986): 281–291.

 

[203] Cecil Osborne, Release from Fear and Anxiety (Waco, Tex.: Word, 1976).

 

[204] 1 Ин. 1: 9.

 

[205] Перечень подобных расстройств см.: Wilson, Don't Panic, 13, 14.

 

[206] Ibid., 93–98.

 

[207] Sheehan, Anxiety Disease.

 

[208] Втор. 28: 65, 66.

 

[209] Archibald D. Hart, The Hidden Link between Adrenalin and Stress (Waco, Tex.: Word, 1986).

 

[210] Более подробную информацию о защитных психологических механизмах можно найти в любом учебнике по психологии.

 

[211] О покаянии в период военных действий см.: Gordon W. Allport, The Individual and His Religion (New York: Macmillan, 1950), 52–57.

 

[212] Eugene Kennedy, On Becoming a Counselor (New York: Seabury, 1977), 142, 143.

 

[213] Некоторые христианские авторы подвергают критике этот метод (визуализации), определяя его как «демонический и, следовательно, неприемлемый для христианства»; см., напр.: Dave Hunt and Т. A. McMahon, The Seduction of Christianity (Eugene, Oreg.: Harvest House, 1985), 140. Я согласен с теми, кто считает критику Макмана излишне строгой. Более взвешенную христианскую позицию поданному вопросу см.: Н. Norman Wright, Self–Talk, Imagery and Prayer in Counseling (Waco, Tex.: Word, 1986). Детально вопрос о методиках релаксации см.: Wilson, Don't Panic.

 

[214] Allport, The Individual', автор пишет: «Любовь — это несравненная, величайшая из великих, действенная сила психотерапии, но психиатрическая наука сама по себе ни воспроизвести, ни уяснить, ни передать ее не может… Христианская вера, напротив, предлагает способ толкования жизненных коллизий и норм жизни, основанный целиком на любви» (90, 92f.).

 

[215]1 Ин. 4: 18.

 

[216] Jay Е. Adams, The Christian Counselor's Manual (Nutley, N.J.: Presbyterian and Reformed, 1973), 414, 415.

 

[217] См. в связи с этим: Евр. 13: 6.

 

[218] Обсуждение этих отличий см.: Carol Turkington, " Panic and Anxiety", АРА Monitor 17 (September 1986): 1, 5.

 

[219] Sheehan, The Anxiety Disease, 113–118. В нижеследующих абзацах я излагаю пересмотренный мною «четырехцелевой» лечебный метод Шихана под другим названием.

 

[220]Бихевиоризм — одно из направлений в психологии XX в. (главным образом американской), считающее предметом психологии не сознание, а поведение, которое понимается как совокупность физиологических реакций на внешние стимулы.

 

[221] О христианских воззрениях на методы бихевиорной терапии см.: Rodger К. Bufford, The Human Reflex: Behavioral Psychology in Biblical Perspective (New York: Harper & amp; Row, 1981); and Siang–Yang Tan, " Cognitive–Behavioral Therapy: A Biblical Approach and Critique", Journal of Psychology and Theology 15 (Summer 1987): 103–112. См. также: Herbert Benson, The Relaxation Response (New York: William Morrow, 1975); Larry Michelson and L. Michael Ascher, eds., Anxiety and Stress Disorders: Cognitive–Behavioral Assessment and Treatment (New York: Guilford Publications, 1987); а также избранные главы: Irwin L. Kutash, Louis B. Schlesinger, and Associates, eds., Handbook of Stress and Anxiety (San Francisco: Jossey–Bass, 1980). Весь январский номер 1988 г. Counseling Psychologist посвящен когнитивно–поведенческим методам лечения тревоги; см., напр.: Jerry L. Deffenbacher and Richard M. Suinn, " Systematic Desensitization and the Reduction of Anxiety", Counseling Psychologist 16 (January 1988): 9–30.

 

[222] Это учение Иисуса изложено в Ин. 14; см. стихи 1–3, 16–18, 25–28.

 

[223] William Hendrickson, Philippians (Grand Rapids, Mich.: Baker, 1962), 193.

 

[224] Флп. 4: 7, «Живая Библия».

 

[225] Флп. 4: 9, курсив мой. — Г. К.

 

[226] Иак. 1: 22.

 

[227] May, The Meaning of Anxiety, 366, 367.

 

[228] Методики релаксации, оценка приоритетов и распределение времени — все это обсуждается в записи, которая прилагается к этой главе. Популярное изложение этих разделов см.: Gary R. Collins, Getting Your Life out of Neutral (Old Tappan, N.J.: Revell, 1987). Обсуждение данных вопросов, способное заинтересовать профессионалов, см.: Richard М. Suinn and Jerry L. Deffenbacher, " Anxiety Management Training", Counseling Psychologist 16 (January 1988): 31–49.

 

[229] Теория и научные исследования в области когнитивной идентификации: John J. Zarski, Donald L. Bubenzer, and John D. West, " Social Interest, Stress, and the Prediction of Health Status", Journal of Counseling and Development (February 1986): 386–389; and Marvin R. Goldfried, " Application of Rational Restructuring to Anxiety Disorders", Counseling Psychologist 16 (January 1988): 50–68.

 

[230] Zarski, " Social Interest".

 

[231] Гал. 6: 2.

 

[232] Мф. 6: 31–34.

 

[233] David D. Bums, " An End to Loneliness", Bottom Line Personal^ (30 June 1985): 9, 10.

 

[234] Henri J. M. Nouwen, Reaching Out (Garden City, N.Y: Doubleday, 1975), 15.

 

[235] Suzanne Gordon, Lonely in America (New York: Simon and Schuster, 1976), 15.

 

[236] Robert Weiss, Loneliness: Emotional and Social Isolation (Cambridge, Mass.: MIT Press, 1973).

 

[237] Об этом исследовании см.: Jeff Meer, " Loneliness", Psychology Today 19 (July 1985): 28–33. Аллан Блум наблюдал феномен одиночества среди студентов высших учебных заведений. «Это новый уровень изоляции, — пишет он, — который не оставляет молодежи никаких внутренних ресурсов»; см.: Allan Bloom, The Closing of the American Mind (New York: Simon & amp; Schuster, 1987), 86.

 

[238] Philip Slater, Pursuit of Loneliness: American Culture at the Breaking Point (Boston: Beacon Press, 1970).

 

[239] Douglas LaBier, Modern Madness: The Emotional Fallout of Success (Reading, Mass.: Addison–Wesley, 1986).

 

[240] Janelle Warner and John D. Carter, " Loneliness, Marital Adjustment and Burnout in Pastoral and Lay Persons", Journal of Psychology and Theology 12 (Summer 1984): 125–131.

 

[241] C. W. Ellison, " Loneliness", in Baker Encyclopedia of Psychology, ed. David G. Benner (Grand Rapids, Mich.: Baker, 1985): 655–657.

 

[242] Это состояние носит название экзистенциальной тревоги; см.: Craig W. Ellison, " Loneliness: A Social–Developmental Analysis", Journal of Psychology and Theology 6 (1978): 3–17; и упомянутое ранее издание: Loneliness: The Search for Intimacy (Chappaqua, N.Y: Christian Herald, 1980).

 

[243] Быт. 2: 18.

 

[244] Слово «lonely» (одинокий, уединенный, пустынный) встречается лишь в четырех местах в Библии. В двух из них (Мк. 1: 45; Лк.5: 16) говорится о пустынных местах; в других двух (Пс. 24: 16; Пс. 67: 7) говорится об одиноких людях.

 

[245] Пс. 24: 16.

 

[246] 2 Тим. 4: 9–12.

 

[247] Эти вопросы глубоко обсуждаются в главах 16 (Межличностные отношения) и 36 (Духовные проблемы).

 

[248] Meer, " Loneliness".

 

[249] Ellison, " Loneliness: A Social–Developmental Analysis".

 

[250] См., напр.: J. Bowlby, Attachment (New York: Basic Books, 1969); and idem, Separation (New York: Basic Books, 1973).

 

[251] См., напр.: Grant L. Martin, Counseling for Family Violence and Abuse (Waco, Tex.: Word. 1987).

 

[252] Ellison, " Loneliness".

 

[253] Elizabeth Skoglund, Loneliness (Downers Grove, 111.: InterVarsity, 1975).

 

[254] Paul Tournier, Escape from Loneliness (Philadelphia: Westminster, 1962).

 

[255] D. F. Fisher, " Loneliness", in Concise Encyclopedia of Psychology, ed. Raymond J. Corsini (New York: Wiley–Interscience, 1987): 673, 674.

 

[256] См. главу 9.

 

[257] Ira J. Tanner, Loneliness: The Fear of Love (New York: Harper & amp; Row, 1973); см. также главу, посвященную проблеме одиночества: Lewis М. Andrews, То Thine Own Self Be True (Garden City, N.Y.: Anchor/Doubleday, 1987).

 

[258] С. E. Cutrona, " Transition to College: Loneliness and the Process of Social Adjustment", in Loneliness: A Sourcebook of Current Theory, Research and Therapy, ed. L. A. Pep–lau and D. Perlman (New York: Wiley–Interscience, 1982), 291–309.

 

[259] Jules Asher, " Born to Be Shy? " Psychology Today 21 (April 1987): 56–64.

 

[260] Ellison, " Loneliness".

 

[261] Meer, " Loneliness".

 

[262] W. A. Sadler, " Cause of Loneliness", Science Digest II (July 1975): 58–66.

 

[263] Многие из этих наблюдений обобщены в двух монографиях: James М. Lynch, The Broken Heart: The Medical Consequences of Loneliness (New York: Basic Books, 1977); and The Language of the Heart (New York: Basic Books, 1985); см. также: Peplau and Perlman, Loneliness: A Sourcebook.

 

[264] " Bereavement and Grief — Part I", Harvard Medical School Mental Health Letter 3 (March 1987): 1–4.

 

[265] Richard Wolff, The Meaning of Loneliness (Wheaton, 111.: Key, 1970).

 

[266] Harvey H. Potthoff, Loneliness: Understanding and Dealing with It (Nashville: Abingdon, 1976).

 

[267] Такова, по мнению психолога Альберта Эллиса, основа рационально–эмотивной терапии.

 

[268] Ин. 3: 16.

 

[269]1 Ин. 1: 9.

 

[270] Ин. 3: 16; Рим. 8: 35–39.

 

[271] Рим. 8: 14–17.

 

[272] Прит. 18: 24.

 

[273] Рим. 8: 9; 1 Кор. 6: 19; 1 Ин. 4: 13.

 

[274] Рим. 8: 26–31.

 

[275] Brian D. Dufton and Daniel Perlman, " Loneliness and Religiosity: In the World but Not of It", Journal of Psychology and Theology 14 (Summer 1986): 135–145.

 

[276] R. F. Paloutzian and C. W. Ellison, " Loneliness, Spiritual Weil–Being and the Quality of Life", in Peplau and Perlman, Loneliness: A Sourcebook, 224–237.

 

[277] Недавно я посетил одну церковную общину, в которой всех членов собрания, ходивших в эту церковь, после песнопения пригласили занять свои места, между тем как гостям (в том числе и мне) мест не предоставили. От нас ожидали, что мы назовем свои имена, а затем наденем знаки, отличающие «гостей». Намерение у этой общины было благим: обратить внимание на гостей. Но это ставит людей в неловкое положение, и они ощущают угрозу, особенно очень застенчивые, которые не любят называть свои имена.

 

[278] Ralph Keyes. We, The Lonely People (New York: Harper & amp; Row, 1973).

 

[279] Ellison, Loneliness, 234.

 

[280] См. главу 37.

 

[281] Vance Havner, Though I Walk through the Valley (Old Tappan, N.J.: Revell, 1974). Эту книгу автор написал после смерти жены и название ее заимствовано из Пс. 22: 4.

 

[282] Согласно данным департамента психического здоровья Всемирной организации здравоохранения, более 100 миллионов людей на планете страдают клиническими формами депрессии; накапливаются свидетельства, указывающие на стремительный рост этого числа; A. J. Marsella, " Depression", in Concise Encyclopedia of Psychology, ed. Raymond J. Corsini (New York: Wiley–Interscience, 1987), 303.

 

[283] Эти данные взяты из статьи о депрессии, иллюстрация к которой дана на обложке журнала Newsweek, 4 May 1987, 48–57.

 

[284] Heinz Е. Lehmann, " Affective Disorders: Clinical Features", in Comprehensive Textbook of Psychiatry/IV, ed. Harold I. Kaplan and Benjamin J. Sadock, 4th ed. (Baltimore: Williams & amp; Wilkins, 1985), 786–811. Согласно одному сообщению, психотическая депрессия отмечается у 2–3 процентов мужчин и 4–9 процентов женщин; риск возникновения этой болезни составляет 10 процентов для мужчин и 25 процентов для женщин; см.: " The Nature and Causes of Depression — Part I", Harvard Medical School Mental Health Letter A (January 1988): 1–4.

 

[285] Есть много личных свидетельств, посвященных описанию депрессивных расстройств; см., напр.: James W. Bennett, A Quiet Desperation (Nashville: Thomas Nelson, 1983); Don Baker and Emery Nester, Depression (Portland, Oreg.: Multnomah, 1983).

 

[286] Stanley Lesse, ed., Masked Depression (New York: Jason Aronson, 1974).

 

[287] Превосходное обсуждение вопросов классификации депрессивных расстройств, см.: Archibald D. Hart, Counseling the Depressed (Waco, Tex.: Word, 1986).

 

[288] Иов.З; Чис. 11: 10–15; Ион. 4: 1–3; Исх. 6: 9; Мф. 26: 75.

 

[289] ЗЦар. 19.

 

[290] Мф. 26: 37, 38.

 

[291] См., напр.: Пс. 33: 16–18; 102: 13, 14; Мф. 5: 12; 11: 28–30; Ин. 14: 1; 15: 10; Рим. 8: 28.

 

[292] Рим. 15: 13.

 

[293] Мы сочли уместным опустить указания на источник этих воззрений, которые большей частью были в свое время опубликованы; краткий обзор дискуссий между евангельскими христианами о христианских мифах о депрессии см.: Hart, Counseling the Depressed, 21–35.

 

[294] J. I. Nurnberger and E. S. Gershon, " Genetics of Affective Disorders" in Neurobiology of Mood Disorders, ed. R. Post and J. Ballenger (Baltimore: Williams and Wilkins, 1984); R. J. Cadoret et al., " Genetic and Environmental Factors in Major Depression", Journal of Affective Disorders 9 (September 1985): 155—164; Svenn Torgersen, " Genetic Factors in Moderately Severe and Mild Affective Disorders", Archives of General Psychiatry 43 (March 1986): 222–226. Согласно одному из последних сообщений, «существование семейных депрессий не вызывает сомнений, однако точный механизм передачи по наследству неизвестен, и трудно отделить воспитание от наследственности»; см.: " The Nature and Causes of Depression — Part H", Harvard Medical School Mental Health Letter 4 (February 1988), 3.

 

[295] З Цар. 18, 19.

 

[296] Hart, Counseling the Depressed, 96, 97; см. также: Archibald D. Hart, The Hidden Link between Adrenalin and Stress (Waco, Tex.: Word, 1986).

 

[297] Keith Brodie, chancellor of Duke University, quoted in " New Hope for the Depressed", Newsweek, 24 January 1983, 39–42.

 

[298] Frederick G. Lopez, " Family Structure and Depression: Implications for the Counseling or College Students", Journal of Counseling and Development 64 (April 1986): 508–511.

 

[299] Rene Spitz, " Anaclitic Depression", Psychoanalytic Study of the Child 2 (1946): 312–342.

 

[300] D. A. Cole and L. P. Rehm, " Family Interaction Patterns and Childhood Depression", Journal of Abnormal Child Psychology 14 (1986): 297–314.

 

[301] Ibid.; см. также: Kathleen McCoy, Coping with Teenage Depression (New York: New American Library, 1982).

 

[302] S. Folkman and R. S. Lazarus, " Stress Processes and Depressive Symptomatology", Journal of Abnormal Psychology95 (1986): 107–113.

 

[303] Martin E. P. Seligman, Helplessness: On Depression, Development and Death (San Francisco: Freeman, 1975). Некоторые ученые выступили против этой теории. Например, поданным одного исследования, группу депрессивных больных, проверяя их поведенческие реакции на неприятные раздражители, сравнивали с контрольной группой, — больные не ощущали своей беспомощности перед окружающим миром; см.: Harold A. Sackeim and Andrea Zucker Wegner, " Attributional Patterns of Depression and Euthymia", Archives of General Psychiatry 43 (June 1986): 553–560.

 

[304] A. T. Beck et al., Cognitive Therapy of Depression (New York: Guilford, 1979).

 

[305] Конечно, на самом деле здесь речь идет о другой когнитивной теории. В основе этой теории лежит предположение, что депрессию порождают злые помыслы.

 

[306] Эта схема приводится по книге: Paul Welter, How to Help a Friend (Wheaton, 111.: Tyndale House, 1978), 108, 224 и приписывается психологу Дж. Б. Даннингу.

 

[307] Roger Barrett, Depression: What It Is and What to Do about It (Elgin, 111: David C. Cook, 1977).

 

[308] Steven E. Locke, " Depression and Immunity", Harvard Medical School Mental Health LetterZ (October 1986); " The Nature and Causes of


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.186 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал