Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Австрийская школа и ее методологические особенности
Австрийская школа, пожалуй, больше всех направлений маржинализма заслуживает название «школа». Она возникла вокруг кафедры Венского университета, которую долгие годы возглавлял Карл Менгер. Кроме К. Менгера, основными представителями этой школы являются его последователи – Фридрих фон Визер и Ойген фон Бём-Баверк. «Австрийцам» свойственны все основные черты маржинализма, однако методологические принципы исследований представителей австрийской школы в значительной мере отличаются от других течений данного направления. Основоположник австрийской школы Карл Менгер (1840-1921) издал в 1871 г. работу «Основания политической экономии». Он изучал потребности людей, т.е. неудовлетворенные желания и стремления, а также удовлетворяющие эти потребности вещи – блага. Менгер отталкивался от анализа индивидуальных предпочтений человека, и все экономические категории выводил из отношения человека к вещи. Понятие ценности у него субъективно, идет от основанного на индивидуальной оценке восприятия полезности данной вещи конкретным человеком. Этот подход позволяет утверждать, что вне сознания человека ценность не существует. Блага Менгер разделил на две категории: экономические блага – редкие по сравнению с потребностью в них и потому имеющие ценность; неэкономические блага – широкодоступные и потому не обладающие ценностью. Менгер различал и блага различных порядков: блага первого порядка – конечные предметы потребления (первоочередные блага); блага более высоких порядков – экономические ресурсы, необходимые для производства благ первого порядка. Он отмечал, что по мере развития и усложнения производства увеличивается число этапов и временной лаг (производственный период), отделяющий факторы производства от предметов конечного потребления. Исследование человеческих потребностей, а также ценности вещи, измеряемой полезностью последней единицы запаса определенного потребительского блага, и зависимости предельной полезности от количества (запаса, редкости) имеющегося блага и интенсивности самой потребности в нем отражены в таблице К. Менгера. Римские цифры обозначают потребности индивида в различных благах от наиболее острой до наименее насущной, арабские – отражают снижающиеся предельные полезности блага одного вида. К. Менгер различал более и менее существенные потребности в зависимости от их насущности, предполагая, что человек ранжирует свои потребности по степени их важности (например, от I до X). Интенсивность потребности в каждом благе может быть различна – от нуля и выше (в данном случае от 0 до 10), а так как каждая следующая единица приносит меньшее удовлетворение, то по мере потребления интенсивность потребности и соответственно ценность конкретного блага, определяемая предельной полезностью, снижается от некоторых значений до нуля. Таблица 1 «Таблица Менгера»
Из таблицы также видно, что конкретная потребность более важного ряда может оказаться стоящей ниже отдельных конкретных потребностей менее важного вида. К примеру, восьмая единица I наиболее насущного вида потребностей будет представлять меньшую ценность или меньшую значимость для благополучия субъекта, чем первая единица VII менее важного вида потребностей. К. Менгер объясняет это тем, что действительная ценность блага определяется предельной полезностью, т.е. полезностью последней единицы этого блага, а предельная полезность, в свою очередь, зависит от количества (запаса) благ и интенсивности потребления индивида. Поэтому К. Менгер предположил, что благо VII-го порядка имеет большую ценность в виду того, что оно является более редким, чем благо I порядка. И действительно, если благо имеется в изобилии, то, как бы ни была велика его полезность, полезность последней единицы будет равна нулю, и, следовательно, нулевой будет и полезность любой единицы этого вида блага. И наоборот, если совокупная полезность блага не столь велика, то ограниченность их количества приводит к тому, что последняя единица ценится достаточно высоко, и благо приобретает ценность. На основании этого К. Менгер смог объяснить знаменитый «парадокс воды и алмаза» А. Смита. Можно сказать, что таблица Менгера иллюстрирует оба закона Госсена. Сформулированная К. Менгером, а затем и другими «австрийцами» зависимость предельной полезности от величины запаса была равносильна принципу снижающейся предельной полезности в соответствии с первым законом Госсена. Анализируя обмен, Менгер утверждал, что он взаимовыгоден (то есть общая полезность для каждого его участника возрастает) до тех пор, пока не наступит ситуация равновесия, в которой соотношение предельных полезностей обмениваемых товаров станет одинаковым для обеих сторон. А это и есть сущность второго закона Госсена. Таким образом, ценность блага, по мнению К. Менгера, зависит от степени его полезности и степени его редкости, т.е. определяется двумя факторами: субъективным (потребностями) и объективным (количеством благ). При этом различается объективная ценность (рыночные цены, формируемые в ходе конкуренции и представляют собой меновые пропорции обмена), которая существует независимо от сознания человека, и субъективная ценность (которая показывает, во сколько данный человек ценит ту или иную вещь с точки зрения своего благополучия). Аналогичная схема оценки ценности применялась К. Менгером и для оценки ценности факторов производства, которую он рассматривал, исходя из будущего использования созданных с их помощью благ. Он полагал, что будущая ценность конечного продукта не зависит от издержек производства, а, наоборот, определяет ценность применяемых факторов. К. Менгер впервые в экономической литературе сформулировал положение о «субституции» производительных благ. По его мнению, один и тот же продукт может быть создан с помощью различных комбинаций производственных факторов. На основе этого положения позднее выросла теория производственной функции. Менгер также высказал идею о «комплементарности» благ, участвующих в производстве, т.е. от взаимозависимости их ценности. Он отмечал, что если какого-то элемента производства не хватает, обесцениваются и все другие производственные блага. Здесь он обозначил проблему, исследуя которую его ученик Ф. фон Визер создал теорию вменения. Фридрих фон Визер (1851-1926) – автор таких работ, как «Происхождение и основные законы хозяйственной ценности» (1884 г.), «Естественная ценность» (1889 г.), «Теория общественного хозяйства»(1914 г.), – первым использовал термин «предельная полезность». Он также ввел в научный оборот понятие «естественная ценность», которая определяется предельной полезностью и отражает связь между количеством товаров и необходимой обществу полезностью. Ф. фон Визер сформулировал закон издержек производства, суть которого в том, что ценность производительного блага, выступающего как издержки производства данного потребительского блага, определяется не предельной полезностью данного потребительского блага, а ценностью продукта, имеющего наименьшую предельную полезность среди всех продуктов, которые можно изготовить с помощью производительного блага. Визер ставит цель соединить теорию полезности с теорией трех факторов производства, в результате которой часть ценности предметов потребления должна быть отнесена на счет того или иного производительного блага (труда, капитала, земли), которые участвуют в процессе производства. Он разработал субъективную теорию издержек, в соответствии с которой возможны разные варианты использования факторов производства, причем выбор любого направления является определенной «жертвой», так как означает отказ от иных вариантов использования экономических ресурсов. В условиях конкуренции имеющийся запас факторов производства распределяется так, что обеспечивает их владельцам одинаковую отдачу при любом альтернативном использовании. Таким образом, Визер говорит о хорошо знакомых нам альтернативных издержках (они же – вмененные издержки, издержки альтернативных возможностей, издержки упущенных возможностей). Учеником Менгера был и Ойген фон Бём-Баверк (1851-1914). К наиболее значимым работам Бём-Баверка можно отнести работы «Основы теории ценности хозяйственных благ» (1886 г.) и «Капитал и процент» (1884-1889 гг.). Особый интерес представляет созданная им психологическая теория процента, которая связана с представлением Бём-Баверка о капитале. Он не считал процент порождением капитала, а капитал – самостоятельным фактором производства наряду с трудом и землей. Под капиталом им понималась совокупность элементов, служащих производству вещей. Труд и земля – первоначальные элементы производства, капитал является промежуточным продуктом труда и земли, не обладает самостоятельной производительной силой, а лишь создает возможности для действенности труда и земли (т.е. капитал создает вещи, а не доход в форме процента). Существование процента Бём-Баверк связывал с фактором времени и объяснял психологией людей, которые оценивают сегодняшние блага и доходы выше будущих. Поэтому отказ кредитора от сегодняшних благ в пользу будущих должен оплачиваться определенной премией, процентом. Ценность конечного продукта должна быть больше ценности услуг по его производству (т.е. средств существования владельцев факторов производства) на величину процента. Это возможно, когда эффективность производства позволяет компенсировать разрыв между настоящими и будущимиблагами. Бём-Баверк не приводит четкой схемы определения величины процента, но называет влияющие на его уровень факторы: объем национального фонда средств существования, численность рабочих, производительность производства. Получается, что ученый, так или иначе, возвращается к отвергаемой им идее производительности капитала как основы процента.
|