Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Историческое место социально-экономических взглядов утопического социализма в Западной Европе начала XIX в.
Социалистическое учение утопистов возникло в первой четверти XIX в. в обстановке нарастающей классовой борьбы между рабочими и буржуазией. Рабочие движение было не развитым, носило стихийный характер. Именно это обусловило расцвет утопического социализма. Утописты-социалисты, не познав объективных законов развития общества, желали перестроить капиталистическое общество нереволюционным путем. Идеальный строй общества, о котором они мечтали и за который боролись, в основе своей предполагал общественную собственность и свободный коллективный труд. Утописты-социалисты не только не были сторонниками революционного уничтожения капитализма, но по большей части выступали как противники социалистической революции. Они верили, что стоит только путем просвещения и агитации добиться повсеместного распространения социалистических идей, стоит только просветить народ, воспитать побольше добродетельных людей, как социализм возникнет безболезненно. Место общественной деятельности у них занимает личное изобретательство, место организации и борьбы - фантастические планы реорганизации общества, место действительных исторических условий – надуманные условия. Анри Клод де Рубруа Сен-Симон (1760-1825) автор работ «Письма Женевского обывателя современникам», «Очерк науки о человеке», «О промышленной системе» и другие. В противоположность всем буржуазным экономистам, критикуя капитализм, считал возникший после французской революции капиталистический строй переходящим и требовал создания нового общественного строя. Его учение носило определенно антифеодальный характер. Он защищал и буржуазию и рабочих, так как не мог провести между ними различие. Сен-Симон отмечал, что исторические события развиваются по определенным закономерностям: каждый предыдущий исторический период заключает в себе предпосылки для последующего исторического периода. Был сторонником ассоциаций, где собственником производства является не предприниматель, а коллектив, предприниматель же работает по указаниям ассоциации и в ее интересах как ответственное лицо. Каждому – по способностям, каждой способности – по ее делам. Сен-симонисты отрицали право наследования и частную собственность вообще как несправедливую привилегию жить праздно и пользоваться плодами чужого труда. Крупная заслуга Сен-Симона в том, что он показал огромное тормозящие влияние на экономику анархии производства. С нею он связывал появление экономических кризисов. В отличии от учения Сен-Симона в учении Фурье имеется больше экономических проблем. Фурье занимался вплотную вопросами перестройки экономической жизни. Франсуа Мари Шарль Фурье (1772-1837) автор работ «Теория четырех движений и всеобщих судеб», «Трактат о домашней и земледельческой ассоциации». Указывал, что правильная организация общества должна учитывать все человеческие склонности. В социалистической общине каждый может свободно выбирать ту работу, к которой у него больше всего склонности. При этом выдвигает идею соперничества между отдельными группами работников (соревнования). Называет семь условий правильной организации труда: - каждый получает известную долю общественного продукта; - продукт делится между тремя факторами: трудом, капиталом и талантом; - полная свобода каждому заниматься той работой, которую он считает более целесообразной; - разделение труда должно быть дробным, с тем чтобы обеспечить самые разнообразные работы; - каждый может ежедневно переходить от одной работы к другой, чтобы было разнообразие в труде; - работу следует организовать так, чтобы она доставляла удовольствие, была привлекательной; - работники и группы работников развивают между собой соперничество в виде соревнования.
|