Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социокультурная стратификация и субкультуры






Во всяком сложном обществе важную функциональную роль выполняют различные субкультуры. В широком плане под субкультурами в социологии обычно понимают те социальные образования внутри общества, которые отличаются от преобладающей и нормативной культуры по некоторым культурным признакам: обычаями, нормами, ценностными ориентациями, стилем поведения, а иногда и институтами. Образование субкультур может выражать общественную потребность в дифференциации духовной жизни и поведения, в выработке более адекватных форм поведения и деятельности, отвечающих либо типу профессии, либо особым социальным условиям, либо новым запросам развития. Использование этого термина не предполагает, что группа культур непременно конфликтует с господствующей во всем обществе культурой. Это относится в том числе и к культуре рабочего класса, заметно отличающейся не только от деревенской, но и от общенациональной, утверждаемой в признанных обществом в целом ценностях и нормах.

Различие социальных типов культуры прослеживается как в повседневной жизни — манерах, нормах, интересах, языке, так и в духовных ценностях и идеологии. Многие социологи исследуют «культуру бедности». Она присуща неимущим слоям городского и сельского населения, которые в социальном плане отличаются отсутствием устойчивой работы, а соответственно и скудостью средств к проживанию. Это порождает «культуру выживания», имеющую свои духовные и бытовые проявления. Такого рода анализ необходимо дополнять и рассмотрением «культуры богатых». Для нее характерно большей частью престижное и показное расточительство, культ гедонизма и презрение к физическому труду и к людям, которые не могут позволить себе более дорогих вещей и услуг. На низшем уровне «культуры богатых» (свойственном обычно «новым богатым») именно потребление дорогих вещей, услуг, досуга, пребывание на модных курортах и т.п. становится

средством создания дистанции от менее обеспеченных, для чего и создается мощная индустрия роскоши. Лишь формирование особых ценностей, включающих профессиональную активность, са-мокритику, чувство долга и сдержанности отличает культуру более зрелого класса собственников.

Глубокое социальное различие между культурой господствующих классов и трудящихся слоев было вплоть до начала XX в. отличительной чертой культурной жизни Великобритании. Яркое описание этих различий дает работа Энгельса «Положение рабочего класса в Англии» (1845). В романах английских писателей XIX в. У. Теккерея, Ч. Диккенса, Т. Харди, Р. Киплинга основной фон повествования — судьбы героев, отчетливо принадлежащих к разным классам — господ и трудящихся (или слуг), между которыми существуют почти непреодолимые различия. Положение постепенно меняется в начале XX в., как в ходе изменения гражданского законодательства и расширения избирательных прав, так и через самокритику господствующего класса в художественной литературе. Ярким примером самокритики стало творчество писателя Ч. Диккенса и таких крупнейших драматургов, как О. Уайльде и Б. Шоу. Но еще в 20-е гг. роман крупнейшего английского писателя Д. Лоуренса «Любовник леди Чаттерлей» вызвал громкий и длительный скандал: с негодованием было встречено не только яркое изображение любовного увлечения благородной леди, но и то, что объектом этого влечения стал «простой егерь», т.е. слуга в поместье

Ерасов Б.С. Социальная культурология: Учебник для студентов высших учебных заведений. — Издание третье, 136 доп. и перераб. - М.: Аспект Пресс, 2000. - 591 с. Янко Слава 137 (Библиотека Fort/Da) || https://yanko.lib.ru

мужа леди Чаттерлей. Столкновение и переплетение сходных линий — человеческой симпатии и классовой несовместимости — дало прекрасный сюжет и для столь же известной пьесы Б. Шоу «Пигмалион». Впрочем, несмотря на остроту сюжета и конфликт классовых культур, действие в этих английских художественных произведениях оканчивается более или менее благополучно, хотя для этого потребовалось некоторое «подтягивание» представителей низших слоев. Английскому обще-ству удалось примирить классовые субкультуры, чему во многом способствовали развитие специализированных субкультур и высокая профессионализация деятельности.

Иное соотношение субкультур выявляет русская художественная литература. Во многих произведениях русской литературы, в которой как личные или любовные разлады («Герой нашего времени», «Евгений Онегин», «Братья Карамазовы», «Гроза» или «Анна Каренина»), так и социальные конфликты («Горе от ума», «Медный всадник», «Преступление и наказание», «Отцы и дети», «Вишневый сад») остаются непримиримыми, носители противоположных ценностей расходятся до конца и навсегда.

Важным принципом структурализации культуры является деление на столицу и провинцию (или периферию), которое в значительной степени сказывается в жизни всякого общества, где существует сильная централизация политической и культурной регуляции. Большей частью провинциальная культура рассматривается как второстепенная, зависимая от столичных веяний и неполноценная, от которой активные элементы стремятся уйти в столицу.

Однако существует и другое отношение к провинции. Религиозная культура складывается в своих высоких формах, как правило, не в политических столицах государств, а в периферийных духовных центрах монастырского типа. Но и национальная культура в значительной степени опирается на культурную жизнь провинции, которая и рассматривается как хранительница самобытных традиций, воплощение устойчивости и преемственности, как хранительница подлинного патриотизма и народного духа. Идеи и ценности почвенничества во многом питают культурную жизнь и художественную культуру многих стран, а в XIX в. они получили основательное развитие в России.

Особое внимание среди субкультур вызывают различные неконформные типы отношений молодежи к обществу, диссидентские или альтернативные движения. Эти движения могут разли-чаться как по классовому признаку (рабочая молодежь или «богема»), так и по отношению к перспективам общественного развития («движение зеленых»). К разряду субкультур следует причислить и миграционные группы из инородной этнической среды, нетрадиционные религиозные группы и т.д.

За последние десятилетия в развитых индустриальных странах Запада устойчивое признание получили феминистские движения. Эти движения не ограничиваются социальными требованиями (равенство при найме на работу) или политическими (соразмерное представительство в органах власти). Они выдвигают и требования изменения общего типа культуры, в котором, по их мнению, преобладают «патриархальная» и «мужская» субкультуры, способствующие доминированию соответствующих эмоций и ориентаций, а в результате приводят к поощрению насилия, порнографии и разладу в отношениях между людьми.

Молодежные движения p их рок-культурой, восточные мистические течения, феминистские, антирасовые, этнические и прочие движения оказывают заметное воздействие на культуру большого общества. Однако следует еще раз подчеркнуть, что все подобные движения могут существовать лишь в рамках субкультурной структуры, не подрывающей основополагающих принципов организации общества в целом. Конечно, такого

рода субкультурная дифференциация возможна лишь при условии улаженности социокультурной регуляции в основных сферах жизни общества.

В том случае, если общество ощущает угрозу своим базовым ценностям, ширится всегда существующая в нем консервативная тенденция за ограничение проявления чрезмерного духовного и морального разлада. Об этом свидетельствуют и те неоконсервативные волны, которые время от времени возникают в странах Западной Европы и Америки, в результате чего в системе власти возра-стает влияние тех слоев населения, которые выступают за сохранение устойчивости общества и его национальной идентичности.

Зачастую в культурологии описание культуры господствующего строя проводится как воплощение высокого, элитарного, престижного уровня. Различные способы использования произ-ведений действительно высокой художественной культуры и стилей, связанных с образом жизни (например, оформление жилища или офисов), наличие высокого образования и культивирование богатыми людьми престижных демонстрационных мероприятий — все это способствует преобладанию культуры господствующего класса. Тем не менее хорошо известно о том, насколько противоречивыми оказываются нередко эти отношения. Состоятельные слои обладают и своей «малой» культурой, существующей наряду с высокой, и способами культурного дистанцирования от

Ерасов Б.С. Социальная культурология: Учебник для студентов высших учебных заведений. — Издание третье, 137 доп. и перераб. - М.: Аспект Пресс, 2000. - 591 с. Янко Слава 138 (Библиотека Fort/Da) || https://yanko.lib.ru

низших слоев. В динамике культурной жизни связанные с этим слоем представления о престижности и нормативности могут также становиться дисфункциональными и подвергаться вытеснению как нежелательное для общества явление. Тогда наступает время для смены стилей, для модерна и авангарда.

Особую субкультуру образует низкая жизнь улицы, толпы, трущоб, криминальной среды и т.п. Именно в этой сфере проводятся исследования внимания к бульварной литературе, порнографии, вульгарному языку, заборным надписям и рисункам и т.д.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал