Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Игровая функция культуры
Игра — существенный и специфический вид культурной деятельности, в которой, как часто полагают, человек предстает свободным от природной зависимости и способным самому высту- пать как созидающий субъект, не подверженный какой-либо принудительности. Совпадая в некоторых отношениях с компенсаторной функцией, игра вместе с тем предстает как особая форма культурной деятельности, оказывающая влияние на многие стороны социальной регуляции. Исходя из понимания игры как свободного творчества, Шиллер возводил к ней эстетическую деятельность. А известный голландский культуролог Й. Хейзинга усматривал в игре наиболее существенное проявление человеческой сущности. Игра — дело серьезное, несмотря на то, что играют и животные и дети, и на то, что именно с игрой зачастую связаны развлечения, явно не имеющие производственного характера, а требующие отвлечения от него. Важная характеристика игры состоит в том, что она протекает в пространстве и времени, обособленных от остальных сфер, и стоит вне обычной жизни. Игра требует обособления участников от обыденной жизни, от производственной деятельности, от нормативной социальной среды. Она протекает внутри собственных границ в соответствии с определенными правилами. Сама по себе она не связана с материальными интересами и бескорыстна. Поэтому разоблачение корыстного Ерасов Б.С. Социальная культурология: Учебник для студентов высших учебных заведений. — Издание третье, 122 доп. и перераб. - М.: Аспект Пресс, 2000. - 591 с. Янко Слава 123 (Библиотека Fort/Da) || https://yanko.lib.ru использования игры сурово осуждается и наказывается. Игровое действие сосредоточено само на себе и не решает каких-либо неигровых задач, в отличие, например, от ритуала, который символизирует некую связь с высшим началом. Для ведения игры необходимо конструирование особой реальности, отделенной от неигровой, что всегда осознается как некоторая условность и двойственность. Если нет условности, нет и игры, как только игра приобретает практический характер, она утрачивает свой смысл. Но эта особая реальность не имеет высшего значения для остальной жизни, как этого требует религиозная реальность. Особая характеристика игры состоит в ее повторяемости. Будучи однажды сыгранной, она может быть повторена вновь и вновь, и для нее нужны особые временные регламенты (даты, юбилеи и т.д.). Элементы игры неизменно используются в таких важных регулирующих или социализирующих сферах, как религия, политика, образование, воспитание, художественная культура. Но в каждой культуре формируются и собственно игровые сферы, связанные прежде всего с разнообразными видами спорта или развлечениями. Спортивные игры отличаются прежде всего принципом состязательности, требуют деления участников на противостоящие друг другу команды и направлены на достижение выигрыша. Выигрыш может быть чисто символическим (лавровый венок, памятный диплом, вымпел, переходящее знамя, исполнение гимна и т.д.) либо материализованным в денежной премии. Но по принципу состязательности могут быть организованы и многие другие формы игровой деятельности: музыкальные и прочие конкурсы, певческие фестивали и т.д. Развлекательные игры носят характер забавы с тем, чтобы отвлечь участников и зрителей от насущных житейских проблем и дать им компенсацию за нереализованные устремления в социально значимой деятельности. Развлечения поэтому выполняют и важную функцию снижения уровня психологической напряженности, возникающей в силу социального или политического про-тивостояния различных сил и партий. Шуты и скоморохи, клоуны и затейники пользовались спросом во всяком обществе, в котором вызревала дифференцированная система регуляции. В схематичном виде игры могут быть разделены на следующие разновидности: спортивные, детские, развлекательные, интеллектуальные, деловые, военные и т.д.
|