Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Культура как творчество и особая сфера деятельности
Культура — необходимое условие существования всякого общества и поэтому может рассматриваться как всеобщее достояние. Лишь крайняя патология или полная деградация индивида исключает его из культурного общения. Но, конечно, степень и характер такого общения и освоения культурного достояния весьма различны. В дальнейшем мы разберем характер культурной стра-тификации, складывающейся во всяком обществе. Но все же с самого начала следует выделить ту сферу, в которой культура находится «у себя самой», где обеспечивается ее формирование, сохранение и творческое развитие. Ерасов Б.С. Социальная культурология: Учебник для студентов высших учебных заведений. — Издание третье, 15 доп. и перераб. - М.: Аспект Пресс, 2000. - 591 с. Янко Слава 16 (Библиотека Fort/Da) || https://yanko.lib.ru Уже на ранних этапах человеческой истории выделяется особая категория людей, которые профессионально заняты воспроизведением, поддержанием и обновлением культурных норм, цен-ностей и смыслов. Уже в племенных обществах это были шаманы и вожди, пользовавшиеся особым статусом. Длительное время тщательная и всесторонняя регуляция духовной жизни осуществлялась религией, всегда отделенной от светской сферы. Формирование национальных государств привело к тому, что и культурная жизнь складывается во многом в национальных рамках, что * Моисеев Н. Информационное общество: Возможности и реальность // Политические исследования. — 1993. — № 3. — С. 13. приводит к выделению особого слоя национальной интеллигенции. Это означает, что во всяком обществе образуются особый институт и профессиональные кадры, которые и заняты поддержанием и развитием культуры, оставляя хозяйство за «производительными классами», а власть за политиками. Хорошо известно, насколько редко встречается достойное признания сочетание успеха в этих разных сферах деятельности. Итак, обобщая приведенные выше положения, мы можем заключить, что культура — это особая сфера и форма деятельности, имеющая свое содержание и свою структуру, а вместе с тем воз-действующая на остальные сферы бытия, в том числе на социальные отношения и политику. Культура создает то поле и способ общения, в котором и формируется каждое отдельное общество со своей внутренней структурой, но отмеченное самобытностью, отделяющей это общество от других. Третья ипостась культуры — уровень жизнедеятельности, обеспечиваемый постоянной заботой о поддержании высоких образцов и «подтягивании» к ним реальной деятельности и поведения человека. Но выявление различных сторон культурной деятельности еще не дает нам основания для определения сущности культуры как целостной системы и важного блока совокупной социальной регуляции наряду с экономикой, социальной системой и политикой. Эта сущность связана с духовным производством, в ходе которого создаются, сохраняются, распространяются и осваиваются нормы, ценности, смыслы и знания, — что и составляет исходный комплекс элементов культуры. Из этих элементов и складываются основные компоненты культуры: мифология, религия, идеология, художественная культура, физическая культура и т.д. Во взаимодействии с другими подсистемами социальной жизнедеятельности, в том числе материальным производством, культура осуществляет различные функции социальной регуляции.
|