Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Специализированная культура.
Для социальной культурологии большое значение имеет выяснение связи целеполагания с той системой разделения труда, которая, как показали К. Маркс и Э. Дюркгейм, является важнейшей основой жизнедеятельности общества. Необходимым условием всякого эффективного разде- ления труда является специализация, включающая в себя не только практическое умение осуществить ту или иную полезную деятельность, но и внутреннюю установку на достижение цели, признаваемой как полезная, значимая, необходимая. Достижение цели во всех сферах деятельности требует длительной сосредоточенности, накапливания знаний и умений, использования этих накоп-лений на практике. Степень разнообразия целей, принятых в данной культуре, находится в тесной связи с дифференциацией общества. В европейской культуре еще в средние века сформировалось устойчивое разделение сфер социокультурной регуляции: двор, церковь и город. Хотя между этими частями шло постоянное соперничество, приводившее к изнурительным столкновениям, самостоятельность Ерасов Б.С. Социальная культурология: Учебник для студентов высших учебных заведений. — Издание третье, 112 доп. и перераб. - М.: Аспект Пресс, 2000. - 591 с. Янко Слава 113 (Библиотека Fort/Da) || https://yanko.lib.ru каждой сферы придала значительный импульс развитию общественной жизни. Важным средством поддержания многообразия в единстве стало разграничение сфер и каналов распространения специальных знаний и тех ценностей и норм, которые предназначались для всеобщего пользования. Это в еще большей степени относится к светской культуре, которая на всем протяжении существования тех обществ, где отсутствовало всеобщее образование, неизбежно была ограничена в своем распространении. Как светская культура, так и религиозная гетеродоксия, обеспечивавшая варианты спасения, не предназначенные для всех, создавали специальные способы отбора последователей и передачи им особых знаний и традиций творчества. Требовались многие годы обучения и посвящения для того, чтобы ученик в полной мере мог приобщиться к мудрости своего наставника. Такая система оказывалась достаточно эффективной, чтобы обеспечить функционирование как общенормативных, так и специальных знаний и ориентаций. Знание публичное и тайное, явное и скрытое, навязываемое и упрятанное распределялось по соответствующим сферам. Публичное знание избавлялось от необходимости давать ответы на вопросы, порождавшиеся критическим мышлением, и могло поддерживать свой синтез с верой. Но одновременно это давало возможность выжить инакомыслию, развиваться различным видам литературы и искусства, наукам, философии. Но уже развитый сельский труд, ремесленная деятельность, городские условия создавали потребность в высокой специализации функций, что достигалось в значительной степени на основе наследственного закрепления профессий и места в жизни. Цеховая организация ремесел и торговли в Европе в значительной степени складывалась как институт, обеспечивающий высокую степень специализации деятельности через включение всего комплекса экономических, социальных и культурных средств. Зафиксированное во всех языках слово «мастер» (или его эквиваленты) свидетельствует о том высоком значении, которое придается в культуре умению добиваться успеха в своем деле. В индустриальном обществе размах специализации резко возрос, что и привело к формированию многих вторичных профессиональных и социальных субкультур. По существу именно всесторонняя разработка специализированных вариантов культуры, обеспечивающих успешное выполнение различных задач в каждой сфере деятельности, обусловливает устойчивое развитие современного общества. Напротив, ослабление или утрата такой культуры, происходящая в условиях войны, стихийных бедствий, миграции населения, может привести к упадку не только хозяйственной деятельности, но и общественной жизни. Специализированная культура обслуживает специфические профессиональные сферы деятельности и поэтому является не общеобязательной, а достоянием тех или иных профессиональ-ных слоев в любой сфере деятельности (хозяйственная, политическая, военная и т.д.). Каждый вид профессиональной деятельности имеет дополнение и в соответствующем варианте обыденной культуры. Экономическая деятельность дополняется домашним хозяйством. Политическая или правовая сфера смыкается с неформальными и межличностными отношениями в форме нравов. Высокая религия неизбежно смыкается с суевериями или же противостоит им, опираясь на основательную рационализацию, торжественную ритуальность и формальный институт. Обыденная политическая культура отличается ситуативностью, подверженностью эмоциональным мнениям, подъемам и спадам. Обыденная эстетика берет из высокого искусства некоторые элементы украшения индивида, жилища, предметов повседневного пользования, способов проведения досуга и т.д. Научное знание функционирует на обыденном уровне через поддержание некоторых фрагментов, почерпнутых в ходе образования, смыкаясь с практическим опытом. Специализированная культура связана с дифференциацией и профессионализацией человеческой деятельности. Она основана на более глубоком и тщательном знакомстве с конкретной, узконап-равленной сферой деятельности, требует достаточной целевой выучки, сосредоточения человеческих способностей, накопления знаний и умений. Все это невозможно без длительной целенаправленной подготовки, общего образования и профессиональной подготовки в сети социальных институтов культуры, а также и без усиления значения именно специализированной культуры, столь необходимой для полноценного вхождения в систему общественного разделения труда. При рассмотрении специализированной культуры следует учитывать переплетение в ней международных характеристик и национальной специфики. Специализация той или иной сферы тре-бует приведения ее в соответствие с уровнем и параметрами, достигнутыми в других странах. Это можно отнести прежде всего к таким сферам, как наука, образование, право и спорт. Без вза-имодействия с соответствующими компонентами в других странах, без обмена достижениями и подтягиванием уровня профессионализма культура обречена на отставание. Вместе с тем каждая национальная культура, как на ее высоком, так и специализированном уровне, имеет свою специфику, отличается самобытностью — во всех перечисленных сферах. Хорошо известно, Ерасов Б.С. Социальная культурология: Учебник для студентов высших учебных заведений. — Издание третье, 113 доп. и перераб. - М.: Аспект Пресс, 2000. - 591 с. Янко Слава 114 (Библиотека Fort/Da) || https://yanko.lib.ru насколько различаются, например, варианты культуры труда у разных народов, отношение к торговой, финансовой, научной или военной деятельности, к образованию и т.д. Об этом свиде-тельствует и развитие национальных школ в том или ином виде высокой культуры или профессиональной деятельности. Более подробно этот аспект культуры будет рассмотрен в главах XV—XVI.
|