Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 6. Творческие эксперименты Л.В. Якобсона






Цель: раскрыть особенности постановочной деятельности Л.В. Якобсона.

Задачи:

· определить лексические черты хореографии Якобсона;

· охарактеризовать значимость лучших постановок балетмейстера для советского балета;

· проанализировать репертуар организованного им коллектива – «Хореографические миниатюры».

Талант Л. Якобсона своеобразен, глубоко индивидуален, неповторим. Его творческий почерк размашист и собран. Темы, волновавшие художника, многогранны до бесконечности. Не существует жанра, которого не коснулась бы его хореогра­фическая фантазия.

Леонид Вениаминович Якобсон (1904-1975) – один из самых творчески дерзких и отважных балетмейстеров. Его путь в искусстве не гладок и не ровен. Он сочетал в своем творчестве два редко сочетаемых таланта: умение строить большие хореографические полотна и дар создавать номера – мини-спектакли. Его хореографические миниатюры – беспрекословные шедевры.

Леонид Якобсон был одержим поиском нового. Отвергая классический танец, он ставил свои произведения – большие и малые – на основе физкультурных движений. Гимнастический, акробатический стиль представлялся ему современным выражением эпохи. Сила, молодость, красота человеческого тела, бодрость духа, энергия – это материал для нового слова в танцевальном искусстве. Он ратовал за свободную пластику, а в этом виделось посягательство на строгие каноны классической хореографии. А на самом деле он стремился к возможности обогатить танец всеми видами новой танцевальной лексики и техники.

Леонид Вениаминович родился в Петербурге. Учился в Ленинградском хореографическом училище у ведущего педагога В.И. Пономарева, которое закончил в 1926 г. С 1926 по 1933 г. танцовщик гротесково-характерных танцев в труппе Ленинградского государственного академического театра оперы и балета.

С ранних лет у Якобсона проявился талант постановщика – А.Я. Ваганова отметила его устремления и сделала стажером-балетмейстером школьного театра. Первой крупной работой Якобсона было участие в создании балета «Золотой век» на музыку Д.Д. Шостаковича. Балет ставили трое: В.И. Вайнонен, В.П. Чесноков, Л.В. Якобсон. Перечитывая критические замечания по поводу этого балета, теперь можно заметить, что для своего времени он имел право на существование. Конечно же, Якобсону в нем были поручены спортивные танцы. Его работа в балете оказалась лучшей и, что самое главное современной.

Якобсону, как очень немногим, было присуще чувство современности. В первые годы деятельности его рабочей площадкой стало Ленинградское хореографическое училище. Если школе в то время не хватало средств для оплаты балетмейстерских работ, то Якобсону некогда было ждать, когда они появятся. Он хотел ставить балетные номера, набирать творческую силу. В это время он поставил: антирелигиозный номер «Попики»; со­циально острый номер «Они о нас»; физкультурные этюды, марши; для флотской самодеятельности Кронштадта создал массовую танцевальную «Морскую сюиту».

Балетмейстер обладал особым чутьем, угадывающим природу детского танца. Его номера, поставленные для детей, отличало серьезное отношение к детской психологии. Якобсон ставил детские номера, предлагая маленьким артистам сознательно увлекаться предложенными обстоятельствами той или иной ситуации из их жизни. Тогда детское становилось достоверным, убежденным, как бы своеобразным театром взрослых о детях.

В 1941 г. в Казани, где Л.В. Якобсон находился в эвакуации, он создал свою знаменитую работу – балет «Шурале» на музыку татарского композитора Ф. Яруллина по мотивам поэмы Габдуллы Тукая. В Казани спектакль был доведен до генеральной репетиции и поставлен впоследствии на сценах Кировского Театра в 1950 г. и Большого театра в 1955 г. Он сохраняется в течение полувека на сцене Казанского театра оперы и балета. «Шурале» причислен к советской классике. В этой постановке Л.В. Якобсон возвращается к приемам старого классического балета: избрана пальцевая танцевальная лексика, в основе либретто традиционный сказочный сюжет, где добро побеждает зло. «Героиня – девушка-птица Сюимбике – вызывает ассоциации, связанные с образом Лебедя в «Лебедином озере». Один из лучших кордебалетных ансамблей – танец-полет птичьей стаи – построен по принципу белого лебединого акта Иванова».[70] В балете Якобсона большая роль отводится национально-характерному танцу. Все это в традициях старого классического балета XIX века.

 

Краткое содержание балета.

Охотник Батыр встречает в лесу прекрасную девушку Сюимбике, сбросившую с себя злые чары, превратившие ее в птицу. Леший Шурале прячет ее крылья, и она не может улететь. Батыр вступает в поединок с Шурале, побеждает его. Он увлекает Сюимбике в деревню. Следует красочная сцена народного праздника с участием главных персонажей. В раз­гар веселья Шурале подбрасывает Сюимбике ее крылья, и девушка вновь пре­вращается в птицу, улетает. Но воронья стая гонит ее к волшебнику Шурале. Батыр устремляется в погоню за любимой Сюимбике. Финальное, третье дей­ствие фактически повторяет финал «Лебединого озера»: Батыр борется с Шурале и злыми духами леса. Шурале повержен и погибает в огне разбуше­вавшегося пожара. Пламя готово поглотить влюбленных, но Сюимбике не хочет спастись, она предпочитает погибнуть вместе с Батыром. Некие добрые волшебные силы не дают свершиться злу: лес преображается, светлеет, пламя исчезает. Появляются люди — они желают счастья жениху и невесте.[71]

 

Балет «Шурале» шел с великолепными составами исполнителей. Игорь Бельский и Юрий Григорович танцевали партию лешего Шурале. В роли Батыра был незаменим монументальный живописный Аскольд Ма­каров. Красивую партию Сюимбике танцевали многие ведущие балерины, в том числе Ирина Колпакова и Майя Плисецкая.

Другой этапной работой Якобсона стал его «Спартак» на музыку Арама Хачатуряна, поставленный в Кировском театре в 1956 г. и перенесенный на сцену Большого театра в 1962 г. Ленинградская премьера всколыхнула всю театральную общественность. В те далекие 50-е гг. с их нравственным аскетизмом такой спектакль представал неслыханным вызовом. В балете царила куртизанка Эгина в воинствующе-страстном воплощении Аллы Шелест. Танцы исполнялись в мягкой обуви, на полупальцах. Лек­сика движений была далека от классики: хореограф прибегал к станцован­ной в античном стиле пантомиме. «Герои балета словно ожили и сошли с древних фресок, горельефов, вазописи. Главным в постановке было воспроизведение бесчеловечного Рима – жестокого и развратного. Впечатляли картины «Лагерь Красса», «Битва со Спартаком», «Пир Красса» и особенно вакханалия «Танец гадитанских дев» – неистовый танец, в ходе которого с извивающихся женских тел спадали покрывала, оставляя танцовщиц в от­кровенных костюмах».[72] В образе Спартака хореограф видел танцовщика Аскольда Макарова, обладавшего внушительными античными пропорциями. Его Спартак казался легендарным памятником, а не живым человеком.

Ленинградская постановка 1956 г. подверглась критике. Хореографа упрекали в ослаблении героической линии, в чрезмер­ной постановочной помпезности, в смещении акцентов в оценке историчес­кой роли восстания рабов под предводительством Спартака. Однако публика с воодушевлением принимала это балетное зрелище. Во многом успеху со­действовали два превосходных состава исполнителей: Спартака воплощали Аскольд Макаров и Борис Брегвадзе, танцовщики античной красоты; в роли Эгины, кроме несравненной Аллы Шелест, выступала классически строгая Ольга Моисеева. Партию Фригии танцевали Инна Зубковская и Нинель Петрова. В московской версии партию Фригии исполняла Майя Плисецкая, Эгины – Наталия Рыженко. Спартака изображал эффектно-монументальный солист Дмитрий Бегак.

Якобсон всегда испытывал тяготение к малой танцевальной форме, и здесь широкую известность получили номера «Охотник и птица», «Сновидения» на музыку Э. Грига, созданные для Ольги Лепешинской. Неисто­вая хореографическая фантазия Л.В. Якобсона проявилась в постановке «Хореографические миниатюры», показанной на сцене Кировского театра 1958 г. Балет был снят на пленку и получил приз «Золотая нимфа» в Монте-Карло.

В 1962 г. Якобсон показывает балет «Клоп» на музыку Ф.О. Отказова и Г.И. Фиртича по пьесе В.В. Маяковского. Аскольд Макаров без грима был вылитый Маяковский, на глазах у зрителя сочиняющий сатиру на мещанство. В роли Зои Березкиной выступила Наталия Макарова, проявив неожиданный талант в создании бытового гротескного образа, воплощая его танцем не на пуантах, а на каблуках. Якобсон ощущал необычное дарование Макаровой, ее способность воплощать современную танцевальную стилистику. Для нее был сочинен балет «Страна чудес» на музыку И. Шварца по мотивам русских сказок. Успешным оказался опыт постановки балета «Двенадцать» по А.А. Блоку на музыка Б.И. Тищенко.

В 1969 г. создает собственный коллектив «Хореографические миниатюры», которым он руководил до конца жизни. Театр Якобсона, как его стали называть, сразу завоевал авторитет и признание, хотя добиться стационарного помещения так и не удалось. В его репертуаре было 28 одноактных балетов и 60 миниатюр, в основном сочинения Якобсона. Репертуар был очень широк в плане стилей, тематики, структурных форм. В сущности, миниатюры Якобсона охватили всю историческую картину формирования балетного искусства.

Среди многочисленных работ Якобсона в его труппе следует выделить: «Экзерсис XX века», «Бродячий цирк», «Контрасты», «Негритянский концерт», «Ночной город», «Полет Тальони», «Моцартиана», «Средневековый танец с поцелуями», «Свадебный кортеж» и многие другие.

После смерти Л.В. Якобсона коллектив «Хореографические миниатюры» возглавил народный артист СССР Аскольд Макаров.

 

Краткие выводы по теме:

1. Леонид Якобсон занимает в истории советского балета роль балетмейстера, который шел «против течения» официального процесса развития хореографического искусства. Отвергая каноны классического танца, был приверженцем свободной пластики, гимнастического, акробатического стиля.

2. Творческая жизнь Якобсона разнопланова. Его круг интересов не ограничивался только полномасштабными балетами. Он ставил детские номера, являлся мастером хореографических миниатюр, которые были беспрекословными шедеврами.

3. Л.В. Якобсон – создатель коллектива «Хореографические миниатюры», который много гастролировал в СССР и за рубежом, завоевал авторитет и всеобщее признание.

 

Список литературы:

· Беляева-Челобитько, Г.В. Раиса Стручкова [Текст] / Г.В. Беляева-Челобитько. – М.: Балетный круг, 2002. – 174 с.

· Ванслов, В.В. В мире искусств [Текст] / В.В.Ванслов. – М.: Знание, 2003. – 232 с.

· Русский балет: энциклопедия [Текст] / под ред. А.П. Горкина. – М.: Согласие, 1997. – 632 с.

· Эльяш, Н.И. Образы танца [Текст] / Н.И. Эльяш. – М.: Знание, 1980. – 238 с.

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал