![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Четверг. Может быть, мы не заметили ту осень, которую любил ПушкинСтр 1 из 3Следующая ⇒
Может быть, мы не заметили ту осень, которую любил Пушкин. Допустим, из-за ее застенчивой краткости в этом году. А можно сказать категоричнее: такой осени не заслужили мы, вот Москва и не видела ее. Теперь уж не увидим, – сразу, наверное, к " белым мухам" перейдем. Факт налицо: не та осень! Всего лишь " облачная погода без прояснений", не более. Только к утру перестал дождь. Во дворе у серого четырехэтажного здания школы безлюдно – мокрые деревья да птичий крик... Выбежали из этого здания два пацана без пальто. Поеживаясь и оглядываясь, закурили. Выступ небольшой каменной лестницы загораживает их от ветра и от возможных наблюдателей, но только с одной стороны. А с противоположной – как раз идет человек. В очках. Сосредоточен на том, куда поставить ногу, чтобы не увязнуть в глине. В углу его рта – незажженная сигарета. Мальчики нырнули обратно в помещение. – Как думаешь, видел? – спросил один, щуплый, с мышиными зубками. Второй пожал плечами. Потом тот человек вошел в вестибюль. – Здрасте, Илья Семеныч, – сказали оба мальчугана. Щуплый счел нужным объяснить их отсутствие на уроке: – Нас за нянечкой послали, а ее нету... – А спички есть? – спросил мужчина, вытирая ноги. – Спички? Не... Мы же не курим. Мужчина прошел в учительскую раздевалку. – Надо было дать, – сказал второй мальчишка. – Он нормально спросил, как человек. Щуплый со знанием жизни возразил: – А кто его знает? С одной стороны – человек, с другой стороны – учитель... Пошли. * * * Под потолком летает обезумевшая взъерошенная ворона. От воплей, от протянутых к ней рук, от ужаса перед облавой она мечется, ударяясь о плафоны, тяжко машет старыми крыльями, пробует закрепиться на выступе классной доски, роняя перья... Там до нее легко дотянуться, и она перебирается выше, на портрет Ломоносова. Молоденькая учительница английского языка ошеломлена и напугана ужасно. Сорвали урок!.. Совсем озверели от восторга, их теперь не унять, не перекричать... Весь авторитет – коту под хвост! Ее предупреждали: как начнешь – так и сложится на годы вперед... Проблема N 1 – правильно поставить себя, заявить определенный стиль отношений... Вот она и заявила! – Швабру тащи, швабру! – А почему она не каркает? Может, немая? – Черевичкина, ты всегда завтраки таскаешь, давай сюда хлеб! – Станет она есть, жди! Сперва пусть очухается! – Наталья Сергеевна, а как по-английски ворона? – Вспомнил про английский! Вот спасибо... – Ну, как, Наталья Сергеевна? – A crow. – Эй, кр-роу, крроу, кррроу!!! – Тряпкой надо в нее! Дежурный, где тряпка? – " Какие перышки! Какой носок! И верно, ангельский..." – Ну знаешь классику, знаешь! Братцы, под лестницей белила стоят. Искупаем ее? – Сдохнет. – Крроу, крроу! И все это выкрикивается почти одновременно, и в глазах Натальи Сергеевны рябит от этих вдохновенно-хулиганских, вспотевших, хохочущих лиц! Вот уже кто-то приволок швабру, отнимают ее друг у друга... Ворона сжимается, пятится, закрывая глаза... – Хватит! Не смейте ее пугать, она живая! – вдруг кричит Наталья Сергеевна, которая другие совсем слова готовила: про потерянный человеческий облик, про вызов родителей, про строжайшие меры... У переростка Сыромятникова она силой отбирает швабру, сует ее девчонке: – Дикари вы, да? Рита, унеси швабру! Потом она встала на стул и в наступившей тишине потянулась к вороне: – Не бойся, глупенькая. Ничего мы тебе не сделаем... Восхищенно переглядываются ребята: новая англичаночка у них, оказывается, – что надо! Одному из ребят возня с вороной наскучила. Это Генка Шестопал, парень с темными недобродушными глазами, с драмой короткого роста, со скандальной – заметим к слову – репутацией. Китель расстегнут, руки в карманах, движения какие-то нервно-пружинистые. Он вышел в пустой коридор вслед за девчонкой, которая вынесла туда швабру. – Что бу-удет!.. – весело ужасаясь, сказала ему девочка про всю эту кутерьму. Она была тоненькая, светлая, зеленоглазая, ее звали Рита Черкасова. – А что будет? – меланхолически спросил Генка. – Будут метать икру, только и всего... – А кто это сделал-то? Я и н заметила, откуда она вылетела. – А зря. – Генка открыто разглядывал Риту. Другим девчонкам не под силу соперничать с ней, и она это знает, оттого и ведет себя с тем королевским достоинством, которому не приходится кричать о себе: имеющий глаза увидит и так... – Зря не заметила. Ты член бюро, с тебя будут спрашивать... Она дунула небрежно вверх, прогоняя падающую на глаза прядь волос, и хотела вернуться в класс, но Генка привалился спиной к двери. – " Что за женщина, – тихонько пропел он, – увижу и неме-е-ею... Оттого-то, понимаешь, не гляжу..." – Пусти, ну! – Если это дело будет разбираться в верхах, – проговорил Генка бесстрастно, – можешь сказать, что ворону принес я. – Ты?! Очень мило с твоей стороны, – поразилась она. – Я жутко запустила английский, два раза отказывалась, а сегодня погорела бы точно. – А моя ворона умница, она это учла, – глядя в потолок, намекнул Генка. – Ну ладно, иди, а то телохранитель твой заволнуется. – Это он произнес уже другим тоном, едким и мрачным. – Из-за тебя? – Она смерила его взглядом и вернулась в класс. Генка вздохнул и пошел за ней. ...Наталья Сергеевна, все еще стоя на стуле, подумала вслух: – Так она не пойдет на руки. Надо хлеба на книжку... Есть хлеб? – А как же! Черевичкина! – Это крикнул Костя Батищев, красивый парень в таких джинсах, какие в конце 60-x могли достать и натянуть на себя немногие... Это его Генка назвал телохранителем Риты, и она действительно немедля оказалась рядом с ним. Они и за партой сидели вместе. И вообще их роман законным образом цвел на глазах у всех. Пышнотелая Черевичкина давно держала наготове полиэтиленовый мешочек с бутербродами. Не вынимая их оттуда, она отщипнула немножко. – Вороне Главжиртрест послал кусочек сыра, – продекламировал Михейцев, большой энтузиаст нынешнего переполоха. Он вырвал у нее мешочек. – Не жмотничай, тебе фигуру надо беречь... Класс продолжал ходить ходуном. * * * По коридору шагал Илья Семенович Мельников, учитель истории, - это его мы видели, когда он входил в школу. Худощавый лобастый человек. 45 ему? 48? Серебряный чубчик. Иронический рот и близорукость придают его облику некоторую надменность. Но стоит ему снять очки - выражение глаз станет беззащитным. Он чем-то на Грибоедова похож. Мельникова остановил шум за дверью девятого " В". Пришлось заглянуть: с нового учебного года он был здесь классным руководителем. То, что он увидел, было настоящим ЧП: класс радостно сходил с ума; учительница, явно забывшись, стояла на стуле; кольцом окружали ее ребята, ни один не сидел за партой; все шесть плафонов на потолке угрожающе раскачивались; спасибо, что не все шесть – на полную амплитуду! Мельников распахнул дверь и ждал не двигаясь. Просто глядел и вникал. Они застыли на местах. Мальчишки прекратили жевать конфискованные у Черевичкиной бутерброды. Опустив голову, закрыв щеки и уши обеими руками, умирала от стыда и страха Наталья Сергеевна. Она даже со стула забыла слезть, до того оцепенела. Мельников понял, что взрослых здесь не двое, как могло показаться, а он один. Оглядываясь на него, ребята побрели к своим партам. Наталья Сергеевна, неловко натягивая подол, слезла со стула. Только теперь, когда все расступились, Мельников увидел ворону. Она, словно специально, чтобы обратить на себя его внимание, покинула ломоносовский портрет и села на шкаф для наглядных пособий. Многие прыснули. – Илья Семенович, понимаете... – краснея, начала Наталья Сергеевна, – я давала на доске новую лексику, было все хорошо, тихо... И вдруг – летит... Я не выяснила, кто ее принес, или, может быть, она сама... – Сама, сама, что за вопрос! Погреться, – насмешливо перебил Мельников, глянув на закрытые окна. – А зачем передо мной оправдываться? Класс на редкость активен, у вас с ним полный контакт, всем весело, – зачем же я буду вмешиваться? Я не буду. – Он повернулся и вышел. В классе приглушенно засмеялись, потом притихли – кто затаил азартное любопытство (теперь-то что она будет делать?!), кто – сочувствие (зря мы ее подставили... все-таки совсем еще девчонка). – А правда, что вы у него учились? – спросил Генка, с интересом наблюдавший за ней. Ответа не последовало. Прикусив губу, постояла в растерянности Наталья Сергеевна и вдруг выбежала вслед за Мельниковым. Догнала его в пустом коридоре. – Илья Семенович! – Да? – он остановился. – Зачем вы так? Илья Семеныч? Да, я виновата, я не справляюсь еще... Но вы могли бы помочь... – В чем же? Если вам нужна их любовь – тогда дело в шляпе: они, похоже, без ума от вас... А если авторитет... – А вам теперь любовь не нужна? Мельников усмехнулся. – Любовь зла. Не позволяйте им садиться себе на голову, дистанцию держите, дистанцию! Чтобы не плакать потом... А помочь не сумею: никогда не ловил ворон! Почему у нее горят щеки под его взглядом? Почему она поворачивается, как солдатик, и почти бежит, чувствуя этот взгляд спиной? В классе она, конечно, застала все то же бузотерство вокруг вороны. И – принялась держать дистанцию... С такой холодной угрозой она им сказала: " Silence! Take your places" 1), что сели они сразу и молча уставились на нее с опасливым ожиданием. Она подошла к окну, открыла первую раму... Немного замешкалась, открывая вторую: шпингалет не поддавался. – Выбросит! – вслух догадалась Рита Черкасова. – Вспугнуть бы... – прошептал мечтательно чернявый Михейцев. Англичанка стояла спиной: надо было успеть, пока она не обернулась. И, прицелившись, Костя Батищев сильно и точно запустил в ворону тряпкой. Но слишком сильно и слишком точно – так, что даже ахнули: мокрая и оттого тяжелая тряпка накрыла птицу, сбила ее и только упростила учительнице дело. Она взяла этот трепыхающийся ком – и выкинула. Стало очень тихо. Наталья Сергеевна захлопнула окно и стала быстро-быстро перебирать и перелистывать на столе свои записи... – А мне мама говорила, что птичек убивать нехорошо, – меланхолически сказал переросток Сыромятников. – Без суда и следствия, – добавил Михейцев. Не очень послушной рукой Наташа стала выписывать на доске лексику к новому тексту. Но класс не унимался. – Наталья Сергеевна, ведь четвертый же этаж! В тряпке! Зачем вы так, Наталья Сергеевна! – волновались девочки. Напрасно она пыталась вернуться к английскому, напрасно стучала по столу и повторяла: – Stop talking! Silence, please! 2) – чужой язык раздражал их, пока не выяснили кое-чего на своем. Генка, ни слова не говоря, сердито-серьезно следил за событиями. Зато острил, розовый от злости и возбуждения, его соперник Костя Батищев: – Гражданская панихида объявляется открытой... Покойница отдала жизнь делу народного образования. – Батищев, shut up! 3) – грозно сказала учительница. – А может, не разбилась? – предположил кто-то. – Я сбегаю погляжу, можно, Наталья Сергеевна? Я мигом, – вызвался Сыромятников и уже встал и пошел. – Я даже принести могу – живую или дохлую, хотите? Наташа схватила его за рукав: – Вернись! – Ты не сюда, ты Илье Семеновичу принеси, – медленно, отчетливо произнесла Рита. – Пусть он видит, какие жертвы для него делаются... Это оскорбило Наталью Сергеевну до слез, она задохнулась и скомандовала на двух языках: – Черкасова, go out! Выйди вон! Рита дунула вверх, прогоняя падающую на глаза прядь, переглянулась с Костей и неторопливо, с улыбкой, ушла. Сыромятников – вслед за ней. – Интересно, за что вы ее? – сузил глаза Костя. - Ребятки, нам подменили учительницу! У нас была чудесная веселая девушка... – Батищев, go out! Я вам не девушка! – выпалила Наталья Сергеевна под хохот мужской половины класса. – Ну все равно – женщина, я извиняюсь, – широко улыбаясь, продолжал Костя. – И вдруг – Аракчеев в юбке. – Думайте что хотите, но там, за дверью... Ве quick! 4) В знак протеста мальчишки застучали ногами, загудели... У двери Костя посулил сострадательным тоном: – Так вы скоро одна останетесь... – Пожалуйста. Я никого не держу! – окончательно сорвалась учительница, бледная, как стенка, и отвернулась к доске, чтобы выписать там остаток новых слов... Поднялся и пошел к двери Михейцев. И его сосед. И в солидарном молчании поднялось полкласса... а затем и весь класс. Уходя, Генка сказал: – " И зверье, как братьев наших меньших, никогда не бил по голове..." ...Потемнело в глазах Натальи Сергеевны. Только слух различал, как еще одна группа встает, еще ряд пустеет... Когда она открыла глаза, в классе сидела только одна перепуганная толстая Черевичкина. Ужаснулась Наташа и снова закрыла глаза. * * * Уроки кончились, школа работала в тот год в одну смену. Жизнь, правда, превращала эту одну – минимум в полторы. Вот гнется над тетрадками " словесница" Светлана Михайловна, гуляет по страницам ее толстый синий карандаш. И это, считайте, покой еще, почти досуг... Вот она подняла голову, недоуменно прислушалась: музыка... Прекрасная и печальная музыка, совсем необычная для этих стен. Светлана Михайловна заложила тетрадку карандашом и встала, любопытство повело ее наверх, в актовый зал... Она тихонько входит. В зале свет не горит и пусто. Нужно сперва освоиться с полумраком, чтобы увидеть: на сцене у рояля сидит Мельников и играет пустым стульям. При чахлом свете заоконного фонаря ему клавиатуры не видно наверняка, – и не надо, выходит? Пальцы его сами знают все наизусть? – Так вот кто этот таинственный романтик! – бархатисто засмеялась Светлана Михайловна. Мельников вздрогнул, убрал руки с клавиш. – Да нет, вы играйте, играйте, я с удовольствием вас послушаю. Я только мрака не люблю, я включу? – И зажглись все плафоны. - Вот! Совсем другое настроение... Это вы играли какую вещь? Мельников вздохнул, но ответил: – " Одинокий путешественник" Грига. Помолчали. – Да... – теперь уже вздохнула Светлана Михайловна. - Настоящую музыку понимают немногие... Она сделала паузу, ожидая, что он подхватит ее мысль, но Мельников молчал, только пальцы его изредка задевали клавиши... Продолжить пришлось самой Светлане Михайловне: – Я всегда твержу: нельзя нам замыкаться в скорлупе предмета. Надо брать шире, верно? Черпать и рядом и подальше, и где только возможно! Всесторонне. И тогда личная жизнь у многих могла бы быть богаче... Если подумать хорошенько. Мельников согласился вежливо: – Если подумать – конечно. – А кстати: почему вы не спешите домой? Не тянет? Вопрос был задан значительно, но Мельников его упростил: – Дождь. – Дождь? – переспросила она недоверчиво. – Ну да, конечно. Разговор клеился плохо. – " В нашем городе дождь..." – негромко пропела Светлана Михайловна, умудренно, с печальной лаской глядя на Мельникова. – " Он идет днем и ночью..." Одним пальцем он подыграл ей мелодию. – " Слов моих ты не ждешь... Ла-ла-ла-ла..." Вдруг все плафоны погасли. Мимо застекленной двери, за которой оставался последний из нормальных источников света, прошла нянечка с ведром. Возможно, это был с ее стороны намек: закругляйтесь, мол, с вашей лирикой... – Я ведь пела когда-то, – поспешила заговорить Светлана Михайловна. – Было такое хобби! Когда я еще в Пензе работала, меня там, представьте, для областного радио записывали: " Забытые романсы"... И четырежды дали в эфир! Где-то и теперь та бобина пылится. – Вот бы послушать, – сказал Мельников. – Вы, правда, хотите? – встрепенулась Светлана Михайловна. – А что? Допустим, на большой перемене? Школьный радиоузел не балует же нас ничем человеческим – а тут всех разом приобщил бы к романсам! Питательно же! Это он пошутил? Холодновато как-то. А может, и едко. Впрочем, она перестала понимать все его шуточки – безобидные они или обидные? Вот и сейчас, не разобрав толком, ужалил он ее или ободрить хотел, – потускнела Светлана Михайловна, сникла. От самой головоломки этой. Затем, преодолев минутную слабость, потребовала: – Дайте мне сигарету. Мельников дал сигарету, дал прикурить и спустился в зал. Сел там на один из стульев. теперь они были разделены значительным пространством. Светлана Михайловна жадно затянулась и затем спокойно через весь зал сказала: – Зря злитесь, зря расстраиваетесь... И зря играете " Одинокого пешехода". – Путешественника, – поправил он. И зачем-то перевел на английский: – " Alone traveller". – Вот-вот, – подхватила Светлана Михайловна. – Ничего ей не будет. Ее простят – и дирекция, и вы в первую очередь. Она же девочка, только начинает. Это мы с вами ничего не можем себе простить и позволить... Закрыв глаза, Мельников откинулся на спинку стула. Шумел за окнами дождь. Светлана Михайловна подошла к Мельникову. – Что с вами? – спросила она, страстно желая понять. – Почему вы стали таким? – Каким? – Мельников спросил, не открывая глаз. – Другим! Он вдруг подмигнул ей и прочитал: – Не властны мы в самих себе, Как просто сказано, обратите внимание... как спокойно... И – навсегда. – Еще бы, – осторожно поддержала Светлана Михайловна. – Классик. – Кто? Глаза ее устремились вверх, на лбу собралась гармошка морщин – ни дать ни взять, школьница у доски. – Похоже на Некрасова. Нет? Он покачал головой. Ему нравилось играть с ней, с учительницей литературы, в такие изнурительные для нее викторины. – Тю... Не Тютчев? – Холодно. – Фет? – Холодно. Это не из школьной программы. – Сдаюсь... – Баратынский. – Ну, знаете! Никто не обязан помнить всех второстепенных авторов, – раздражилась вдруг Светлана Михайловна. – Баратынский! – А его уже перевели, вы не слышали разве? Она смотрела озадаченно. – Перевели недавно, да. В первостепенные. За что он ей мстит? За что?! И она сказала, платя ему той же монетой: – Вы стали злым, безразличным и одиноким. Вы просто ушли в себя и развели там пессимизм! А вы ведь историк... Вам это неудобно с политической даже точки зрения. Вот этого ей говорить не стоило! Мельников едко усмехнулся и отрезал: – Я, Светлана Михайловна, сейчас даю историю до семнадцатого года. Так что политически тут все в порядке... Он поднялся, чужой, холодно поблескивающий стеклами очков, в черном пальто, накинутом на плечи... Она поняла, что его уже не вернешь, и мстительно спросила вслед: – Вас, очевидно, заждалась ваша мама? – Очевидно. До свидания. Хлопнула дверь. Сидит Светлана Михайловна в полутемном зале одна, слушает гулкие шаги, которые все дальше, все тише. Черт бы подрал его с этими шуточками! Учитель не имеет права на них! Учитель – это же ясность сама, ему противопоказана двусмысленность... Разве не так? * * * Они встретились в булочной – учитель и ученик. – Пять восемьдесят – в кондитерский, – сказал ученик кассирше. Он был интеллигентный, симпатичный – и почти совсем сухой, в то время как на улице наяривал ливень, отвесный, как стена. – Двадцать две – хлеб, – сказал Мельников. И тут парень, отошедший с чеком, заметил его. – Илья Семенович! – Виноват... – Дождь сделал непрозрачными мельниковские очки. Пришлось их снять. – Боря Рудницкий, если не ошибаюсь? – Так точно! Вот это встреча!.. Дальнейшее происходило в кабине серой " Волги". Борис сидел с шофером, Мельников – сзади, засовывая хлеб в портфель. – Ну вот... так-то веселей, чем мокнуть. Приказывайте, Илья Семенович, куда вам? – Хотелось бы домой, на старый Арбат, там переулок... – Отлично. Толик, слыхал? – обратился Борис к шоферу; тот кивнул и дал газ. – Все там же живете, все там же работаете... – с тепловатой грустью не то спросил Мельникова, не то констатировал Борис. – Да. Боря, а что означает сия машина? – В тоне Мельникова благожелательное удивление. – Как что? – засмеялся Борис. – Простую вещь означает: что в моем департаменте о ценных кадрах заботятся лучше, чем у вас... Мне, например, уже тогда было обидно, что такой человек, как вы, распыляет себя в средней школе... месит грязь, рискует в гололед... Не только несправедливо, но и нерентабельно для общества! С гораздо более высоким КПД вас можно использовать... Борис говорил это с тем особым дальновидным юмором, который амортизирует резкость любых суждений и не позволяет придраться к ним... – Расскажи о себе, – переключил его Мельников. – А что я? Я в порядке, Илья Семенович, жалоб нет. – Женат? – Свободен. – юмор Бориса утратил долю своей естественности. - Да, кстати, ведь там у вас обосновалась одна наша общая знакомая?... Как она? – Рано судить, – с заминкой ответил Мельников. – Есть свои трудности, но у кого их нет? – Так ведь она обожает их, трудности! Настолько, что создает их искусственно. Себе-то ладно, это дело вкуса, но другим она их тоже создает... Помолчали. Мельникову хотелось спросить, что значат эти слова, но его что-то удерживало. Вдруг, разом потеряв свой " амортизирующий" юмор, бывший ученик повернулся к Мельникову и жарко заговорил: – Ну ладно: вам я скажу, вам это даже надо знать! Представьте себе невесту, которая буквально у входа в загс бормочет: " Прости меня", швыряет цветы и бежит от тебя! Бежит, как черт от ладана... Красиво? Мало того, что меня опозорили, мало того, что у моего отца был сердечный приступ, так еще сорвалась моя командировка в Англию. На год командировочка! Сами знаете, как они любят посылать неженатых! Да еще в страны НАТО! Про свои чувства я уж и не говорю... Летели в окнах дрожащие, обгоняющие друг друга огни... Чтобы закруглить эту тему без надсады и зла, Борис сказал: – А вообще-то все к лучшему. Знаете такую песенку? – В жизни всему уделяется место, Огни, огни... Лиц мы не видим. – Или я неправ? – Прав, Боря, прав... Здесь можно остановить? – Так ведь еще не ваш переулок... я ж помню его! – А неважно, я дворами – короче... Спасибо. Мне еще в аптеку... – А вот и она, – сказал шофер Толик. – Благодарю... Прав ты, Боря, в том, что мой КПД – он и впрямь мог быть существенно выше... Хлопнула дверца. " Волга" сначала медленно, словно недоумевая, сопровождала Мельникова, идущего по тротуару, а затем рванула вперед. * * * Он ел без всякого интереса к пище, наугад тыкая вилкой и глядя в " Известия". Его мать – старуха строгая, с породистым одутловатым лицом и умными глазами – сидела в кресле и смотрела, как он ест. Вздрагивающей ладонью она поглаживала по голове бронзовый бюстик какого-то древнего грека – Демосфена? Демокрита? Геродота? - словом, кого-то из них. – Кто-нибудь звонил? – поинтересовался Мельников. – Звонили... – Полина Андреевна не оживилась от вопроса. – Кто же? – Зрители. – Кто-кто? – переспросил Мельников. – Зрители кинотеатра " Художественный" – терпеливо объяснила мать. – Спрашивали, что идет, когда идет, когда бронь будут давать... У них 291-96, а у нас 241-96... вот и сцепились. – Ну, это поправимо. – А зачем поправлять? Не надо! Человеческие голоса услышу, сама язык развяжу... а то я уж людскую речь стала забывать! Мельников засмеялся, покрутил головой. – Мама! А если баню начнут спрашивать? Или Святейший Синод? Старуха, не обратив внимания на эту издевку (над кем и над чем, спрашивается?), продолжала свое: – Тебе не повезло. Тебе очень не повезло: в свои 76 лет твоя мать еще не онемела... Она еще, старая грымза, хочет новости знать – о том, о сем... Вот ведь незадача! Ей интересно, о чем сын думает, как работа у него, как дети слушаются... С ней бы, с чертовой перечницей, поговорить полчаса – так ей бы на неделю хватило... всё-ё бы жевала... – Мама, но там не театр, там обычные будни. Я не знаю, что рассказывать, ей-богу... – Он честно попытался вспомнить. – Говорил я тебе, что к нам пришла работать Горелова? Моя ученица, помнишь, нет? Наташа Горелова, выпуск семилетней давности... Бывала она здесь... Полина Андреевна просияла и повернулась к сыну всем корпусом: – Ну как же. У неё роман был с этим... – С Борей Рудницким. Ну вот тебе и все новости. – Мельников направился в свою комнату. – Нет, еще одна: сегодня ей сорвали урок... Теперь он у себя. Здесь властвуют книги. Верхние стеллажи – под самым потолком. Это не нынешние подписные собрания сочинений со знакомыми всем корешками, – нет, у этой библиотеки еще довоенный базис, старые издания – в большинстве. На стене одна репродукция – с известной картины " Что есть истина? " Николая Ге. Диспут Понтия Пилата с Христом: для римского прокуратора Иудеи в слове " истина" – труха, но Сын Божий, хоть и близок к мукам Голгофы, а слова этого уступать не намерен... Старенькое пианино с канделябрами, диван, рабочий стол. На столе, в сочетании, понятном одному хозяину, лежат том Шиллера, книжка из серии " Библиотека современной фантастики" и давно сделавшийся библиографической редкостью (а некогда еще и способный схлопотать своему владельцу беду!) журнал " Каторга и ссылка"... Илья Семенович расслабил узел галстука, повалился на диван, взял одну из этих книг. Но нет, не читалось ему... Глядя поверх страницы, он думал, курил и, наконец, до чего-то додумавшись, резко поднялся, чтобы забрать от мамы к себе переносной телефонный аппарат. Когда он, путаясь в длинном перекрученном шнуре, направился к себе, Полина Андреевна весело окликнула его: – Слушай, а привел бы ты ее к нам! Ведь будет же что вспомнить... – Например? – Ну как же. Например, как ты сам жаловался, что ее глазищи мешают тебе работать?.. Как уставятся молитвенно... – Мама! – Что? Или я сочиняю! Это что-нибудь да значило, а? Уж не знаю, куда глядел этот ее парень... – Будет, мама, ты увлеклась, – перебил Мельников, рассерженно недоумевая (о чем это она?! что за бред!), и, потянув за собой телефонный шнур, ушел к себе, заперся. – Нет, обязательно приведи! – в закрытую дверь сказала Полина Андреевна. – Скажи, я пригласила... Разговор этот, похоже, взбесил Мельникова. Он лежал и смотрел на телефон, стоящий на полу, как на заклятого врага. Отвернется в книгу. Потом посмотрит опять... Пресек наконец сомнения, набрал номер. – Алло? Алло? – неразборчивым клекотом ответила трубка. Мельников, после нелепо долгой паузы, спросил: – Скажите, что у вас сегодня?.. Это кинотеатр?.. Нет... Странно... Он надавил ребром ладони на рычажки, стукнул себя чувствительно трубкой по лбу. Тот же номер набрал снова. – Наталья Сергеевна, извините, это я пошутил по-дурацки... От неловкости – в нелепость! Мельников говорит... Дело вот в чем... Я видел, как вы уходили зареванная... Это вы напрасно, честное слово. Если из-за каждой ощипанной вороны... Но трубка остудила его порыв какой-то короткой фразой. – Ах, сами... Ну добро. Добро. Извините. Он сидит с закрытыми глазами. Резко обозначена впадина на щеке.
|