Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Без понуждения уйти. А если они выйдут, то нет греха на вас.
Однако положенный срок идды не был отменён согласно мнению Муджахида.
Ата передаёт, что ибн Аббас сказал: «Этот аят (2: 240) отменил обязательностьвыжидания срока идды вдовой дома у родственников мужа. Таким образом, она может выжидать срок идды где пожелает. Это и есть смысл слова Аллаха: ﴿ غ َ ي ْ ر َ إ ِ خ ْ ر َ ا ج ٍ ﴾ Без понуждения уйти. Ата сказал: «Она может при желании выжидать до окончания срока идды дома у родственников мужа на завещанные ей средства. Но если пожелает она может уйти оттуда. Это и есть смысл слова Всевышнего Аллаха: ﴿ ف َ ل ا َ ج ُ ن َ ا ح َ ع َ ل َ ي ْ ك ُ م ْ ف ِ ي م َ ا ف َ ع َ ل ْ ن َ ﴾ То на вас не будет греха за то, что они распорядятся собой. Ата продолжает: «Затем был ниспослан аят о наследстве (4: 12), который отменил проживание у родственников мужа. Она может выжидать окончания идды, где пожелает, а обязательность обеспечения её жильём была также отменена».
По поводу утверждения Ата и его последователей о том, что этот аят (2: 240) отменён аятом о наследстве (4: 12), и том, что следует завещать вдове проживание дома после истечения срока идды, то это утверждение нашло поддержку у большинства учёных. Однако по поводу утверждения, что умирающий не обязан завещать своей жене проживание в его доме на его средства на срок четыре месяца и десять ночей, то на этот счёт существуют разногласия между учёными. Так в качестве доказательства на обязательность обеспечения проживанием в доме мужа они приводят хадис, переданный Маликом в «аль-Мутте» от Кааба ибн Уджры, что Фурей‘а бинт Малик, да будет доволен ею Всевышний Аллах, рассказывала, «Что у ее мужа сбежали рабы, и он отправился на их поиски. Он настиг их, когда они были в шести милях от Медины в Тарф аль-Кудуме, и они убили его. Тогда она пришла к Посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) и попросила его разрешить ей вернуться к ее семье в род Худра, потому что муж не оставил ей ни собственного дома, ни денег. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сначала разрешил ей уехать, но затем послал за ней и спросил: «ك َ ي ْ ف َ ق ُ ل ْ ت» «Как ты сказала?» Она пересказала ему свою историю во второй раз, и он(да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «ا م ْ ك ُ ث ي ف ِ ي ب َ ي ْ ت ِ ك ِ ح َ ت ّ َ ى ي َ ب ْ ل ُ غ َ ا ل ك ِ ت َ ا ب ُ أ َ ج َ ل َ ه» «Оставайся в своем доме, пока не истечет срок». Фурей‘а сказала: «Я жила в нем еще четыре месяца и десять дней. Во время своего правления ‘Усман ибн ‘Аффан послал ко мне людей, чтобы удостовериться в этом, и я рассказала все, как есть, и он велел людям поступать таким образом [195]». Этот хадис передали Ахмад, Абу Давуд, ат-Тирмизи, ан-Насаи и Ибн Маджа, причем ат-Тирмизи, аз-Зухри, Ибн Хиббан, аль-Хаким и другие богословы назвали его достоверным.
Слово Аллаха: ﴿ و َ ل ِ ل ْ م ُ ط َ ل ّ َ ق َ ـ ا ت ِ م َ ت َ ـ ا ع ٌ ب ِ ا ل ْ م َ ع ْ ر ُ و ف ِ ح َ ق ّ ً ا ع َ ل َ ى ا ل ْ م ُ ت ّ َ ق ِ ي ن َ ﴾ Разведенных жен полагается обеспечивать разумным образом.
|