Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Методы эмпирических социологических исследований СМИ.
Методы эмпирических социологических исследований СМИ – это методы сбора информации:
- структурированное – нужна карта наблюдения, где наблюдаемый сам заполняет карту по пунктам. - не структурированное – без карты – внезапно записывать происходящее. 2. Анализ документов. Исследование конкретных СМИ (его содержания), почтовых сообщений. - традиционный – анализ содержания, - контент-анализ – количественный анализ – подсчет смысловых единиц. 3. Опрос. В опросных методах объектом выступает аудитория, либо журналисты, либо эксперты: - анкетирование, - интервью. Соц-ие методы исс-ия ауд-ии СМИ подразделяются на количественные и качественные. Задача колич. методов - выявить распространенность какого-либо явления среди аудитории: I. Целевой отбор: сплошной опрос (опрос всех) и метод основного массива (3\4 от всех); II. Вероятностный отбор: 1) Не случайный отбор: - метод снежного кома (через знакомых, рекомендация). Применяется в случае опроса нестандартных групп – геев, лесбиянок; - метод первого встречного (целенаправленное искание Хмужчин и Хженщин); - метод типичного случая (метод уникального случая); - квотный (определенные квоты) – равное предоставление по разным характеристикам. 2) Случайный отбор: - простой бесповторный отбор (лототрон); - систематический отбор – используется определенный шаг; - гнездовой отбор – группы (классы, студенты, бригады – совокупность близких людей); - стратифицированный отбор – это группы с определенными харак-ми. Выборка может быть одноступенчатой и многоступенчатой. Качественные методики исследования аудитории, призванные выявить, зафиксировать варианты инф-ых потребностей, запросов и интересов аудитории, изучить мнения будущих пользователей СМИ, здесь не считаются проценты. 1) Наиболее распр.метод - это фокус-группа. Длительность 1: 20-1: 30. ФГ ведет модератор по заданной программе. В ФГ не могут участвовать журн-ты, ПРщики, рекламщики. Группа д.б. однородной по возрасту, доходу и социальному положению. Численность участников 10-12 человек. Задача модератора – выяснить мнения каждого. По результатам пишется отчет и рекомендации. Участие 100% вознаграждается. Снимается на видео-камеру. Люди не д.б. знакомы друг с другом. Может использоваться тестирование, просмотр видео, аудио. 2) Норративное интервью (Норатив-повествование) – это разговор, специально организованный вокруг определенных событий. Осн.цель – представление событий жизни так, как они были пережиты. Специфика: это неформализованное интервью, основывается на интуитивной компетенции. Здесь только 1 вопрос. Ведущий – информант, его задача – слушать и записывать. Норатив позволяет схватить процессуальность жизни через последовательность событий. Техника: первый вопрос – норративный импульс – чтобы человек захотел говорить. Основная цель – стимуляция рассказывания. Он не должен затрагивать тему, неприятные собеседнику. Интервьюер – это слушатель, который стимулирует к дальнейшему повествованию (да, ага, хм, а что дальше?). если респондент закончил повествование, нужно задавать вопросы, которые были слабо освещены или не были освещены. Интервьюер предлагает информанту дополнить или прояснить какие-то линии рассказа. Заключительная часть: информант должен обобщить события в рассказе. Тема беседы заранее не сообщается, чтобы получился рассказ-экспромт. Исследование с акцентом на преобразовательную деятельность. 3) Визуальные методы исследования – фото, кино, и видеосъемка – это способ сбора инф-ии. Способы использования: используются в этнографических исследованиях – изучение культуры различных социальных групп; анализ уже существующих изображений (анализ рекламы); видеозапись социальных взаимодействий. Визуальные материалы дают дополнительные возможности, поскольку в их основе лежат образы, но у индивида могут быть стереотипы, транслируемые обществом. Презентация: дополнительная иллюстрация к тексту, визуальные материалы – самостоятельный текст, дополняемый вербально; визуальные материалы предоставляются без комментариев.
|