Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Французская ветвь политической экономии (Сэй)
Жан Батист Сэй (1767—1832) французский предприниматель и ученый, первый небританский экономист, популяризовавший и развивший идеи А. Смита. Основная работа Сэя — «Трактат политической экономии», увидевшая свет в 1803 г., имела три раздела: производство, распределение и потребление. Подобное деление: было впоследствии воспринято другими авторами и прочно вошло в научный оборот. Экономическая наука обязана Сэю в основном двумя весьма плодотворными идеями. Первая из них — это теория производственных факторов. По Сэю, трем факторам производства — труду, капиталу и природе (земле) — соответствуют три основных дохода: труд создает заработную плату, капитал — процент, земля — ренту. Сумма этих трех доходов определяет величину стоимости продукта, а каждый из владельцев того или иного фактора производства получает вознаграждение или доход, созданный соответствующим фактором производства, как определенную долю стоимости продукта. Таким образом, производственные факторы рассматриваются Сэем как равнозначные источники ценности. Трехфакторная теория сыграла важную роль в развитии экономической науки. Из нее впоследствии был развит факторный анализ производства (метод производственной функции), смысл которого состоит в нахождении выгодной, оптимальной комбинации факторов производства для тех или иных конкретных случаев. Вторая идея, получившая название тождества Сэя, равенства Сэя или закона рынка, связана с проблемой кризисов перепроизводства. Периодические кризисы перепроизводства, сопровождаемые депрессией, которая затем переходит в новый подъем, стали обнаруживаться, а затем регулярно повторяться начиная с 20-х годов XIX в. Закон рынков Сэя, гласящий, что производство всегда равно потреблению, исключал возможность общего перепроизводства товарной массы. Кризис перепроизводства, согласно закону Сэя, наступает не потому, что на рынке общее количество товаров превышает общее количество денег, а потому, что каких-то товаров было произведено меньше, чем нужно. Возникшее структурное несоответствие неизбежно выравнивается в результате движения товаров и комбинаций цен. Постулат Сэя, заключающийся в том, что производство всегда порождает спрос, продукты покупаются на продукты, разделялся другими представителями классической школы, включая Д. Рикардо и Дж. Ст. Милля. Однако впоследствии он был подвергнут обоснованной критике Дж. М. Кейнсом, указавшим на то, что закон Сэя игнорирует наличие денежного рынка, а функции денег ограничиваются функцией средства обращения. Несмотря на последующую критику, закон Сэя остается фундаментальным постулатом теорий либерального направления в экономической науке и в настоящее время. 12.Зарождение и развитие исторической школы в Германии.
В середине XIX в. в Германии, так долго страдавшей из-за отсутствия сильного централизованного государства и грезившей идеями его создания, сулившими мир, прочную безопасность и стабильность экономического развития, возникает новое направление экономической мысли, получившее название исторической школы. Его представители не соглашались с «абстрактными» теориями классической политэкономии, не считали их универсальными, пригодными для всех стран, и прежде всего для Германии. Кроме того, они полагали, что на развитие народного хозяйства оказывают воздействие не только базисные факторы (экономика и политика), но также и такие, как географическая среда, особенности исторического развития, национальной психологии, культуры и религии. Благодаря им экономика каждой отдельно взятой страны развивается по своим собственным, только ей присущим законам. Родоначальниками немецкой исторической школы заслуженно считаются Адам Мюллер и Фридрих Лист. Адам Мюллер (1779—1829) в работе «Основы искусства управления государством» (1809) приходит к заключению, что политическая экономия в первую очередь является наукой национальной, поскольку нация — это структурообразующий элемент всей жизни общества, в том числе и экономической. Ей присуши целостность и преемственность развития. Именно нация придаст экономике чрезвычайно индивидуальный и специфический характер. Экономическая сфера является лишь одной стороной народной жизни, и она должна соответствовать, служить общим, обязательно нравственным целям общества. В свою очередь нравственность, слагаемая из традиционных законов и обычаев, передаваемых го рода в род, от отца к сыну, представляет собой тот фундамент, на котором должна выстраиваться экономическая жизнь общества. Причем в этом процессе национальный интерес всегда должен превалировать над личным. Экономику, считал Мюллер, должны питать не только деньги (материальный капитал), но также разделение труда, его общенародное соединение, а также нравственный и интеллектуальный потенциал общества. Фридрих Лист (1798— 1846) в своем основном труде " Национальная система политической экономии» (1841) сформулировал так называемые теории производительных сил, экономического прогресса нации в процессе смены устаревших стадий производства новыми, а также обосновал необходимость активной экономической политики государства. Вслед за А. Мюллером он развивал национальную идею, считая, что нация представляет собой единое целое. Она — результат предшествующего развития, традиций, опыта, знаний, приобретенных в результате прохождения через стадию «дикости», «пастушескую» и «земледельческую» стадии и достижения «земледельческо-промышленной» ступени развития. От умелого использования и приумножения знаний, навыков, полученных на различных этапах ее становления, преемственности идей и традиций («умственного капитала»), а также от природно-географических условий и численности населения зависит увеличение производительности труда и развитие всех сфер производства. Богатство нации накапливается не путем индивидуальной деятельности людей на основе разделения труда и обмена, а в результате объединения этой деятельности, регулируемой государством. Именно государственная власть призвана координировать, направлять развитие и функционирование всех звеньев народного хозяйства, делая акцент на национальных интересах. Ее основной целью должно стать развитие производительных сил. Важную роль при этом играет, по мнению Ф. Листа, так называемое «промышленное воспитание» нации, призванное создавать условия для подъема производительных сил. Его сутью является игнорирование личных, сугубо эгоистических интересов индивидов для спасения и сохранения нации. Целое поколение нации должно и может жертвовать своим благосостоянием, для того чтобы производительные силы страны стати развиваться более быстро и эффективно. При этом преимущество должны получать такие отрасли производства, которые в текущий период не могут выдержать конкуренцию с соответствующими зарубежными отраслями. Важным инструментом в процессе становления народного хозяйства нации становятся политика протекционизма (ограничение поступления в страну импортных товаров путем введения высоких ввозных пошлин), а также упор на стимулирование развития транспорта и технических знаний. Однако не следует думать, что Ф. Лист был против свободы внешней торговли; после полного подъема промышленности он предлагал вновь к ней вернуться. Этот видный немецкий экономист отстаивал идею господства Германии в Европе, которой не преминули воспользоваться в обоснование своей геополитики нацисты уже в межвоенный период XX в. Концепция старой исторической школы нашла оформление в трудах Вильгельма Рошера (1817-1894) – «Очерк политической экономии с точки зрения исторического метода», Бруно Гильдебранда (1812—1878) — «Политическая экономия настоящего и будущего» и Карла Книса (1821—1898), написавшего монографию «Политическая экономия с точки зрения исторического метода». Этими работами впервые были обозначены принципы «исторического метода в политэкономии» и сформированы основные научные ценности данного направления экономической мысли. Они сводились к следующему: • Экономическая наука способна лишь описать возникновение и развитие экономических процессов, но не способна дать им адекватные обобщения. • Не существует абстрактных экономических или неизменных «естественных» законов, которые бы проявлялись стабильно и повсеместно, а есть только специфический и конкретный исторический путь нации; поэтому политическая экономия является наукой о законах хозяйственного развития наций; отсюда попытка показать практическое решение хозяйственных вопросов в каждой отдельно взятой стране на определенных исторических отрезках времени. • Вследствие того что любое современное хозяйственное устройство общества есть результат исторической эволюции, необходимо обращать внимание не только на настоящее нации, но и на ее прошлое. • Именно в прошлом нации следует искать ответы на вопросы, почему одни из них добиваются успеха в экономической деятельности, а другие, казалось бы, талантливые и мудрые, терпят фиаско. При этом необходимо сравнивать, как протекало развитие тех или иных экономических процессов у разных народов. • Следует учитывать также влияние на экономическое развитие любой страны и неэкономических факторов: социальной среды, особенностей национального характера, традиций, менталитета, религии и т.п. Руководствуясь данными постулатами, профессор Гёттингенского и Лейпцигского университетов В. Рошер рассматривал политическую экономию как науку о социальном хозяйстве, доказывая, что не может быть одного экономического идеала (образца хозяйственного развития) для всех народов. Он призывал изучать сначала природу народа, его хозяйственные потребности, затем рассматривать учреждения, способствующие удовлетворению его потребностей, и только после этого анализировать его успехи и неудачи. Рошер решительно выступал против всякого революционного преобразования общества, называя его «величайшим несчастьем и нередко смертельным недугом народной жизни». Он объяснял хозяйственные явления путем поиска исторических аналогий, а стимулом экономического развития считал неравномерность распределения доходов в обществе.
|