Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Пятница. Первый утренний звонок в 8.20 дается для проверки общей готовности
Первый утренний звонок в 8.20 дается для проверки общей готовности. На него не обращают внимания. Учительская гудит от разговоров, легко подключая к ним вновь прибывших, тем более что темы поминутно меняются. Кто-то между делом спешит допроверить тетради: на них вечно не хватает времени... – Вчера, представляете, просыпаюсь в час ночи не на своей подушке... – Да что вы? Это интересно... – Ну вас, Игорь Степанович!.. Просыпаюсь я головой на тетрадке, свет в глаза... проверяла, проверяла – и свалилась! – Аллочка, имейте совесть! – так обращались время от времени к химичке Алле Борисовне, которая могла висеть на телефоне все внеурочное время. Она роняла в трубку какие-то междометия, томно поддакивала, скрывая предмет своего разговора, и это особенно злило учителей. – Угу... Угу... Угу... – протяжно, в нос произносит Аллочка. - Угу... Кисленьких... Угу... Как всегда... Угу... Грамм двести – триста. Светлана Михайловна говорила с Наташей грубовато-ласково: – Ну что такое стряслось? Нет, ты плечами не пожимай, ты мне глаза покажи... Вот так. Не обижаешься, что я говорю " ты"? – Нет, конечно. – Еще бы! Здесь теперь твой дом – отсюда вышла, сюда и пришла, так что обособляться некрасиво... – Я не обособляюсь. – Вот и правильно! Раиса Пална, а вы что ищете? – Транспортир – большой, деревянный. – На шкафу... Мельников говорил в углу со старичком-географом, который постоянно имел всклокоченный вид, оттого что его бороденка росла принципиально криво. Илья Семенович возвращал ему какую-то книгу и ругал ее: – Это, знаете, литература для парикмахерской, пока сидишь в очереди. Он же не дал себе труда разобраться: почему его герой пришел к религии? И почему ушел от нее? Для кого-то это вопрос вопросов, – для меня, к примеру... А здесь это эффектный ход!.. Старичок географ смущенно моргал, словно сам был автором ругаемой книжки. Мельников замолчал. До него донесся сетующий насморочный голос учительницы начальных классов: – И все время на себя любуются! Крохотули такие, а уже искокетничались все... Им говоришь: не ложите зеркальце в парту! Его вообще сюда таскать запрещается. – Ложат, будто не слышали... Вчера даже овальное, на ручке ложили – представляете? – Послушайте... нельзя же так! Говорившая обернулась и уставилась на Мельникова, как и все остальные. Чем это он рассержен так? – Я вам, вам говорю. Вы учитель, черт возьми, или... – Вы – мне? – опешила женщина. – " Ложить " – нет такого глагола. То есть на рынке-то есть, а для нас с вами – нету! Голубушка, Таисия Николаевна, как не знать этого? Не бережете свой авторитет, так пощадите чужие уши!.. Его минутная ярость явно перекрывала повод к ней. Он и сам это почувствовал, отвернулся, уже жалея, что ввязался. Учительница начальных классов издала горлом булькающий сдавленный звук и быстро вышла... Светлана Михайловна – за ней: – Таисия Николаевна! Ну зачем, золотко, так расстраиваться?.. Потом была пауза, а за ней – торопливая разноголосица: – Время, товарищи, время! – Товарищи, где шестой " А"? – Шестой " А" смотрит на вас, уважаемая... (речь шла о классном журнале). – Лидия Иванна, ключ от физики у вас? – Там открыто. Только я умоляю, чтобы ничего не трогали... Вчера мне чуть не сорвали лабораторную... Светлана Михайловна вернулась взбудораженная, красная, сама не своя. Перекрыв все голоса, она объявила Мельникову: – Вот, Илья Семенович, в чужом-то глазу мы и соломинку видим... Весь ваш класс не явился на занятия. В раздевалку они не сдали ни одного пальто, через минуту второй звонок, а их никто не видел... Поздравляю. Стало тихо в учительской. У Ивана Антоновича, у географа, что- то с грохотом посыпалось из портфеля, куда он засовывал книжку. Оказывается, он яблоками отоварился спозаранок и – без пакета... – Я так и знала, что без Анны Львовны что-нибудь случится, – добавила Светлана Михайловна, ища взглядом Мельникова и – странное дело! – не находя. Отгороженный столом, Илья Семенович сидел на корточках и помогал старику собрать его несчастные яблоки (на глаз можно было определить, что – кислятина!). Они вдвоем возились там – " история с географией", а учителя саркастически улыбались. – Чей у них должен быть урок? – спросил Мельников; он показался без очков над столом. – Мой, – объявила Наташа. И ножка ее отфутболила к Мельникову запылённое яблоко. * * * Мельников осматривался, стоя без пальто у дверей школы. Двор был пуст. Кувыркались на ветру прелые листья, качались молоденькие оголенные деревца. С развевающимся шарфом Илья Семенович пошел вдоль здания. С тыльной стороны пристраивали к школе мастерские. Там был строительный беспорядок, стабильный, привычный, а потому уже уютный: доска, например, водруженная на старую трубу из котельной, образовала качели, леса и стальные тросы применялись для разных гимнастических штук; любили также пожарную лестницу... Здесь можно было переждать какую-нибудь опасность, покурить, поговорить с девчонкой – словом, свой девятый " В" Мельников не случайно обнаружил именно здесь. Его увидели. Кто-то первый дал сигнал тревоги, кто-то рванулся " делать ноги", но был остановлен... До появления Мельникова они стояли и сидели на лесах группками, а теперь все сошлись, соединились, чтобы ожидаемая кара пришлась на всех вместе и ни на кого в частности... Генка Шестопал наблюдал за событиями сверху, с пожарной лестницы; он там удобно устроился и оставался незамеченным. Мельников разглядел всю компанию. Они стояли, разлохмаченные ветром, в распахнутых пальто... Портфели их сложены на лесах. – Здравствуйте, – сказал Илья Семенович, испытывая неловкость и скуку от предстоящего объяснения. – Здрасьте... – Они старались не смотреть на него. – Бастуем, следовательно? Они молчали. – Какие же лозунги? Сыромятников выступил вперед. Если лидер – он, поздравить этих архаровцев не с чем... – Мы, Илья Семенович, знаете за что выступаем? За уважение прав личности! И многие загудели одобрительно, хотя и посмеиваясь. Сыромятников округлил свои глазки, неплохо умеющие играть в наив. Столь глубокие формулировки удавались ему не часто, и он осмелел. – Надо, Илья Семенович, англичаночку призвать к порядку. Грубит. Поглядел Мельников на длинное обиженное лицо этого верзилы – и не выдержал, рассмеялся. Костя Батищев перекинулся взглядом с Ритой и отодвинул Сыромятникова. – Скажи, Батя, скажи... – зашептали ему. Костя заговорил, не вынимая рук из косых карманов своей замечательной теплой куртки: – Дело вот в чем. Сперва Наталья Сергеевна относилась к нам очень душевно... – За это вы сорвали ей урок, – вставил Мельников. – Разрешите я скажу свою мысль до конца, – самолюбиво возразил Костя. – Прежде всего вернемся в помещение. Я вышел, как видите, без пальто, а у меня радикулит... Ребята посмотрели на Костю; он покачивал головой; явно ощущал красивый этот парень свою власть и над ними и над этим стареющим продрогшим очкариком... – А вы идите греться, Илья Семенович, – позволил Батищев с дружелюбным юмором. – Не рискуйте, зачем? А мы придем на следующий урок. – Демидова, ты комсорг. Почему ж командует Батищев? – не глядя на Костю, спросил Мельников. Маленькая Света Демидова ответила честным взором и признанием очевидного: – Потому что у меня воля слабее. – А еще потому, что комсорг – это рабочая аристократия, - веселым тонким голосом объявил Михейцев. – Пошутили – и будет, – невыразительно уговаривал Мельников. И смотрел на свои заляпанные глиной ботинки. – А мы не шутим, Илья Семенович, – солидно и дружелюбно возразил Костя. – Мы довольно серьезно настроены.... – А если серьезно... тогда получите историческую справку! - молодеющим от гнева голосом сказал учитель. – Когда-то русское общество было потрясено тем, что петрашевцев к " высшей мере" приговорили – кружок, где молодой Достоевский был... где всего лишь читали социалиста Фурье, а заодно и знаменитое Письмо Белинского к Гоголю. И за это – гражданский позор на площади... надлом шпаги над головой... потом на эту голову – мешок... и тут должен был следовать расстрел! В последний миг заменили, слава Богу, острогом. Такая аналогия смутила ребят. Не сокрушила, нет, а именно смутила. До некоторой степени. А Мельникову показалось, что лекция его до абсурда неуместна здесь... что ребятам неловко за него! – И что... помогали они? Ихние забастовки? – трусливо вобрал Сыромятников голову в плечи. Ответа не последовало. – Предлагаю " не удлинять плохое", как говорили древние. Не слишком это порядочно – сводить счеты с женщиной, у которой сдали нервы. А? – Илья Семенович оглядел их всех еще раз и повернулся, чтобы уйти восвояси: аргументы он исчерпал, а если они не сработали, сцена становилась глупой. Но тут он увидел бегущую сюда Наташу. Ребята насторожились, переглянулись: теперь учителей двое, они будут снимать стружку основательнее, злее... За ворону, за срыв уроков вчера и сегодня, за все... Наталья Сергеевна была, как и Мельников, без пальто, но не мерзла – от возбуждения. Блестя сухими глазами, она сказала легко, точно выдохнула: – Я хочу сказать... Вы простите меня, ребята. Я была неправа! И – девятый " В" дрогнул: в школе тех лет нечасто слышали такое от учителей, не заведено было. Произошло замешательство. – Да что вы, Наталья Сергеевна! – хором заговорили девочки, светлея и сконфуживаясь. – Да что вы... – заворчали себе под нос мальчишки. – Нет, вы тоже свинтусы порядочные, конечно, но и я виновата... Срывающийся голос откуда-то сверху сказал взволнованно: – Это я виноват! Ворона-то – моя... Все задрали головы и увидели забытого наверху Генку. Он еще что-то пытался сказать, спускаясь с лестницы, но все потонуло во взрыве смеха по его адресу. Обрадовался разрядке девятый " В"!.. – А я на Сыромятникова подумала! – Что вы, Наталья Сергеевна, я ж по крупному рогатому скоту! ...Мельников, стоя спиной к ним, завязывал шнурок на ботинке и горевал о том, что сполна избавиться теперь от жидкой глины, на обувь налипшей, получится только дома; а как в этом виде на уроки являться? Ветер трепал его шарф и волосы. У него было такое чувство – неразумное, конечно, но противное, – будто вся компания смеется над ним. И Наташа тоже. * * * Потом урок английского шел своим чередом. Зная, что они похитили у Натальи Сергеевны уйму времени, ребята старались компенсировать это утроенным вниманием и активностью. – What is the English for 5)... ехать верхом? – спрашивала звонко Наташа. В приливе симпатии к ней поднимался лес рук. Все почему-то знали, как будет " ехать верхом"! – To ride-rode-ridden! – бодро рапортовал Сыромятников. Даже он знал! Но тут вошла в класс Светлана Михайловна. Все встали. – Ах, все-таки пожаловали? – удивленно сказала она. – Извините, Наталья Сергеевна. Я подумала, что надо все-таки разобраться. В чем дело? Кому вы объявили бойкот? Садитесь, садитесь. Воспользовались тем, что завуч бюллетенит, что учительница молодая... так? – Она ходила по рядам. – Только не нужно скрытничать. Никто не собирается пугать вас административными мерами. Я просто хочу, чтобы мы откровенно, по-человечески поговорили: как это вас угораздило – не прийти на урок? Чья идея? Молчит 9-ый " В" в досаде и унынии: опять двадцать пять! – Так мы уже все выяснили! – сказал Батищев. – Наталья Сергеевна сама знает, – подхватила Света Демидова. – Да... у нас уже все в порядке, Светлана Михайловна, - подтвердила Наталья Сергеевна. – О... Так у вас, значит, свои секреты, свои отношения... – Светлана Михайловна улыбалась ревниво. – Ну-ну. Не буду мешать. По классу облегченный вздох прошелестел, когда она вышла. * * * Школьная нянечка, тетя Граня, выступала в роли гида: показывала исторический кабинет трем благоговейно притихшим первоклассникам. – Вишь, как давно напечатано. – Она подвела их к застекленному стенду с фотокопиями " Колокола", " Искры" и пожелтевшим траурным номером " Правды" от 22 января 1924 года. – Ваших родителей, не только что вас, еще не было на свете... Вот ту газету читали тайно, за это царь сажал людей в тюрьму! – Или в концлагерь, – компетентно добавил один из малышей. – Ишь ты! Не, до этого уже после додумались... А ну, по чтению у кого пятерка? – У него, – сказали в один голос две девочки, – у Скороговорова! – Ну, Скороговоров, читай стишок. Она показывала на изречение, исполненное плакатным пером:
Шестилетний Скороговоров, красный от усилий и от общего внимания, громко прочел два слова, а дальше затруднился. Тут вошел Мельников. – Это, Илья Семеныч, из первого " А" малышня, – спокойно ответила на его недоумение тетя Граня. – У них учительница вдруг заболела и ушла, а что им делать – не сказала. Вот мы и сделали посещение... А трогать ничего не трогали. – Ну-ну, – неопределенно сказал Мельников и подошел к окну. Внезапно он понял что-то... – А как зовут вашу учительницу? – спросил он у малышей. – Таисия Николаевна! – ответил Скороговоров. А одна из девочек сказала, переживая: – На арифметике она все плакать хотела. А второго урока уже не было. Мельников понял: да, та самая, которую он унизил за вульгарный глагол... " Ложат зеркало в парту"... Господи, а как надо было? Ясно одно: не так, как он. Иначе! – Илья Семеныч, а вот как им объяснить, таким клопам, выражение " вещим оком"? Сама-то понимаю, а сказать... Рассеянный, печальный, Мельников не сразу понял, чего от него хотят. Взгляд тети Грани приглашал к плакату. – Ну, вещим – пророческим, значит. Сверхпроницательным... Первоклассники смотрели на него, мигая. – Спасибо вам, – Граня поджала губы и заторопила детей: – Пошли в химию, не будем мешаться... * * * ...Эта комната фактически принадлежала ему, Мельникову. Ничего тут особенного: карты на стенах. Два-три изречения. Вместительный книжный шкаф – там сочинения Герцена, Ключевского, Соловьева, Тарле... Плюс избранное из классиков марксизма, конечно (Илья Семенович был в особом контакте с ранним Марксом, с молодым...). Доска тут – но не школьная, а лекционная, поменьше. Илья Семенович провел пальцами по книжным корешкам. Поднял с пола кнопку и пришпилил свисавший угол карты... Потом взял мелок и принялся рисовать на доске что-то несуразное. Он оклеветал самого себя: сначала вышел нос с горбинкой, потом его оседлали очки, из-под них глянули колючие глаза... Вот очерк надменного рта, а сверху, на черепе, посажен белый чубчик, похожий на язык пламени... Все преувеличено, все гротеск, а сходство схвачено, и еще как остро! Мельников подумал и туловище нарисовал...птичье! Отошел, поглядел критически – и добавил кольцо, такое, как в клетке с попугаем. Теперь замысел прояснился: тов. Мельников – попугай. Но Илья Семенович был недоволен. Туловище он стер и на сей раз несуетливыми, плавными штрихами любовно обратил себя в верблюда! И опять ему показалось, что это не то... И не дилетантская техника рисунка смущала его, а существо дела: это шел " поиск себя"... * * * На доске были написаны темы: 1. Образ Катерины в драме Островского " Гроза". Девятый " В" писал сочинение. Светлана Михайловна бесшумно ходила по рядам, заглядывала в работы, давала советы. Иногда ее спрашивали: – А к " счастью" эпиграф обязательно? – Желательно. – А выйти можно? – Только поживей. Одна нога там, другая – тут... Генка Шестопал вертелся и нервничал. У него было написано: " Счастье – это, по-моему..." Определение не давалось. Он глядел на Риту, на прядку, свисающую ей на глаза, на ожесточение, с которым Рита дула вверх, чтобы эту прядку прогнать, и встряхивала авторучкой, чтобы не кончались чернила... Генка смотрел на нее, и, в общем, идея счастья казалась ему ясной, как день, но на бумагу перенести ее было почему-то невозможно... Светлана Михайловна остановилась перед ним: – И долго мы будем вертеться? Генка молчал, насупившись. – Ну, соберись, соберись! – бодро сказала учительница и взъерошила Генкины волосы. – Знаешь, почему не пишется? Потому что туман в голове, сумбур... Кто ясно мыслит, тот ясно излагает!.. ...И снова рабочая тишина. * * * Была большая перемена. Младшие ребята гоняли из конца в конец коридора, вклиниваясь в благопристойные ряды старшеклассников, то прячась за ними, то чуть не сбивая их с ног... Школьный радиоузел вещал: "...Вымпел за первое место по самообслуживанию среди восьмых классов получил восьмой " Б", за дежурство по школе – восьмой " Г". Второе и третье места поделили..." Мельников стоял, соображая с усилием, куда ему надо идти. Подошла Наташа. – Что с вами? У вас такое лицо... – Какое? – Чужое. – Это для конспирации. Наташа спросила, чтоб растормошить его: – Да, мы не доспорили: так как насчет " дистанции", Илья Семеныч? Держать ее... или как? Мельников ответил серьезно, не сразу: – Не знаю. Я, Наталья Сергеевна, больше вам не учитель. – Вижу! – огорченно и дерзко вырвалось у нее. Помолчали. – Где же наши? – Наташа оглядывалась и не находила никого из 9-го " В". – Пишут сочинение. У меня отобрали под это урок. – Вам жалко? – Жалко, что не два. Слова были сухие и ломкие, как солома. – Пойдемте посмотрим, – предложила Наташа, и Мельников пожал плечами, но пошел за ней к двери 9-го " В" – по инерции, что ли... Наташа заглянула в щель: – " Мое представление о счастье"... Надо же! Нам Светлана Михайловна таких тем не давала, мы писали все больше про " типичных представителей"... А физиономии-то какие: серьезные, одухотворенные... Слышит ли он ее? О чем думает? – А Сыромятников списывает! – углядела Наташа. – Чужое счастье ворует... – Это будет перед вами изо дня в день, налюбуетесь, – отозвался Мельников. Гудела, бурлила, смеялась большая перемена. Ребячья толкотня напоминала " броуново движение", как его рисовали в учебнике Перышкина. – Не понимаю, как они пишут такую тему, – вздохнула Наташа. – Это ж невозможно объяснить – счастье! Все равно что прикнопить к бумаге солнечный зайчик... – Никаких зайчиков. Все напишут, что счастье в труде, в борьбе... Он был сейчас похож на праздного, постороннего в школе человека. Что это – позиция? Поза? Тоска? Открылась дверь, выглянула Светлана Михайловна. Дверью она отгородила от себя Наташу, видела одного Мельникова. – Может быть, зайдете? – предлагает она. Но, перехватив его взгляд, оборачивается: ах, вот что! Воркуете? Но нельзя ли подальше отсюда, здесь работа идет, сказал ее взгляд. Резко закрылась за ней дверь. Прозвенел звонок. – У меня урок, – говорит Наташа. – А я свободен, – с шалой усмешкой, с вызовом даже отвечает Мельников, словно он неприкаянный, но гордый люмпен, а она – уныло-старательный клерк. И они разошлись. * * * Девятый " В" писал сочинение второй урок подряд, не разогнувшись и в перемену. Молча протянула Светлане Михайловне свои листки Надя Огарышева, смуглая тихоня. Генка взял себя в руки и дописал наконец первую фразу: " Счастье – это, по-моему, когда тебя понимают". Когда он поднял голову, Светлана Михайловна растерянно глядела в сочинение Огарышевой. – Надюша... золотце мое самоварное! Ты понимаешь, что ты понаписала, а? Ты себе отчет отдаешь? – Она сконфуженно, натянуто улыбалась, глядя то в листки, то на ученицу, а в глазах у нее была паника. – Я всегда за искренность, ты знаешь... потому и предложила вам такую тему! Но что это за мечты в твоем возрасте, ты раскинь мозгами-то... – Я, Светлана Михайловна... думала... что вы... – Надя Огарышева стоит с искаженным лицом, наматывает на палец колечко волос и выпаливает наконец: – Я дура, Светлана Михайловна! Ой, какая же я дура... – Это печально, но все-таки лучше, чем испорченность. - Светлана Михайловна говорила уже мягче: девочка и так себя казнит... Класс с интересом следил за разговором, почти все оторвались от своей писанины. – А чего ты написала, Надь? – простодушно спрашивает Черевичкина. – Ну, не хватало только зачитывать это вслух! – всплеснула руками Светлана Михайловна и строго окинула взглядом растревоженный класс: – В чем дело, друзья? Почему не работаем? – А почему не прочесть? – напирал Михейцев. – А вдруг мы все, вроде Огарышевой, неправильно пишем? – Успокойся, тебе такое в голову не придет... Понятно, что такие слова только подогрели всеобщую любознательность... Даже сквозь смуглоту Надиной кожи проступила бледность. Она вдруг сказала: – Отдайте мое сочинение, Светлана Михайловна. – Вот правильно! Возьми и порви, я тебе разрешаю. И попробуй написать о Катерине, может быть, успеешь... И никогда больше не пиши такого, что тебе самой же будет стыдно прочесть! – А мне не стыдно, Светлана Михайловна. Я прочту! – Ты... соображаешь?! – всплеснула руками Светлана Михайловна. – В классе мальчики! – Но если вам можно знать, то им и подавно, – объявила Рита. Класс поддержал ее дружно и громко. – Замолчите! Отдай листки, Огарышева! – Не отдам, – твердо сказала Надя. – Ну хорошо же... Пеняй на себя! Делайте что хотите! - обессилев, сказала Светлана Михайловна и, высоко подняв плечи, отошла в угол класса... – Молчишь? Нет, теперь уж читай! Повадился мельниковский класс срывать уроки! Сейчас это выражалось в демонстративном внимании, с каким они развесили уши... Надя Огарышева читала крамольное сочинение срывающимся голосом, без интонаций: – "...Если говорить о счастье, то искренно, чтобы шло не от головы. У нас многие стесняются написать про любовь, хотя про нее думает любая девчонка, даже самая несимпатичная, которая уже не надеется. А надеяться, по-моему, надо!.." Тишина стояла такая, что даже Сыромятников, который скалился своей лошадиной улыбкой, вслух засмеяться не рисковал. Девчонки – те вообще открыли рты... – " Я, например, хочу встретить такого человека, который любил бы детей, потому что без них женщина не может быть по-настоящему счастливой. Если не будет войны, я хотела бы иметь двоих мальчиков и двоих девочек..." Сыромятников не удержался и свистнул в этом месте, за что получил книгой по голове от коротышки Светы Демидовой. Надя продолжала, предварительно упрямо повторив: – "...двоих мальчиков и двоих девочек! Тогда до конца жизни никто из них не почувствует себя одиноким, старшие будут оберегать маленьких, вот и будет в доме счастье. Когда в последнее время я слышу плохие новости или чье-нибудь нытье, то думаю: но не закрываются же роддома, действут, – значит, любовь случается и нередко, а это значит, что грешно клеветать на жизнь, грешно и глупо! Вспоминается, как светилась от радости Наташа Ростова, когда она, непричесанная, в халате, забывшая о приличиях высшего света, выносит гостям пеленку – показать, что у маленького желудок наладился... Здесь Толстой влюблен в жизнь и в образ матери! Кстати, именно на этих страницах я поняла, что Толстой - окончательный гений! " Светлане Михайловне демонстративно весело стало: – Ну слава Богу! А мы все нервничали: когда же Огарышева окончательно признает Толстого?! А Надя пропустила издевку мимо ушей и сказала последнюю фразу: – Я ничего не писала о труде. Но разве у матерей мало работы? Класс молчал. Надя стояла у своей второй парты с листками и глядела не на товарищей, а в окно, и все мотала на палец колечко волос... – Ну и что? – громко и весело спросил учительницу Генка. И весь девятый " В" подхватил, зашумел – облегченно и бурно: – А действительно, ну и что? Чем это неправильно? – Ну, знаете! – только и сумела сказать Светлана Михайловна. Куда-то подевались все ее аргументы... Она могла быть сколь угодно твердой до и после этой минуты, но сейчас, когда они все орали " ну и что? ", Светлана Михайловна, вдруг утратив позицию, почувствовала себя ужасно, словно стояла в классе голая... А Костя Батищев нашел, чем ее успокоить: – Зря вы разволновались, Светлана Михайловна: она ведь собирается заиметь детей от законного мужа, от своего – не чужого! – А ну хватит! – кричит Светлана Михайловна и ударяет изо всех сил ладонью по столу. – Край света, а не класс... Ни стыда, ни совести! Потом у нее наверняка болела ладонь... * * * Дверь кабинета истории приоткрыла немолодая женщина в платке и пальто, с пугливо-внимательным взглядом. – Разрешите, Илья Семенович? – Входите... Женщина боком вошла, подала ему сухую негибкую руку: – Здравствуйте... – Напрасно вы ходите, товарищ Левикова, честное слово. – Почему... напрасно? – Она присела и вынула платок. – Я уж не просто так, я с работы отпрашиваюсь... – Не плакать надо передо мной, а больше заниматься сыном. – Но вчера-то, вчера-то вы его опять вызывали? В дверь заглянула Наташа: – Илья Семенович... Извините, вы заняты? Он покосился и жестом предложил ей сесть, не ответив. – Я только две минуточки! – жалобно обратилась родительница теперь уже к Наташе. Та смущенно посмотрела на Мельникова, села поодаль. – Я говорю, вчера-то вы опять его вызывали... – Вызывал, да. И он сообщил нам, что Герцен уехал за границу готовить Великую Октябрьскую революцию. Вместе с Марксом. Понимаете – Герцен! Это не укладывается ни в одну отметку. – Вова! – громко позвала женщина. Вова, оказывается, был тут же, за дверью. Он вошел, морща нос и поводя белесыми глазами по сторонам. Левикова вдруг дала ему подзатыльник. – Чего дерешься-то? – хрипло спросил Вова; он, конечно, ожидал этого, но попозже; он недопонял, почему сразу, уже на входе... – Ступай домой, олух, – скорбно сказала ему мать. – Дома я тебе еще не такую революцию сделаю... И заграницу... – Это не метод! – горячо сказала Наташа, когда Вова вышел, почесываясь. Левикова поглядела на нее, скривила губы и не сказала ничего. Обратившись к Мельникову, ее лицо опять стало пугливо- внимательным. И все время был наготове носовой платок. – Стало быть, как же, Илья Семенович? Нам ведь никак нельзя оставаться с единицей, я уже вам говорила... Ну, выгонят его из Дома пионеров, из ансамбля этого... И куда он пойдет? Вот вы сами подумайте... Обратно во двор? Хулиганить? Мельников испугался, что она заплачет, и перебил, с закрытыми глазами откинувшись на спинку стула: – Да не поставил я единицу! " Три" у него. " Три"... удовлетворительно.... – Вот спасибо-то! – встала, всплеснув руками, женщина. – Да нельзя за это благодарить, стыдно! Вы мне лишний раз напоминаете, что я лгу ради вас, – взмолился Илья Семенович. – Не ради меня, нет... – начала было Левикова, но он опять ее перебил: – Ну во всяком случае, не ради того, чтобы Вова плясал в этом ансамбле... Ему не ноги упражнять надо, а память и речь, и вы это знаете! Уже стоя в дверях, Левикова снова посмотрела на Наташу, на ее ладный импортный костюмчик, и недобрый огонь засветился в ее взгляде. Она вдруг стала выкрикивать, сводя с кем-то старые и грозные счеты; такой страсти никак нельзя было в ней предположить по ее первоначальной пугливости: – Память? Память – это верно, плохая... И речь... А вы бы спросили, почему это? Может, у него отец... потомственный алкоголик? Может, парень до полутора лет головку не держал, и все говорили, что не выживет? До сих пор во дворе доходягой дразнят! Слезы сдавили ей горло, и она закрыла рот, устыдившись и испугавшись собственных слов. – Извините. Не виноваты вы... И которая по русскому – тоже говорит: память... и по физике... И Левикова вышла. Молчание. Наташе показалось, что угрюмая работа мысли, которая читалась в глазах Мельникова, не приведет сейчас ни к чему хорошему. Поэтому с искусственной бодростью сказала: – А я вот за этой партой сидела!.. Он озадаченно поглядел на стол, на нее... – Извините меня, Наташа. Он вышел из кабинета истории... * * * ...и рванул дверь директорского кабинета. Директор, Николай Борисович, собирался уходить. Он был уже в плаще и надевал шляпу, когда появился Мельников. – Ты что хотел? – спросил директор, небрежно прибирая на своем столе. – Уйти в отпуск. – Мельников опустился н стул. – Что? – Николай Борисович тоже сел – просто от неожиданности. – Как в отпуск? Когда? – Сейчас. – В начале года? Да что с тобой? – Николая Борисовича даже развеселило такое чудачество. – Я, видимо, нездоров... – Печень? – сочувственно спросил директор. – Печень не у меня. Это у географа, у Ивана Антоновича... – Прости. А у тебя что? – Да так...общее состояние... – Понимаю. Головокружения, упадок сил? Понимаю... – Могу я писать заявление? – Илья, а ты не хитришь? Может, диссертацию надумал кончать? – прищурился Николай Борисович. Мельников покрутил головой. – Это уже история... – А зря. Я даже хотел тебе подсказать: сейчас для твоей темы самое время! – Прекрасный отзыв о научной работе... и могучий стимул для занятий ею, – скривился Мельников и, отойдя к окну, стал смотреть во двор. Николай Борисович не обиделся, лишь втянул в себя воздух, словно заряжаясь новой порцией терпения: он знал, с кем имеет дело. – Слушай, ты витамин B-12 не пробовал? Инъекции в мягкое место? Знаешь, моей Галке исключительно помогло. И клюкву - повышает гемоглобин! И печенку – не магазинную, а с базара... – Мне нужен отпуск. Недели на три, на месяц. За свой счет. – Это не разговор, Илья Семеныч! Ты словно первый день в школе... Для отпуска в середине года требуется причина настолько серьезная, что не дай тебе бог... Директор снял шляпу и говорил сурово и озабоченно. – А если у меня как раз настолько? Кто это может установить? – Медицина, конечно. Мельников повернулся к окну. Ему видны белая стена и скат крыши другого этажа; там прыгала ворона с коркой в клюве, выискивала место для трапезы... Вот зазевалась на миг, и эту корку у нее утащили из-под носа раскричавшиеся на радостях воробьи. – Мамаша как поживает? – Спасибо. Кошечку ищет. – Что? – Кошку, говорю, хочет завести. Где их достают, на " Птичьем рынке"? Директор пожал плечами и всмотрелся в заострившийся профиль Мельникова. – Да-а... Вид у тебя, прямо скажем, для рекламы о вреде табака... – И, поглядывая на него испытующе, добавил тихо: – А знаешь, я Таню встретил... Спрашивала о тебе. Она замужем и, судя по некоторым признакам, – удачно... Мельников молчал. – Слышишь, что говорю-то? – Нет. Ты ведь меня не слышишь. Николай Борисович помолчал и отвернулся от него. Они теперь – спинами друг к другу. – А ты подумал, кем я тебя заменю? – рассердился Николай Борисович. – Замени собой. Один факультет кончали. Директор посмотрел на него саркастически. – У меня же " эластичные взгляды", я легко перестраиваюсь, для меня " свежая газета – последнее слово науки"... Твои слова? – Мои. – Мельников выдержал его взгляд. – Видишь! А ты меня допускаешь преподавать, калечить юные души... Я, брат, не знал, куда прятаться от твоего благородного гнева, житья не было, – горько сказал Николай Борисович и продолжал серьезно, искренне: – Но я тебя всегда уважал и уважаю... Только любить тебя – трудно... Извини за прямоту. Да и сам ты мало ведь кого любил, а? Ты честность свою любил, холил ее, пылинки с нее сдувал...– как-то грустно закончил он. – Ладно, не люби меня, но дай отпуск, – гнул свое Мельников. – Не дам, – жестко отрезал директор. – На тахте – оно спокойней, конечно... И честность – под подушку, чтоб не запылилась! – Про тахту – глупо: у меня бессонница. А что касается честности – да, она гигиены требует, ничего странного. Как зубы, скажем. Иначе – разрушается помаленьку и болит, ноет... Не ощущал? – Что? Зубы-то? – запутался Николай Борисович. – Да нет, уже нет... Могу дать хорошего протезиста – надо? – Ты подменил тему, Коля, – засмеялся Мельников. – Сплутовал! – Слушай, отстань! Седой мужик, пора понимать: твоими принципами не пообедаешь, не поправишь здоровья, не согреешься...– – Конечно. Это тебе – не шашлык, не витамин B-12, не грелка... Мельников прошелся по кабинету, взял с полки какое-то пособие, полистал. – Ты никогда не размышлял о великой роли бумаги? – Бумаги? – Да! Надо отдать ей должное: все выдерживает! Можно написать на ней: " На холмах Грузии лежит ночная мгла...", а можно – кляузу на соседа... Можно взять мою диссертацию, изъять один факт (один из ключевых, правда), изменить одну трактовочку – и действительно окажется, что для нее " самое время"! Да ведь противно... Души-то у нас не бумажные, Коля! И уж во всяком случае, у ребят не должны они стать бумажными! – грохотал Мельников. – Вот учебник этого года! Этого!... Николай Борисович поднял на него унылые глаза: – Да чего ты петушишься? Кто с тобой спорит? – Никто. Все согласны. Благодать!.. * * * Светлана Михайловна сидела в учительской одна, как всегда склонившись над ученическими работами. Тихо вошла Наташа, сунула классный журнал в отведенную ему щель фанерного шкафчика и присела на стул. Внимательно посмотрела на нее Светлана Михайловна. И сказала: – Хочешь посмотреть, как меня сегодня порадовали? – Она перебросила на край стола листки сочинения... Наташа прочитала и не смогла удержать восхищенной улыбки: – Интересно! – Еще бы, – с печальной язвительностью кивнула Светлана Михайловна: она ждала такой реакции. – Куда уж интересней: душевный стриптиз! – Я так не думаю. (Теперь-то уж никаких сомнений: это они работу Нади Огарышевой обсуждали...) – И не надо! Разный у нас с тобой опыт, подходы разные... принципы... – словно бы согласилась Светлана Михайловна и усмешливо подытожила: – А цель одна... Потом протянула еще один листок, где была та единственная, знакомая нам фраза (" Счастье – это когда..."). И пока Наташа вникала в нее, – ветеранша рассматривала свою бывшую ученицу со всевидящим женским пристрастием... А потом объявила: – Счастливая ты, Наташа... – Я? – Наташа усмехнулась печально. – О, да... дальше некуда... Вы знаете... – Знаю, девочка, – перебила Светлана Михайловна, словно испугавшись возможных ее откровений. И обе женщины замолчали, обе отвели глаза. А потом с грубоватой простотой Светлана Михайловна такое сказала, что пришел Наташин черед испугаться: – Только с ребеночком не затягивай, у учителей это всегда проблема. Эта скороспелка, – она взяла из Наташиных рук листочки Нади Огарышевой, – в общем-то, права, хотя не ее ума это дело. Наташа смотрела на Светлану Михайловну растерянно, земля уходила у нее из-под ног... – Да-да, – горько скривила губы та, – а то придется разбираться только в чужом счастье... И стало видно вдруг, что у нее уже дряблая кожа на шее, и что недавно она плакала, и что признания эти оплачены такой ценой, о которой Наташа не имеет понятия... – Тут оно у меня двадцати четырех сортов, на любой вкус, - показала Светлана Михайловна на сочинения. – Два Базарова, одна Катерина... А все остальное – о счастье... Тихо было в учительской и пусто. – Ты иди, – сказала Светлана Михайловна Наташе. * * * Люди, давно и близко знакомые, узнали бы невероятные вещи друг о друге, если бы могли... поменяться сновидениями! Николаю Борисовичу, директору школы, часто снилось, как в пятилетнем возрасте его покусали пчелы. Как бежал он от них, беззвучно вопя, а за ним гналась живая, яростная мочалка – почти такая же, как у Чуковского в " Мойдодыре", только ее составляли пчелы! Маленький директор бежал к маме, но попадал в свой взрослый кабинет... Там сидел весь педсовет, и вот, увидев зареванного, на глазах опухающего дошколенка, учителя начинали утешать его, дуть на укушенные места, совать апельсины и конфеты; они позвали школьную медсестру, та затеяла примочки, а Мельников будто бы говорил: – Терпи, Коленька. Спартанцы еще и не такое терпели... Рассказать тебе про спартанского царя Леонида? Не очень понятно, к чему это написалось... Не затем, во всяком случае, чтобы буквально снимать это все в кино! Тем более, что часто и справедливо сны советуют понимать наоборот. Вот и здесь перевертыш: хотя своих " пчел" и " укусов" хватало в жизни обоих, но в ту пятницу именно Мельников устал отбиваться от них. Без церемоний расхаживал он по этому начальственному кабинету, погруженный в себя и в свое раздражение. Не столько просил, сколько требовал помощи! А директор, не умея помочь, просто маялся заодно с ним. Чем поможешь в такой туманной беде? Интеллигентская она какая-то, странная, ускользающая от определений... Многие припечатали бы: с жиру бесится! Подмывает издевательски цитировать " Гамлета" и " Горе от ума"! Но Илью так не отрезвить: он легко подомнет Николая Борисовича на этом поле, выиграет по очкам. А попутно договорится до гораздо худшей, до реальной беды! Черт... Не толковать же с ним о спартанцах, в самом деле, об этих античных чемпионах выносливости? Шляпа Николая Борисовича брошена на диван, а хозяин ее – с голодухи, видимо, – настроен сейчас элегически. – Историк! – произнес он с едкой усмешкой. – Какой я историк? Я завхоз, Илья... Вот достану новое оборудование для мастерских - радуюсь. Кондиционеры выбью – горжусь! Иногда тоже так устанешь... Мало мы друг о друге думаем. Вот простая ведь: завтра – двадцать лет, как у нас работает Светлана Михайловна. Двадцать лет человек днюет и ночует здесь, вкалывает за себя и за других... Думаешь, почесался кто-нибудь, вспомнил? – Ну, так соберем по трешке... и купим ей... крокодила, - бесстрастно предложил Мельников. – У тебя даже шутки принципиальные. И ты мне с этим юмором - надоел! – сказал Николай Борисович, возобновляя свое облачение, чтобы уйти, наконец. – Вот и отлично... И дай мне отпуск. – Не дам! – заорал директор. – На три недели. А если нельзя – освобождай совсем, к чертовой матери! – Ах, вот как ты заговорил... Куда ж ты пойдешь, интересно? Крыжовник выращивать? Мемуары писать? – Пойду в музей. Экскурсоводом. – А ты что думаешь, в музеях экспонаты не меняются? Или трактовки? – Я не думаю... – Какого ж рожна... – Там меня слушают случайные люди... Раз в жизни придут и уйдут. А здесь... – Меня твои объяснения не устраивают! – А учитель, который перестал быть учителем, тебя устраивает?! – Ну-ну-ну... Как это перестал? – Очень просто. Сеет " разумное, доброе, вечное", а вырастает белена с чертополохом. – Так не бывает. Не то сеет, стало быть. Мельников неожиданно согласился: – Точно! Или вовсе не сеет, только делает вид, по инерции... А лукошко давно уж опустело... – Ну, знаешь... Давай без аллегорий. Мура это все, Илюша. Кто же у нас учитель, если не ты? И кто же ты, если не учитель? Мельников поднял на него измученные глаза и сказал тихо: – Отпусти меня, Николай! Честное слово... а? Могут, в конце концов, быть личные причины? И Николай Борисович сдался. Оттягивая узел галстука вниз, он выругался и крикнул: – Пиши свое заявление... Ступай в отпуск, в музей... в цирк! Куда угодно... Мельников, ссутулясь, вышел из кабинета – и увидел Наташу. Она сидела в маленькой полуприемной-полуканцелярии и ждала. Кого? Вслед за Мельниковым, еще ничего не успевшим сказать, вышел директор. – Вы ко мне? – Нет. Заинтригованный Николай Борисович перевел взгляд с Наташи на Мельникова и обратно. Как ни устал Эн Бэ от этих бурных прений, а все же отметил с удовольствием, что новая англичаночка, независимо даже от ее деловых качеств, украшает собой школу. Всем почему-то стало неловко. Эн Бэ вдруг достал из портфеля коробку шоколадных конфет, зубами (руки были заняты) развязал шелковый бантик на ней и галантно предложил: – Угощайтесь. Каждый из троих взял по конфете. Директор еще постоял в некоторой задумчивости, покрутил головой и поведал Наташе: – Честно говоря, жрать хочется! Всего доброго... А Мельникову показал кулак и ушел. – Пойдемте отсюда, – спокойно сказала Наташа и подала Илье Семеновичу его портфель, который она не забыла захватить и с неловкостью прятала за спиной. Из школы вышли молча. Ему надо было собраться с мыслями, а она не спешила расспрашивать, спасибо ей. Во дворе Мельников глубоко втянул в себя воздух и вслух порадовался: – А здорово, что нет дождя. Под дворовой аркой они опять увидели Николая Борисовича, которого держал за пуговицу человек в макинтоше и с планшеткой – видимо, прораб. Он что-то напористо толковал про подводку газа и убеждал директора пойти куда-то, чтобы лично убедиться в его, прораба, правоте. Мельников и Наташа прошли мимо них. Взглядом страждущим и завистливым проводил их Эн Бэ. * * * В этот час в школе задерживались после уроков несколько человек из девятого " B". – Ребята, ну давайте же поговорим! – убеждала их изо всех сил комсорг Света Демидова. – Сыромятников, или выйди, или сядь по-человечески. Сыромятников сидел на парте верхом и, отбивая ритм на днище перевернутого стула, исполнял припев подхваченной где-то песенки: Бабка! Костя Батищев и Рита тихонько смеялись на предпоследней парте у окна. Он достал из портфеля человечка, сделанного из диодов и триодов, и заставлял его потешать Риту. Черевичкина ела свои бутерброды; Михейцев возился с протекающей авторучкой; Надя Огарышева и Генка сидели порознь, одинаково хмурые. – Ну что, мне больше всех надо, что ли? – отчаивалась Света. - Сами же кричали, что скучно, что никакой работы не ведем... Ну, предлагайте! – Записывай! – прокричал ей Костя. – Мероприятие первое: все идем к Надьке Огарышевой... на крестины! Надя с ненавистью посмотрела на него, схватила в охапку свой портфельчик и выбежала. – Взбесилась она, что ли... Шуток не понимает... – в тишине огорченно и недоумевающе сказал Костя. – Ну зачем? – вступился за Надю Михейцев. – Человеку и так сегодня досталось зря... – А пусть не лезет со своей откровенностью! – отрезал Костя. - Мало ли что у кого за душой, – зачем это все выкладывать в сочинении? Счастье на отметку! Бред... – А сам ты что написал? – спросил Генка угрюмо. – Я-то? А я вообще не лез в эту тему, она мне до фонаря! Я тихо-мирно писал про Базарова... – По науке строгой – прицепилась эта песенка к Сыромятникову и не хотела отстать. – Кончай, – сказал ему Генка. – Батищев прав: из-за этого сочинения одни получились дураками, другие – паскудами... – Почему? – удивилась Черевичкина. – Чего ты ругаешься-то? – Ну мы же не для этого собрались, Шестопал! – продолжала метаться Света Демидова. – Не для этого! – Сядь, Света, – морщась, попросил Генка. – Ты хороший человек, но ты сядь... Я теперь все понял: кто писал искренне, как Надька, – оказался в дураках, об них будут ноги вытирать... Кто врал, работал по принципу У-2 – тот ханжа, " редиска" и паскуда. Вот и все! – Что значит У-2? – заинтересовалась Рита. – Первое " у" – угадать, второе " у" – угодить... Когда чужие мысли, аккуратные цитатки, дома подготовленные, и пять баллов, считай, заработал... Есть у нас такие, Эллочка? – почему-то он повернулся к Черевичкиной, которая мучительно покраснела: – Я не знаю... Наверно... – Что ж ты предлагаешь? – обеспокоенно спросила Света. – Разойтись, – усмехнулся Генка. – Все уже ясно, все счастливы... – видно было: с головой накрывала его печаль оттого, что к таким и только таким оценкам с неизбежностью подводила жизнь... Черевичкина спрятала в полиэтиленовый мешочек недоеденный бутерброд и стала собираться. Михейцев был задумчив. Костя тихонько уговаривал Риту идти с ним куда-то, она не то кокетничала, не то действительно не хотела, – слов не было слышно. А Света Демидова вдруг объявила: – Знаете что? Переизбирайте меня. Не хочу больше, не могу и не буду!.. Ну не знаю я сама, чего предлагать... Сыромятников спел персонально припев про бабку: что, хотя она и добра, самое время ее – " в утиль"... А потом у него и для Риты с Костей нашлось что спеть; он выдал этот куплет (из той же, похоже, песенки), ласково следя за ними, за их переговорами: Выйду я с милой гулять за околицу, – Самородок... – глядя сквозь него, сказала Рита. * * * Мельников и Наташа шли по улице. Она не поехала на своем автобусе, а он не пошел домой. Не наметив себе никакой цели, не отмерив регламента, они просто шли рядом, бессознательно минуя большие многолюдные магистрали, а в остальном им было все равно, куда идти. Была пятница. Люди кончили работу. С погодой повезло: небо освободилось от тяжелых, низких туч, вышло предвечернее солнышко, чтобы скупо побаловать город, приунывший от дождей. Может быть, не надо нам слышать, о чем говорили, гуляя, Наташа и Мельников? Не потому, что это нескромно, а потому, что это был тот случай, когда слова первостепенного значения не имеют. И есть вещи, догадываться о которых интерес нее даже, чем узнавать впрямую. Скажем только, что идиллии не получалось, что для этого мельниковская манера общаться слишком изобиловала колючками... Трудный он все-таки человек, для самого себя трудный... – думалось Наташе. Или это оттого, что сегодня – его черная пятница, когда
Скрытая камера – неподкупный свидетель. Она расскажет о том, как эти двое не попали в ресторан с неизменной табличкой " Мест нет", и хорошо, что не попали: наличность в мельниковском бумажнике развернуться не позволяла, мог бы выйти конфуз... А потом они ели пирожки и яблоки во дворике бездействующей церкви. Оттуда их скоро прогнали, впрочем, четыре старухи, вечно мобилизованные на изгнание дьявола и одоление соблазна; не нашлось у двух учителей ясного ответа на бдительный и колючий их вопрос: " А вам тут чаво? " Потом они шли по какому-то парку и шуршали прелыми листьями... Дошли до Наташиного дома; она показала ему свои окна на 6-м этаже... И они уже попрощались, она вошла в подъезд, но бегом вернулась и, находясь под своими окнами, звонила из автоматной будки маме, чтоб та не волновалась и ждала ее нескоро. А потом он повел ее к букинистическому магазину, возле которого, по старой традиции и вопреки милиции, колобродил чернокнижный рынок. Здесь у Наташи зарябило в глазах от пестроты типов и страстей. А Мельников уверенно протолкался внутрь, в полуподвальный магазинчик; там главным продавцом был старый знакомый Мельникова – лысый, похожий на печального сатира, в в профиль – еще и на больную птицу. Он спросил: – О! Кто вам сказал, что сегодня я что-то имею для вас? – Интуиция, Яков Давыдович, больше некому... И потом, давно не заглядывал... Как здоровье ваше? – Мальчик, – не ответив, старик переключился на юного покупателя, который почти лег на прилавок, – ты слишком шумно и жадно дышишь. – Поднял перекладину. – Иди, смотри здесь... – А можно? – Я же говорю, ну! Так вот, дорогой товарищ Мельников. Как здоровье, вы спросили? Плохо, а что? На эту тему есть два анекдота, но я не хочу отвлекаться. Пробейте 46-70, давайте мне чек, потом мы будем разговаривать... – А книга, Яков Давыдыч? – засмеялся Мельников. – Раньше я хочу видеть книгу... – Нет. – Он глазами показал: не та обстановка, чтобы демонстрировать такой товар. – Нет. Я лучше знаю, что я говорю. 46-70 в кассу – и не будем один другого нервировать, я же весь день на ногах! Илья Семенович переглянулся с Наташей. Стало понятно: о безусловной ценности идет речь, придется верить на слово... Вот только найдется ли у него эта сумма? Наташа успокоительно помахала своим портмоне и заняла очередь в кассу, а Мельникова этот букинист придержал: – Минуточку! Это ваша жена? – Нет, что вы... – Еще нет или совсем нет? Я извиняюсь за мои вопросы, но такие девушки теперь – не на каждом углу... – Факт, – охотно согласился Мельников и боком ретировался к кассе. – Значит, 46-70? ...Потом он, счастливый, прижимал завернутую книгу к себе и тряс руку Якова Давыдовича (тот объявил, наконец, шопотом заговорщика, что это – эккермановские " Разговоры с Гете"! " Academia", 1934 год!). – Мне ее один писатель заказывал... большая шишка, между прочим. Но расхотелось звонить ему... Последний его роман – я не сужу, кто я такой, чтобы судить? Но, клянусь вам, приличные люди не позволяют себе такую туфту! Или – они уже неприличные... Я подумал: " Нет, Яша, ни Эккерман, ни, тем более, Гете уходить в такие руки не хотят..." А тут – вы как раз, и – с такой девушкой. Она изумительно похожа на мою дочь! Всего хорошего вам, – обратился он к ней напрямик. – Заходите с товарищем Мельниковым... Распрощались. Но, чудной старик, он не дал им уйти просто так. – Минуточку! Меня тут не будет с первого ноября. Но мы все утрясем: с понедельника будет Зиночка, это мой кадр, неплохо обученный; если я смогу ей вас показать, – она уже будет знать ваше лицо и оставлять что-то хорошее, что вас интересует... – Спасибо. А вы, значит, на пенсию? – Я – в больницу, дорогой. Вы что хотели? – обратился он к военному с чеком. – Вон, желтенькую. " Бумеранг не возвращается". – Ради бога. Вы хотите убить время? Вы его убьете. Завернуть? – У вас что-нибудь серьезное, Яков Давыдович? – спросил Мельников, снова поймав его беспокойный птичий взгляд. – Слушайте, 71 год – это хороший отрезок времени? Да? Я тоже так думаю. – Он сердито отложил это число на счетах. – И довольно! – замахал он руками, не допуская возражений, и полез на стремянку доставать для одной дамы " Семью Тибо". Там, наверху, он оглянулся – еще раз посмотреть на Наташу: – Ах! Чтобы такое сходство... * * * Ребята начали расходиться, но груз нерешенного, недосказанного словно не пускал домой, и они тащились по коридору медленно, неохотно отдирая от пола подошвы... – Ге-ен! – позвал Костя Генку, который пошел не со всеми, а к лестнице другого крыла. – Гена-цвале! Генка остановился. Рита и Костя подошли к нему. – Ну чего ты так переживаешь? – спросила его Рита, ласково, как ему показалось. – Не стоит, Ген, – поддержал ее Костя. – Теорию выеденного яйца не знаешь? Через нее и смотри на все, помогает. – Попробую. – Генка хотел идти дальше, но Костя попридержал его: – Слушай, пошли все ко мне. Я магнитофончик кончаю – поможешь монтировать. А? – Не хочется. – Накормлю! И найдется бутылка сухого. Думай. – Нет, я домой. – А я знаю, чего тебе хочется, – прищурился Костя. – Ну? – Чтоб я сейчас отчалил, а Ритка осталась с тобой. Угадал? – И поняв по отвердению Генкиных скул, что угадал, Костя засмеялся, довольный. – Так это можно, мы люди не жадные, – правда, Рит? Он испытующе глядел по очереди – то в Риткины, веселые и зеленые, то в темные недружелюбные Генкины глаза. На Риту напал приступ хохота – она так и заливалась: – Генка, соглашайся, а то он раздумает!.. – Только, конечно, одно условие: в подъезды не заходить и грабки не распускать. Идет? Погуляете, поговорите... А можете – в кино. Ну чего молчишь? Генка стоял, кривил губы и, наконец, выдавил нелепый ответ: – А у меня денег нет. – И не надо, зачем? – удивилась Рита. – У меня трешка с мелочью. – Нет. Я ему должен... за прокат. Сколько ты берешь в час, Костя? – медленно, зло и тихо проговорил Генка. Рита задохнулась: – Ну, знаешь! – и хлестанула его по лицу. – Сволочь! Псих... Не подходи лучше! – Да-а... – протянул Костя Батищев ошеломленно. – За такие шутки это еще мало... В другой раз так клюв начистят... Лечиться тебе надо, Шестопал! У тебя, как у всех коротышек, больное самолюбие! Слезы у Риты не брызнули, но покраснели лоб и нос, она дунула вверх, прогоняя светлую свою прядь – и зацокала каблучками вниз по лестнице. Генка, привалившись к стене, глядел в потолок. – Ты, Геночка, удара держать не можешь. Так учись проигрывать – чтоб лица хотя бы не терять... А то ведь противно! С брезгливой досадой Костя пнул ногой Генкин портфель, стоящий на полу. И припустился догонять Риту. ...Когда Генка шел не спеша в сторону спортзала, он обнаружил, что и Косте влетело теперь: Рита уединилась там, в пустом неосвещенном зале, ее " телохранитель" пытался ее оттуда извлечь, рвал на себя дверь... Дверь-то поддалась, а Рита – нет: – И ты хочешь по морде? Могу и тебе! – крикнула она в нешуточном гневе. И дверью перед его носом – хлоп! Издали Костя поглядел на Генку, плюнул и ушел. ...Выключатель спортзала был снаружи. Генка после некоторого колебания зажег для Риты свет. Она выглянула и погасила – из принципа. Он зажег опять. Она опять погасила. Настроение по обе стороны двери было одинаково невеселое. Рита придвинула к двери " козла", села на него для прочности, в полумраке напевая: " Я ехала домой... Я думала о вас... Печальна мысль моя и путалась, и рвалась..." А потом она услышала вдруг стихи! ...От книги странствий я не ждал обмана, – читал ей с той стороны Генкин голос. Но есть ошибка в курсе корабля! Молчание. – Еще... – сказала Рита тихо, но повелительно. * * * А Наташа и Мельников снова шли – уже среди вечерней толпы, на фоне освещенных витрин... Для большинства уже началась нерабочая суббота. А эти двое вели себя так, будто и у них выходной завтра. Очень основательно оттоптали ноги себе! С другой стороны улицы радостно скандировали: – На! – та! – ша! Наташа оглянулась: у Театра оперетты стояли пятеро молодых, веселых, хорошо одетых людей. Две девушки, три парня. Наташа, блестя глазами, извинилась перед Мельниковым: – Я сейчас... И перебежала на другую сторону. Мельников стоял, курил, смотрел. Наташа оживленно болтала с институтскими однокашниками. Хохот. Расспросы. Она со своими ответами тянула, была уклончива, а им не терпелось выдать два-три " блока информации" самого неотложного свойства. Кое-что касалось ее близко...(напрасно она делает старательно-отрешенное лицо при упоминании отдельных имен). А самое было бы клевое – сманить Наташу с собой в один гостеприимный дом, где наверняка будет здорово, где ей будут рады, но есть помеха – " дед", седой неведомый им очкарик на противоположной стороне... Остановился троллейбус и загородил Мельникова от Наташи. Когда она, что-то объясняя друзьям, поворачивается в его сторону, троллейбуса уже нет, но нет и Мельникова. Еще не веря, смотрит Наташа туда, где оставила его... – Что случилось, Наташа? – спрашивает один из парней, заметив ее потухший взгляд, ее полуоткрытый рот... * * * В спортзале они теперь были вдвоем – Рита и Генка. Кажется, он уже прощен – благодаря стихам. Рита соскочила с " козла". – Ты стал лучше писать, – заключает она. – Более художественно. – И берет портфель. – Надо идти. Сейчас притащится кто-нибудь, раскричится... – В школе нет никого. – Совсем? так не бывает, даже ночью кто-то есть. Оба прислушались. Похоже, что и впрямь все ушли... Тихо. Нет, что-то крикнула одна нянечка другой, – и опять тихо... – А ты представь, что, кроме нас, никого... – сказал Генка, сидя на брусьях, – драма короткого роста всегда тянула его повыше... Склонив голову на плечо и щурясь, Рита сказала: – Пожалуйста, не надейся, что я угрелась и разомлела от твоих стихов! – Я не надеюсь, – глухо пробубнил Генка. – Я не такой утопист! – Вдруг он покраснел и сформулировал такую гипотезу: – Стишки в твою честь – это ведь обещание только? Вроде аванса? После-то – духи будут из Парижа, чулочки, тряпки... может, и соболя! Только уже не от губошлепов, – от настоящих поклонников? Но которых и благодарить надо... по-настоящему? – За соболя-то! Еще бы! – Она хохотала. Веселила мрачная серьезность, с которой он все это прогнозировал! Он чуть ли не худел на глазах, воображая себе ту " наклонную плоскость", на которой она вот-вот окажется! Умора... – Ты, кажется, пугаешь меня? Что-то страшное придется мне делать? Аморальное?! Чего и выговорить нельзя?! Мамочки... Или страх только в том, что все это – не с тобой?! ...Похоже, он оскорбил ее, недопонимая этого? Иначе – с чего бы ей отвечать сволочизмом таким? Да, видимо, несколько туманной была для него та " наклонная плоскость", оттого он и перегнул... Но вот ее тон уже не хлесткий, а вразумляющий: – Мое дело, Геночка, предупредить: у нас с тобой никогда ничего не получится... Ты для меня инфантилен, наверное. Маловат. Дело не в росте, не думай... нет, в целом как-то. Я такой в седьмом классе была, как ты сейчас!.. Внезапно Генка весь напрягся и объявил: – Хочешь правду? Умом я ведь знаю, что ты человек – так себе. Не " луч света в темном царстве"... – Скажите пожалуйста! Сразу мстишь, да? – вспыхнула Рита. –...Я это знаю, – продолжал Генка, щурясь, – только стараюсь это не учитывать. Душа – она, знаешь, сама вырабатывает себе защитную тактику... Просто – чтобы не накалываться до кровянки каждый день... – Что-что? – Не поймешь ты, к сожалению. Я и сам только позавчера это понял... Он отвернулся и, казалось, весь был поглощен нелегкой задачей: как с брусьев перебраться по подоконнику до колец. С брусьев - потому что допрыгнуть до них с земли он не смог бы ни за что. Даже ради нее, наверное... Вышло! Повис. Подтянулся. – Ну и что же ты там понял... позавчера? Она была задета и плохо это скрывала. – Пожалуйста! – Изо всех сил Генка старался не пыхтеть, не болтаться, а проявить, наоборот, изящество и легкость. – В общем, так. Я считаю... что человеку необходимо состояние влюбленности! В кого-нибудь или во что-нибудь. Всегда, всю дорогу... – Он уже побелел от напряжения, но голос звучал неплохо, твердо: – Иначе неинтересно жить. Мне самое легкое влюбиться в тебя. На безрыбье... – И тебе неважно, как я к тебе отношусь? – спросила снизу Рита, сбитая с толку. – Не-а! Это дела не меняет... – со злым и шалым торжеством врал Генка, добивая поскучневшую Риту. – Была бы эта самая пружина внутри! Так что можешь считать, что я влюблен не в тебя... – Тут ему показалось, что самое время красиво спрыгнуть. Вышло! –...не в тебя, а, допустим, в Черевичкину. Какая разница! Вдруг Генка против воли опустился на мат, скривился весь - дикая боль в плечевых мышцах мстила ему за эти эффекты на кольцах. – Что, стихи небось легче писать? – саркастически улыбнулась Рита. – Вот и посвящай их теперь Черевичкиной! А то она, бедняга, все поправляется, а для кого – неизвестно... Good luck! Она ушла. Генка хмуро встает, массирует плечо. Потух его взгляд, в котором только что плясали чертики плутовства и бравады... Что ж, поздно, надо идти. Прямой путь в раздевалку с этого крыла был уже закрыт; ему пришлось подниматься на третий этаж. В полумрак погружена школа. По пути Генка цепляется за все дверные ручки – какая дверь поддается, какая нет... Учительская оказалась незапертой. Генка включил там свет. Пусто. На столе лежала развернутая записка:
Генка исследовал содержимое застекленного шкафа - действительно, лежали их сочинения. И о счастье, и не о счастье... ...Свет еретической идеи загорелся в темных недобродушных глазах Шестопала. Кроме него, – ни души не было (и до утра не будет) на всем этаже... * * * Полина Андреевна, мать Мельникова, смотрела телевизор. В комнате был полумрак. На экране молодой, но лысый товарищ в массивных очках говорил: " Смоделировать различные творческие процессы, осуществляемые человеком при наличии определенных способностей, – задача дерзкая, но выполнимая. В руках у меня ноты. Это музыка, написанная электронным композитором – машиной особого, новейшего типа. О достоинствах ее сочинений судите сами..." Стол был, как обычно, накрыт для одного человека. Обед успел превратиться в ужин. Хлопнула дверь. Уже по тому, как она хлопнула, Полина Андреевна догадалась о настроении сына. Он молча вошел. Молча постоял за спиной матери, которая не двинулась с места. " Найдутся, вероятно, телезрители, – продолжал человек на экране, – которые скажут: машина
|