Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Развитие экономической мысли в античном мире.






Экономическая мысль в странах Древнего Востока.

 

Наиболее ранние проявления эконо­мической мысли связывают с Древним Востоком - страны именно этого истори­ческого региона достигли к XVIII в. до н. э. высокого уровня культурного и эконо­мического развития. Это объясняется бла­гоприятными экономическими условиями, в том числе наличием пиши, теплым кли­матом, что привело к значительной кон­центрации населения.

Основу экономики того периода со­ставляло земледелие. Возникают прочные людские поселения, совершенствуются методы агрикультуры, повышаются уро­жаи, строятся ирригационные системы. Становится возможным накопление материального богатства. Хозяйство государств Древнего Востока было в основном нату­ральным, но уже тогда получила широкое развитие торговля. Появляется прибавоч­ный продукт, человек приобретает хозяй­ственною ценность, возникает рабство.

Выделяются следующие характерные черты, определившие особенность разви­тия экономической мысли в странах Древ­него Востока:

- стремление обосновать и сохранить с точки зрения морали натуральное хозяйство и классовое расслоение общества;

- донаучное изложение экономичес­ких воззрений: проявление познаний в хозяйственной сфере (помимо произведений искусства и архитектуры) встречались в двух случаях: в кодексах законов древних
государств и в хозяйственных трактатах.

Наиболее известным ранним па­мятником древневосточной экономичес­кой мысли является Кодекс Хаммурапи (2123-2081 гг. до н.

э.). В этот период вгосударстве Месопотамии, расположенном в междуречье Тигра и Евфрата. возникла реальная угроза сохранения его устоев. Быстрое развитие товарно-денежных от­ношений сопровождалось резким сокра­щением поступлений налогов в казну и ослаблением государственных структур, особенно армии.

Кодекс состоял из 282 законов, и ос­новная его задача заключалась в необходимости консолидировать общество экономическую жизнь. В кодексе были закреплены нормы жестко регламентиру­емых натурально-хозяйственных основ. Например, за покушение на частную соб­ственность виновного могли обратить рабство или приговорить к смертной казни. Попытки увести чужого раба, который приравнивался к имуществу, также сурово наказывались, вплоть до смертной казни.

Развитие экономической мысли в античном мире.

 

Определив название самой науки – “экономика” (“ойкос” – дом, “номос”- закон), дав миру первых ученных в этой области, древние греки,

тем не менее, отрицательно относились к тому, что мы сегодня называем «бизнес». Субъекты, представители производительного труда и торговли занимали низшую ступень в социальной системе греческой демократии и зачастую были лишены гражданства.

Между тем, в античном мире философия достигла высокого научного уровня, поэтому элементы экономической мысли, которые присутствовали в сочинениях Ксенофонта, Платона, Аристотеля, имели более научный подход, особенно там, где применялись анализ с помощью логической абстракции и систематизация. При исследовании экономических отношений древнегреческими философами использовался не только нормативный, но и позитивный подход.

В своем произведении «Домострой» Ксенофонт (444 – 355 до н.э.) дает следующее определение экономики – это наука обогащения своего хозяйства. Она должна учить рабовладельца умело организовывать свое хозяйство, что позволит увеличить производство полезных вещей.

В своих сочинения, Ксенофонт дал высокую оценку деньгам как концентрированному богатству и средству обращения, которое в любой момент можно пустить в ход. Но он решительно осуждал обращение денег в качестве торгового и ростовщического капитала и рекомендовал накапливать деньги в качестве сокровища, страхового фонда на случай неурожая или войны, на расширение натурального хозяйства.

Понятие о ценности у Ксенофонта связано с потребительной стоимостью, он считал, что ценность есть лишь то, от чего можно получить пользу.

Ксенофонт обосновал разделение физического и умственного труда, труд исполнителя – раба и труд руководителя – рабовладельца, при этом он считал необходимым разделение труда среди рабов. Он отмечал зависимость роста разделения труда от развития рынка.

В деревне, он указывал, разделение труда менее развито, в городе больше, так как в нем более распространены торговля и производство товаров. В крупных городах, где много покупателей, работнику достаточно знать одно ремесло, чтоб прокормится, зачастую даже нет необходимости знать ремесло в целом: один делает мужскую обувь, другой – только женскую.

Аристотель (384 – 322 до н. э.)в своих произведениях систематизировал, обобщил и продвинул в перед все современные в то время знания. Ссылаясь на естественное разделение труда, Аристотель объявил законом природы разделение на рабов и свободных. Греки должны заниматься политикой, а рабы и иностранцы – физическим трудом.

Аристотель проложил разграничения между простым товарным обращением и обращением денег. Меновую торговлю и товарную торговлю при посредстве денег он относил к экономке, а купеческую торговлю с целью получения прибыли объявил хрематистикой[1]. Экономику Аристотель считал естественной, а хрематистику – неестественной и противоречащей экономии.

Для хрематистики обращение есть источник богатства, вся она построена на деньгах, деньги суть начало и конец этого рода обмена. Богатство, к которому стремится хрематистика, безгранично.

Аристотель показал две различных формы обращения денег: когда они являются простым средством обращения и когда выступают как денежный капитал. Тем самым было намечено различие между простым товарным обращением и обращением капитала.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал