Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Культура как сумма человеческих достижений
Теперь нам необходимо объясниться по поводу нередко встречающегося в теории культуры положения о том, что к культуре следует относить все то, что создано человеком, — в отличие от влияния природной среды обитания или его биологической природы. Такое определение включает, в сущности, всю жизнь общества, в том числе производство и технологию, экономические и семейно-брачные отношения, государственный строй, верования и т.д. Хотя достоинством такого подхода является выделение общественной природы культуры, чрезмерно расширительное ее толкование стирает грань между различными сферами жизнедеятельности человека. С такого рода «экспансией» в сферу интересов других дисциплин вряд ли можно согласиться. Подобное расширение происходит и в том случае, если культура определяется как «заученное поведение, разделяемое другими». В него включаются не только факторы и способы регуляции поведения, но и само поведение и деятельность, которые могут быть направлены на самые разнообразные цели. Сфера поведения (и деятельности) в целом слишком обширна, как мы увидим, обратившись к теоретической схематике Т. Парсонса (глава III), слишком многофакторна, чтобы подчинять ее одному сквозному принципу. Следует учитывать различие между поведением и дея-тельностью, направленными на удовлетворение хозяйственных нужд, т.е. трудом, на достижение политических целей, т.е. «борьбой за власть», на военные задачи и т.д. Конечно, в каждой форме поведения присутствует культурный компонент — и даже на войне не обойтись без символики и специфической художественной культуры, хотя бы для того, чтобы создать образ врага, а заодно научиться у него «искусству воевать». Но не следует считать это собственным полем культуры, это ответвления от нее, подчиненные принципиально иным типам детерминации. Результатом «заученного поведения» может стать и участие в преступной деятельности, а групповая деградация создает то «дно» жизни, на котором люди оказываются за рамками какой-либо культуры. Конечно, с точки зрения собственно социологии всякое поведение может иметь свои субкультурные характеристики. В криминальном мире существуют свои «понятия о чести», т.е. принятые в этой среде правила поведения и ценности. Криминальная субкультура создает свои Ерасов Б.С. Социальная культурология: Учебник для студентов высших учебных заведений. — Издание третье, 16 доп. и перераб. - М.: Аспект Пресс, 2000. - 591 с. Янко Слава 17 (Библиотека Fort/Da) || https://yanko.lib.ru правила поведения прежде всего через снижение уровня ценностей и примитивизацию большой культуры. Хотя богатство и ранги имеют смысл в обеих сферах, они резко различаются своей направленностью — социальной или антисоциальной. Но эти вопросы мы рассмотрим подробнее в главе VIII, когда речь пойдет о социальном структурировании культуры. Но уже на данном этапе может возникнуть вопрос о том, какой же смысл имеет столь частое и напряженное обращение культуры, в том числе художественной культуры, к проблеме и теме преступления и насилия, — и притом далеко не всегда, чтобы явно осудить эти «ненормативные» формы поведения. Можем сказать в предварительном порядке, что антисоциальные и бес- человечные ситуации, которыми изобилуют литература и искусство, подвергаются стилевой и жанровой обработке в соответствии с некоторыми заданными критериями, что делает эти сюжеты предметом искусства, а не криминальной хроники. Социология отклоняющегося поведения дает детальный анализ типов расхождения действительного поведения с теми нормами, которые признаны обществом, хотя оценка этого поведения производится в соответствии со всей системой значений, выработанных именно в культуре. Конечно, выправление такого поведения осуществляется методами, которые могут далеко выходить за рамки культуры. Во всем том разнообразии человеческой деятельности, в которой и проявляется существование общества и его прошлый опыт, следует выделить совокупное общественное производство как це-ленаправленную деятельность, продуктом которой являются не только материальные факторы существования, но и все то, что обеспечивает это существование. В это производство следует вклю-чить моральные, эстетические и познавательные компоненты, связь с прошлым и перспективы на будущее, дифференциацию общества и его единство, его отношения с себе подобными и отличными от него общностями. Очевидно, что существенным компонентом такого совокупного производства является духовное производство, которое и создает культуру как существенную часть общей системы жизнедеятельности.
|