![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Значит ты поблагодарил Его, и да увеличит Он тебе».
Имам Ахмад ибн Ханбаль (3/435) передал, что аль-Асвад ибн Сари‘ сказал: «Я сказал: «О, посланник Аллаха, а не звать ли мне тебя похвальными качествами, которыми похвалил тебя мой Всеблагой и Всевышний Господь?» (Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует) ответил: «Однако, поистине, твой Господь любит хвалу». Его передал также Насаи в «Сунан аль-Кубра» (№7745) по другой цепочке передатчиков от аль-Асвада ибн Сари‘.
Абу ‘Иса Хафиз Тирмизи (№3383), Насаи в «‘Амале» (№831) и Ибн Маджа (№3800) передали от Джабира ибн ‘Абдуллаха, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Лучшим поминанием является «ля иляха иллаллах», А лучшей мольбой является «альхамду лиллях»». Тирмизи сказал, что это хороший, малоизвестный хадис.
Ибн Маджа (№3805) передал от Анаса ибн Малика, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Каким бы благом Аллах не одарил (Своего) раба, и раб сказал: «Аль-хамду лиллях», То, что ему непременно будет даровано то, что лучше, чем он взял».
Куртуби привел слова группы ученых, которые сказали, что слова раба «аль-хамду лилляхи роббиль-‘алямийн» лучше, чем «ля иляха иллаллах», ибо это слово охватывает и единобожие и хвалу. Однако другие сказали, что «ля иляха иллаллах» имеет больше достоинств, ибо является разделением между верой и неверием, и во имя этого борются люди, как это утверждено в хадисе Бухари и Муслима.
В другом хадисе сказано: «Самое лучшее слово, которое произнес я и пророки до меня: «Ля иляха иллаллах, вахдаху ля шарийка ляху, ляхуль-мулку ва ляхуль-хамду, ва хува ‘аля кулли шайъин кадийр». (Нет никого достойного поклонения, кроме Аллаха, Ему принадлежит власть и Ему принадлежит хвала и Он мощен над всякой вещью) Выше был приведен хадис от Джабира ибн ‘Абдуллаха, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Лучшим поминанием является «ля иляха иллаллах», А лучшей мольбой является «альхамду лиллях»», и Тирмизи назвал его хорошим. Алиф и лям (в слове «аль-хамду») придают значение общности для охвата всех видов хвалы Всевышнему Аллаху. Как сказано в хадисе: «Аллахумма лякаль-хамду куллюху О Аллах тебе принадлежит хвала всякая или (полностью))…» так начинается длинный хадис от Рифа‘ы аз-Заркы в «Адаб аль-Муфрад», а в хадисе Байхаки от Са‘да ибн Абу Ваккаса: «Аллахумма лякаль-хамду куллюху ва иляйка йарджи‘уль-амру куллуху».
Слово Аллаха: (ا ل ر ب) «Ар-роб» – это властелин и управляющий. Это слово используется в абсолютном смысле для хозяина и для того, кто правильно управляет. И все это верно в отношении Всевышнего Аллаха. «Ар-роб» (единичное слово с определенным артиклем) не используется ни для кого, кроме Аллаха, однако ты можешь сказать в сопряженном сочетании («идафа»): «робб ад-даар» (хозяин поместья), «роб …» (хозяин того-то), однако «ар-роб» не используется ни для кого, кроме Аллаха, Всемогущ Он и Велик. Некоторые сказали, что это является самым великим именем.
Слово Аллаха: (ا ل ع َ ا ل َ م ِ ي ن) «Аль-‘аалямийн» – это множественное число «‘аалям», а это все существующее, кроме Аллаха, Всемогущ Он и Велик. Само ل ْ ع َ ا ل َ م ا «аль-‘аалям» - это слово во множественном числе, у которого не существует единственного числа в лексике. «Аль-‘аваалим» – это группы творений в небесах, на суше и море. Каждое их поколение и каждый их род называется «‘аалам». Бишр ибн ‘Умара передал со слов Абу Ровка, со слов ад-Даххака, со слов Ибн ‘Аббаса, что он сказал: ا ل ح َ م ْ د ُ ل ِ ل ّ َ ه ِ ر َ ب ّ ِ ا ل ْ ع َ ا ل َ م ِ ي ن َ ««Аль-хамду лилляхи роббиль-‘аалямийн» - это хвала Аллаху, которому принадлежат все творения: небеса и земли, то, что в них и между ними, из того, что мы знаем, и чего мы не знаем». В версии Са‘ида ибн Джубайра и ‘Икримы сказано: «Господь джиннов и людей». То же сказали Са‘ид ибн Джубайр, Муджахид и Ибн Джурайдж. Похожее передано также от ‘Али, о чем сказал Ибн Абу Хатим с цепочкой передатчиков, на которую нельзя опираться. Куртуби привел в доказательство этому слова Всевышнего Аллаха: ت َ ب َ ا ر َ ك َ ا ل ّ َ ذ ِ ي ن َ ز ّ َ ل َ ا ل ْ ف ُ ر ْ ق َ ا ن َ ع َ ل َ ى ع َ ب ْ د ِ ه ِ ل ِ ي َ ك ُ و ن َ ل ِ ل ْ ع َ ا ل َ م ِ ي ن َ ن َ ذ ِ ي ر ا ً «Благословен Тот, Кто ниспослал Cвоему рабу Различение (Коран), чтобы он стал предостерегающим увещевателем для миров» (Различение-1). Здесь для слова «миров» было использовано слово «аль-‘аалямийн, а это – джинны и люди. Аль-Фараа и Абу ‘Убайд сказали: ««Аль-‘алям» - выражение, используемое для разумных существ, таких, как люди, джинны , ангелы и шайтаны. А про животных не говорится: «‘ аалям»». От Зайда ибн Аслама и Абу Мухайсына имеется сообщение: ««Аль-‘аалам» – все, в чем трепещет душа».
Катада сказал: (ر َ ب ّ ِ ا ل ْ ع َ ا ل َ م ِ ي ن َ) «Робб аль-‘аалямийн» - (Господь) всех видов творений («‘ аалям»). Абу Джа‘фар ар-Рази передал от Раби‘а ибн Анаса со слов Абу аль-‘Алийи, что он сказал о словах Всевышнего Аллаха: (ر َ ب ّ ِ ا ل ْ ع َ ا ل َ م ِ ي ن َ) «Робб аль-‘аалямийн »: «Люди – это один мир, джинны – (еще) один мир. А все остальное – восемнадцать тысяч – или четырнадцать тысяч, тут он засомневался – миров из числа ангелов на Земле. А у Земли – четыре края (угла, стороны), и в каждом из них – по три тысячи миров. И пятьсот миров Аллах создал для поклонения Ему». Это передали Ибн Джарир и Ибн Абу Хатим, однако эти слова странны и малоизвестны. Подобное требует достоверного доказательства.
Ибн Абу Хатим передал от Саби‘а аль-Химйари, что тот сказал о словах Всевышнего: (ر َ ب ّ ِ ا ل ْ ع َ ا ل َ م ِ ي ن َ) «Робб аль-‘аалямийн»: «(Имеется) тысяча миров: шестьсот общин (народов) на море и четыре тысячи – на суше». Он передал похожее и от Са‘ида ибн аль-Мусаййаба. Похожее передано в хадисе в «Муснаде» Абу Йа‘ла через Мухаммада ибн ‘Ису ибн Кайсана от Джабира ибн ‘Абдуллаха, что он слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Аллах создал тысячу общин: шестьсот на море, и четыреста на суше». Передатчик Мухаммад ибн ‘Иса (ибн Кайсан) аль-Хиляли является слабым.
Аз-Заджадж сказал: (ا ل ع َ ا ل َ م) ««‘Аалям» – это все, что создал Аллах в ближнем и вечном мирах». Куртуби сказал: «Это – верно, ибо охватывает все миры, наподобие слов Всевышнего Аллаха: ق َ ا ل َ ف ِ ر ْ ع َ و ْ ن ُ و َ م َ ا ر َ ب ّ ُ ا ل ْ ع َ ا ل َ م ِ ي ن َ ق َ ا ل َ ر َ ب ّ ُ ا ل س ّ َ م َ ا و َ ا ت ِ و َ ا ل ْ أ َ ر ْ ض ِ و َ م َ ا ب َ ي ْ ن َ ه ُ م َ ا إ ن ْ ك ُ ن ت ُ م ْ م ُ و ق ِ ن ِ ي ن َ
|