Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Развитие экономической мысли в античном мире.Стр 1 из 20Следующая ⇒
Экономическая мысль в странах Древнего Востока.
Наиболее ранние проявления экономической мысли связывают с Древним Востоком - страны именно этого исторического региона достигли к XVIII в. до н. э. высокого уровня культурного и экономического развития. Это объясняется благоприятными экономическими условиями, в том числе наличием пиши, теплым климатом, что привело к значительной концентрации населения. Основу экономики того периода составляло земледелие. Возникают прочные людские поселения, совершенствуются методы агрикультуры, повышаются урожаи, строятся ирригационные системы. Становится возможным накопление материального богатства. Хозяйство государств Древнего Востока было в основном натуральным, но уже тогда получила широкое развитие торговля. Появляется прибавочный продукт, человек приобретает хозяйственною ценность, возникает рабство. Выделяются следующие характерные черты, определившие особенность развития экономической мысли в странах Древнего Востока: - стремление обосновать и сохранить с точки зрения морали натуральное хозяйство и классовое расслоение общества; - донаучное изложение экономических воззрений: проявление познаний в хозяйственной сфере (помимо произведений искусства и архитектуры) встречались в двух случаях: в кодексах законов древних Наиболее известным ранним памятником древневосточной экономической мысли является Кодекс Хаммурапи (2123-2081 гг. до н. э.). В этот период вгосударстве Месопотамии, расположенном в междуречье Тигра и Евфрата. возникла реальная угроза сохранения его устоев. Быстрое развитие товарно-денежных отношений сопровождалось резким сокращением поступлений налогов в казну и ослаблением государственных структур, особенно армии. Кодекс состоял из 282 законов, и основная его задача заключалась в необходимости консолидировать общество экономическую жизнь. В кодексе были закреплены нормы жестко регламентируемых натурально-хозяйственных основ. Например, за покушение на частную собственность виновного могли обратить рабство или приговорить к смертной казни. Попытки увести чужого раба, который приравнивался к имуществу, также сурово наказывались, вплоть до смертной казни. Развитие экономической мысли в античном мире.
Определив название самой науки – “экономика” (“ойкос” – дом, “номос”- закон), дав миру первых ученных в этой области, древние греки, тем не менее, отрицательно относились к тому, что мы сегодня называем «бизнес». Субъекты, представители производительного труда и торговли занимали низшую ступень в социальной системе греческой демократии и зачастую были лишены гражданства. Между тем, в античном мире философия достигла высокого научного уровня, поэтому элементы экономической мысли, которые присутствовали в сочинениях Ксенофонта, Платона, Аристотеля, имели более научный подход, особенно там, где применялись анализ с помощью логической абстракции и систематизация. При исследовании экономических отношений древнегреческими философами использовался не только нормативный, но и позитивный подход. В своем произведении «Домострой» Ксенофонт (444 – 355 до н.э.) дает следующее определение экономики – это наука обогащения своего хозяйства. Она должна учить рабовладельца умело организовывать свое хозяйство, что позволит увеличить производство полезных вещей. В своих сочинения, Ксенофонт дал высокую оценку деньгам как концентрированному богатству и средству обращения, которое в любой момент можно пустить в ход. Но он решительно осуждал обращение денег в качестве торгового и ростовщического капитала и рекомендовал накапливать деньги в качестве сокровища, страхового фонда на случай неурожая или войны, на расширение натурального хозяйства. Понятие о ценности у Ксенофонта связано с потребительной стоимостью, он считал, что ценность есть лишь то, от чего можно получить пользу. Ксенофонт обосновал разделение физического и умственного труда, труд исполнителя – раба и труд руководителя – рабовладельца, при этом он считал необходимым разделение труда среди рабов. Он отмечал зависимость роста разделения труда от развития рынка. В деревне, он указывал, разделение труда менее развито, в городе больше, так как в нем более распространены торговля и производство товаров. В крупных городах, где много покупателей, работнику достаточно знать одно ремесло, чтоб прокормится, зачастую даже нет необходимости знать ремесло в целом: один делает мужскую обувь, другой – только женскую. Аристотель (384 – 322 до н. э.)в своих произведениях систематизировал, обобщил и продвинул в перед все современные в то время знания. Ссылаясь на естественное разделение труда, Аристотель объявил законом природы разделение на рабов и свободных. Греки должны заниматься политикой, а рабы и иностранцы – физическим трудом. Аристотель проложил разграничения между простым товарным обращением и обращением денег. Меновую торговлю и товарную торговлю при посредстве денег он относил к экономке, а купеческую торговлю с целью получения прибыли объявил хрематистикой[1]. Экономику Аристотель считал естественной, а хрематистику – неестественной и противоречащей экономии. Для хрематистики обращение есть источник богатства, вся она построена на деньгах, деньги суть начало и конец этого рода обмена. Богатство, к которому стремится хрематистика, безгранично. Аристотель показал две различных формы обращения денег: когда они являются простым средством обращения и когда выступают как денежный капитал. Тем самым было намечено различие между простым товарным обращением и обращением капитала.
|